Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 2. Трудности при обучении чтению: психологические причины, диагностика и коррекция




П

РАЗДЕЛ П. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Таблица 1. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

 

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., " зуки" вместо " жуки", " шапаги" вместо " сапоги", " панка" вместо " банка" )

Недоразвитие фонетико-фоне-матического анализа

Задания 26, 27

 

 

Недостатки в развитии процес­сов произвольного внимания

Задание 2

 

 

Несформированность звуко-буквенных ассоциаций

Задания 40, 46

 

 

Недостатки в произношении

Задания 31, 32

Консультация логопеда

 

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., трва" вместо " трава", кродил вместо " крокодил", " жвт" вместо " живет", " сдт" вместо " сидит", " красны" вместо " красный", " набухл" вместо " набухли" )

Недостаточность звуко-буквен-ного анализа

Задание 28

 

 

Неустойчивость внимания

Задания 26, 5

 

 

Сниженная работоспособность

 

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение " разгрузочного дня" )

 

Индивидуально-психологичес­кие особенности (особенности темперамента)

 

Повышение концен­трации внимания, усиление самокон­троля

 

Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием

Недостатки в развитии фонети-ко-фонематического анализа

Задания 26, 27

 

мягких согласных (напр., " васелки" вместо " васильки", " кон" вместо

Не развито умение дифференци­ровать мышечные усилия

Задание 43(9)

 

" конь", " смали" вместо " смяли" )

Не усвоены правила правописания

 

Ликвидировать пробелы в знаниях

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова

Несформированность фонетико-фонематического анализа

Задания 26, 27

 

 

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Трудности при выделении слова из предложения, при определении

Недостатки в развитии вербального анализа

Задание 34

 

количества названных слов

Несформированность понятия числа

Задания 88, 89

 

Неразличение звуков в слове, выделение только

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Задания 26, 27

Консультация логопеда

акустически сильных

Недостаточность звукового анализа

Задание 28

 

Затруднения при определении последовательности звуков в слове

Недостатки в развитии звукового анализа

Задание 28

 

 

Слабое развитие слуховой памяти

Задания 14, 15

 

Неразличение при письме сходных по начертанию

Недостаточность зрительного анализа

Задания 5, 33, 40, 44, 76

 

букв (6-е, н-п, м-л. ш-т б-д и др. )

Несформированность анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Недоговаривание, добавление звуков

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа

Задания 26, 27

Консультация логопеда

Недостаточность процессов звукового анализа

Задание 28

 

Недостатки в артикулировании

Задание 32

Консультация

логопеда

Добавление гласных букв, (напр., " галака" вместо " галка", " тарава" вместо " трава", " клюкива" вместо " клюква", " кувашин" вместо " кувшин" )

Несформированность звуко-буквенного анализа

Задание 28

 

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

 

Перестановка букв и слогов в сло­вах, (напр., " звял" вместо " взял",

" пеперисал" вместо " переписал" ^ " уманя" вместо " умная" )

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Задание 28

Консультация лого­педа (при недостат­ках произношения)

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

 

При письме сращивание и расщеп­ление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок(напр. " виситнастне", " подорожке", " при летели", " в зела" вместо " взяла", " жи вет" вместо " живет", " жвлсу" вместо " живет в лесу", " послдаж" вместо " после дождя" )

Несформированность вербально­го анализа

Задание 34

 

Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза

Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

" Зеркальное" написание букв, неуз­навание букв в перевернутом виде

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3, 4, 40

Конструировать букву из ее элементов

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

 

Отсутствие прочной связи меж­ду зрительным и двигательным образами буквы

Задание 40

Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-дм-п, н-п)

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

 

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы

Слабо развита тонкая моторика-руки

Задание 43

 

располагаются выше или ниже

Не сформированы зрительно-двигательные координации

Задание 8

 

  надет ючное или подстрочное простанство рабочей строки

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

 

Не усвоено понятие " рабочая строка"

Задание 6

 

Распожение букв при списывании в обратной последовательности; ко-пия располагается слева от образца

Не сформирована однонаправ­ленность считывания слева направо

Задание 6

 

