Таблица 1. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Педагогическая симптоматика трудностей
Психологические и другие причины
Задания для психодиагностики и коррекции
Психолого-педагогические рекомендации
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., " зуки" вместо " жуки", " шапаги" вместо " сапоги", " панка" вместо " банка" )
Недоразвитие фонетико-фоне-матического анализа
Задания 26, 27
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания
Задание 2
Несформированность звуко-буквенных ассоциаций
Задания 40, 46
Недостатки в произношении
Задания 31, 32
Консультация логопеда
Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (напр., трва" вместо " трава", кродил вместо " крокодил", " жвт" вместо " живет", " сдт" вместо " сидит", " красны" вместо " красный", " набухл" вместо " набухли" )
Недостаточность звуко-буквен-ного анализа
Задание 28
Неустойчивость внимания
Задания 26, 5
Сниженная работоспособность
Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение " разгрузочного дня" )
Индивидуально-психологические особенности (особенности темперамента)
Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием
Недостатки в развитии фонети-ко-фонематического анализа
Задания 26, 27
мягких согласных (напр., " васелки" вместо " васильки", " кон" вместо
Не развито умение дифференцировать мышечные усилия
Задание 43(9)
" конь", " смали" вместо " смяли" )
Не усвоены правила правописания
Ликвидировать пробелы в знаниях
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова
Несформированность фонетико-фонематического анализа
Задания 26, 27
Недостаточность развития анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Трудности при выделении слова из предложения, при определении
Недостатки в развитии вербального анализа
Задание 34
количества названных слов
Несформированность понятия числа
Задания 88, 89
Неразличение звуков в слове, выделение только
Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
Задания 26, 27
Консультация логопеда
акустически сильных
Недостаточность звукового анализа
Задание 28
Затруднения при определении последовательности звуков в слове
Недостатки в развитии звукового анализа
Задание 28
Слабое развитие слуховой памяти
Задания 14, 15
Неразличение при письме сходных по начертанию
Недостаточность зрительного анализа
Задания 5, 33, 40, 44, 76
букв (6-е, н-п, м-л. ш-т б-д и др. )
Несформированность анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Педагогическая симптоматика трудностей
Психологические и другие причины
Задания для психодиагностики и коррекции
Психолого-педагогические рекомендации
Недоговаривание, добавление звуков
Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
Задания 26, 27
Консультация логопеда
Недостаточность процессов звукового анализа
Задание 28
Недостатки в артикулировании
Задание 32
Консультация
логопеда
Добавление гласных букв, (напр., " галака" вместо " галка", " тарава" вместо " трава", " клюкива" вместо " клюква", " кувашин" вместо " кувшин" )
Несформированность звуко-буквенного анализа
Задание 28
Неустойчивость произвольного внимания
Задание 2
Перестановка букв и слогов в словах, (напр., " звял" вместо " взял",
" пеперисал" вместо " переписал" ^ " уманя" вместо " умная" )
Недостаточность зрительного анализа
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76
Недостаточность звуко-буквенного анализа
Задание 28
Консультация логопеда (при недостатках произношения)
Неустойчивость произвольного внимания
Задание 2
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок(напр. " виситнастне", " подорожке", " при летели", " в зела" вместо " взяла", " жи вет" вместо " живет", " жвлсу" вместо " живет в лесу", " послдаж" вместо " после дождя" )
Несформированность вербального анализа
Задание 34
Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
" Зеркальное" написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде
Недостаточность зрительного анализа
Задания 3, 4, 40
Конструировать букву из ее элементов
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
Задание 40
•
Замена букв по пространственному сходству (с-е, б-дм-п, н-п)
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Недостаточность зрительного анализа
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы
Слабо развита тонкая моторика-руки
Задание 43
располагаются выше или ниже
Не сформированы зрительно-двигательные координации
Задание 8
надет ючное или подстрочное
простанство рабочей строки
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Не усвоено понятие " рабочая строка"
Задание 6
Распожение букв при списывании в обратной последовательности; ко-пия располагается слева от образца
Не сформирована однонаправленность считывания слева направо
Задание 6
Недостаточно развит анализ пространственных отношений
Задания 41, 42
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолжение учебного материала располагается за границей рабочей строчки}
Недостаточно развит анализ пространственных отношений
Задания 41, 42
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз
Задания 6, 7
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр
Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировочные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограничением времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредотачиваться).
Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв
Задание 46
Затруднения в осуществлении звуко-буквенного анализа
Задание 28
С ошибками списывает с доски
Несформированность процессов зрительного анализа
Задания 3, 4, 5, 33, 40, 44, 76
Неустойчивость произвольного внимания
Задание 2
Неумение поэлементно воспроизводить образец
Задания 4, 83
Слабое развитие кратковременной зрительной памяти
Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)
Задания 41, 42
Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля
Задание 9
Трудности в усвоении алфавита-
Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти
Задание 12
Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию
Задания 26, 40
Несформированность звуко-буквенного анализа
Задание 28
-
Затруднения в употреблении заглавной буквы
Недостаточное развитие вербального анализа
Задание 346
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности
Задание 16
Не усвоено соответствующее правило
Ликвидировать пробелы в знаниях
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложении
Несформированность вербального анализа
Задания 346, 35
Недостаточное развитие процессов зрительного анализа {синкретичность восприятия)
Задания 1, 5, 35
Трудности при определении слова как части речи (напр., " бег", " пение " называет глаголами, " лежать", " молчать" -не глаголами, т. к. не обозначают действия)
Конкретность мышления ^не может отделить слово от обозначаемого содержания)
Задание 39
Недостаточность операции абстрагирования
Задание 75
Затруднения при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня (напр., часы ~ часовой, жарко -жаркий, светает - свечка)
Конкретность мышления
Задание 39
Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов
Недостаточность мыслительной операции обобщения
Задания 18, 24
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что " жи-ши " пишется с буквой " и", пишет " сидел на крыши" )
Недостаточность операции абстрагирования
Задание 75
Отдифференцировать условия, при которых пишется " и" или " е" (в дат. и предл. падежах)
Несформированность операции сравнения
Задание 48
Недостатки в развитии мыслительной операции анализа
Задания 3, 4, 5, 35
Отсутствует " орфографическая зоркость" (не умеет найти орфограмму)
•
■
Недостатки в развитии слухового вербального анализа
Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала
Задания 44, 45, 60, 64, 65
Несформированность звукового анализа
Задание 26
Недоразвитие зрительной памяти
Задания 12, 45
Недостаточность звуко-буквенного анализа
Задание 28
Недостатки в развитии самоконтроля
Задание 10
Несформированность двигательных образов слов
Задание 40
Недостаточное артикулирование слов при письме
Задание 32
-
Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой Недостатки в развитии фонематического восприятия
Задание 46 Задание 26
Недостаточность развития процессов произвольного внимания
Задание 2,
Неправильная постановка точки при письме
Недостатки в развитии верба-льно-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)
Задание 34
Учить вычленять предложения из текста; составление предложения из
с
Недостаточность развития мышления (не понимает предложен-" ный текст)
Задания
53, 54, 55, 56
отдельных слов; составление нескольких предложений;
Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)
Задание 21, 36
работа с деформированными предложениями и текстами (со слитно написанными словами, с пропущенными словами, рассыпанные" предложения); выразительное громкое чтение; составление плана текста
Педагогическая симптоматика трудностей
Психологические и другие причины
Задания для психодиагностики и коррекции
Психолого-педагогические рекомендации
Не умеет находить ошибки в собственной работе
Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)
Задания 10, 54
Учить выделять отдельные слова и проверять каждое
• •
Недостаточная концентрация внимания
Задание 2
из них на соответствие общему смыслу предложения; делить отдельные слова на слоги, прочитать их и