 

Недостаточно развит анализ пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположе­но на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образ­ца; продолжение учебного материа­ла располагается за границей рабо­чей строчки}

Недостаточно развит анализ пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Не отработано правило разме­щения учебного материала в направлении сверху вниз

Задания 6, 7

 

Затруднения при усвоении правиль­ного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр

Недостаточность зрительного анализа   ,

Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

Недоразвитие микромоторики

Задание 43

 

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

 

Несформированность дифференци­рованных зрительных образов букв

Задание 40

 

Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)

Задание 3

 

Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно " надавливать" на ручку или карандаш

Недоразвитие макро- и микро­моторики

Задание 43

 

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)

 

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

 

Несформированность личност­ных качеств аккуратности и прилежности

 

Выработка соответ­ствующих качеств

Очень медленный темп письма

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

 

Недостаточное развитие микро­моторики

Задание 43

 

 

Трудности в произвольном управлении движениями

Задания 9, 11

 

с

Инертность нервных процессов

 

Предоставить возможность рабо­тать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения зада­ний; проводить тре­нировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; вы­полнять задания с ограничением вре­мени работы; фор­мировать личност­ные качества (собранность, орга­низованность, уме­ние быстро сосредо­тачиваться).

 

 

 

 

 

 

Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв

Задание 46

 

 

Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа

Задание 28

 

 

С ошибками списывает с доски

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

 

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

 

 

Неумение поэлементно воспро­изводить образец

Задания 4, 83

 

 

Слабое развитие кратковремен­ной зрительной памяти

Задание 12

 

 

Искажение почерка (нестабильность графических форм)

Недостатки в развитии зритель­но-двигательных координации

Задание 8

 

 

Недостаточное развитие про­цессов зрительного анализа

Задания 1, 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

 

Отсутствие прочной связи меж­ду зрительным и двигательным образами буквы

Задание 40

 

 

Сложности при переводе звука в бу­кву и наоборот

Несформированность звуко-буквенного анализа

Задание 28

 

 

Не выработаны прочные ассоциа­тивные связи между звуковой и графической формами буквы

Задание 46

 

 

*

Не усвоены понятия " звук" и " буква" и их соотношение

Задания 26, 40

 

Дислексия

 

Занятия с логопедом

Трудности в удержании и воспроиз­ведении элементов речи (звуков, слов, предложений)

Недостатки в развитии непо­средственной кратковременной памяти

Задания 12, 14, 15

 

Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании

Задания 17, 21

 

Недостатки в развитии произвольного внимания

Задание 2

 

Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот (смешение печатных и письменных букв)

Недостаточность развития     • процессов зрительного анализа

Задания 1,

3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

Недостаточная отдифференциро-ванность зрительных образов печатных и письменных букв

Задание 40

 

Недостаточное развитие зрительной памяти

Задание 12

 

Тремор (дрожание руки) при письме

Трудности в произвольном управлении микромоторикой

Задание 43

 

Неумение дифференцировать мышечные усилия

Задание 43(9)

 

Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координации

Задание 8

 

Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)

 

Щадящий режим {снижение учебной нагрузки, введение " разгрузочного дня" )

Появление или возрастание ошибок к концу работы

Постепенное ослабление самоконтроля

Задание 11

 

 

Недостаточный уровень разви­тия процессов саморегуляции

Задание 9

 

Ослабление процессов произвольного внимания

Задание 12

 

 

Астеническое1 состояние

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение " разгрузочного дня " )

Количественные ошибки (преувеличение или

Недостаточность зрительного анализа

Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76

 

преуменьшение количества букв, слогов и элементов

Несформированность понятия числа

Задания 88, 89

 

букв; например, " бабабушка", " ш " вместо " и ", " п " вместо " т ", " тг " вместо " т " )

Индивидуально-типологические особенности (инерция возбуди­тельного процесса или прежде­временное торможение)

 

Повысить концен­трацию внимания, усилить самокон­троль

Плохо ориентируется в пространстве листа тетради

Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)

Задания 41, 42

 

 

 

 

 

 

Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля

Задание 9

 

Трудности в усвоении алфавита-

Недостатки в развитии непосред­ственной произвольной памяти

Задание 12

 

Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию

Задания 26, 40

 

Несформированность звуко-буквенного анализа

Задание 28

-

Затруднения в употреблении заглавной буквы

Недостаточное развитие вербального анализа

Задание 346

 

Недостаточная гибкость мыслительной деятельности

Задание 16

 

Не усвоено соответствующее правило

 

Ликвидировать пробелы в знаниях

Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложении

Несформированность вербально­го анализа

Задания 346, 35

 

Недостаточное развитие процессов зрительного анализа {синкретичность восприятия)

Задания 1, 5, 35

 

Трудности при определении слова как части речи (напр., " бег", " пение " называет глаголами, " лежать", " молчать" -не глаголами, т. к. не обозначают действия)

Конкретность мышления ^не может отделить слово от обозначаемого содержания)

Задание 39

 

Недостаточность операции абстрагирования

Задание 75

 

Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы ~ часовой, жарко -жаркий, светает - свечка)

Конкретность мышления

Задание 39

Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов

Недостаточность мыслительной операции обобщения

Задания 18, 24

Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что " жи-ши " пишется с буквой " и", пишет " сидел на крыши" )

Недостаточность операции абст­рагирования

Задание 75

Отдифференциро­вать условия, при которых пишется " и" или " е" (в дат. и предл. падежах)

Несформированность операции сравнения

Задание 48

Недостатки в развитии мысли­тельной операции анализа

Задания 3, 4, 5, 35

Отсутствует " орфографическая зор­кость" (не умеет найти орфограмму)

Недостатки в развитии слухово­го вербального анализа

Задание 47

Отчетливое громкое послоговое проговаривание зрительно воспринимаемых слов; " отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)

Недостатки в развитии зритель­ного анализа вербального мате­риала

Задания 44, 45, 60, 64, 65

Несформированность звукового анализа

Задание 26

Недоразвитие зрительной памяти

Задания 12, 45

Недостаточность звуко-буквенного анализа

Задание 28

Недостатки в развитии самокон­троля

Задание 10

Несформированность двигатель­ных образов слов

Задание 40

Недостаточное артикулирование слов при письме

Задание 32

 

-

Не отработана связь графиче­ской формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой Недостатки в развитии фонема­тического восприятия

Задание 46 Задание 26

 

 

Недостаточность развития про­цессов произвольного внимания

Задание 2,

 

Неправильная постановка точки при письме

Недостатки в развитии верба-льно-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)

Задание 34

Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из

с

Недостаточность развития мыш­ления (не понимает предложен-" ный текст)

Задания

53, 54, 55, 56

отдельных слов; сос­тавление несколь­ких предложений;

 

Несформированность мысли­тельной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)

Задание 21, 36

работа с деформи­рованными предло­жениями и текстами (со слитно написан­ными словами, с пропущенными сло­вами, рассыпанные" предложения); вы­разительное громкое чтение; составление плана текста

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Не умеет находить ошибки в собст­венной работе

Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)

Задания 10, 54

Учить выделять отдельные слова и проверять каждое

• •

Недостаточная концентрация внимания

Задание 2

из них на соответ­ствие общему смы­слу предложения; делить отдельные слова на слоги, про­читать их и прове­рить, нет ли про­пуска, замены, пе­рестановки, удвое­ния букв или сло­гов; использование приема " ошибаю­щийся" учитель

                                                                       

Таблица 2. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологические и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

Затруднения при слиянии букв, в слоги, слогов в слова

Низкий уровень синтеза звуко­вых элементов

Задание 29

 

Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций

Задание 46

 

Недостаточное знание букв алфавита

Задания 12, 14, 15, 40

 

Не усвоены понятия " звук" и " буква" и их соотношение

 

Отработать понятия " звук" и " буква"

Побуквенное или слоговое чтение

Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов

Задания 29, 49, 50

" Вычистить" согласные звуки

Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

 

Неправильное чтение похожих по начертанию букв {напр., " фозетка " вместо " розетка" )

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания 4, 5, 60, 65

 

Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы

Задания 21, 40

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Потеря строки при чтении

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

 

 

 

 

 

 

Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искаже­ниями (напр., " исповедь" вместо " исподволь ", " маяться " вместо " маятники", " выше" вместо " вышла", " дне" вместо " две" )

Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия)

Задания 35, 58, 59, 61, 62, 64

 

 

" Зеркальное" чтение (чтение слов справа налево)

Несформированность однона­правленности считывания слева направо

Задания 6, 62

 

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42, 61

 

 

Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв после-0

дующими) {напр., " заряд" вместо " разряд", " мушура" вместо " мишура ", " апаликация " вместо " аппликация", " эксплюатотор"

вместо " эксплуататор" )

Несформированность процессов • произвольного внимания

Задания 2, 57, 60

 

 

Недостаточность процессов зрительного анализа

Задания 5, 60, 65, 68, 69

 

 

Индивидуальные особенности темперамента (холерический)

 

Повысить концен­трацию внимания, усилить самокон­троль

 

Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую

Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов

Задание 46

 

 

Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного

Повышенная возбудимость (холерический темперамент)

Задание 70

 

 

Чрезмерная автоматизация навыка чтения

Задание 70

 

 

 

 

 

 

Нечеткое произношение

Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия

Задание 26

Консультация логопеда

Недостатки в артикулировании

Задание 32

 

Низкая скорость чтения с

Недостаточность зрительного анализа буквенного материала (неразличение сходных по напи­санию букв, слов)

Задания 60, 71, 72

 

Несформированность процесса синтеза звуковых элементов

Задания 73, 74

 

Не выработаны прочные ассо­циации между буквой и звуком

Задания 37, 46,

 

Недостатки в артикулировании

Задание 32

Консультация логопеда

Малый объем восприятия

Задания 37, 38, 72

 

Инертность нервных процессов

 

Предоставить воз­можность читать в удобном темпе

Неустойчивость произвольного внимания

Задание 2

 

Челночное чтение(чтение с возвра­том)

Не сформирована однонаправлен­ность считывания слева направо

Задание 6

 

Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам

Не упрочены звуко-буквенные ассоциации

Задание 46

 

Недостаточное развитие фоне­матического анализа

Задание 26

 

Недостатки в произношении (" грязные" согласные звуки)

Задания 30, 31

Консультация логопеда

 

 

 

 

Ограниченный словарный запас

Недостаточное развитие процессов памяти

Задания 14, 17, 21

 

Слабая познавательная активность

Задание 51

 

Недостатки в развитии мысли­тельных операций классифика­ции, обобщения

Задания 18, 19

 

Плохое запоминание прозы и стихо­творений

Механическое запоминание (недостаточная опора на мысли­тельную деятельность)

Задания 13, 17, 21

 

Недостаточность непосредствен­ного произвольного запоминания

Задания 12, 14

 

Недостатки в развитии воображения

Задание 52

 

Астеническое состояние

 

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение " разгрузочного дня" )

Не может пересказывать прочитан­ное своими словами, стремится к дословному пересказу

Слабая активизация мыслитель­ной деятельности при чтении

Задания 51, 53, 54, 55

Составлять план к тексту

Невладение приемами смысло­вой обработки текста

Задания 13, 21, 53-56

 

Плохое речевое развитие, мале­нький словарный запас, не мо­жет производить синонимиче­скую замену слов

Задания 66, 67

 

Не понимает прочитанного

Задания 20, 21, 55

 

 

Недостатки в развитии мышления

Задания 1, 18, 19

 

Недостатки в развитии воображения

Задание 52

 

Не может выделить главное, существенное

Задания 53, 54, 55

 

Не может изменять конструкцию предложений

Задание 67

 

Смешивание значений слов

Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия

Задание 26

 

Недостатки в артикуляции

Задание 32

Консультация логопеда

Недостаточная гибкость мышления

Задание 16

 

" Механическое" чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста)

Некритичность мышления

Задания 54, 56

Обогащать словарный запас Поиск уч

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...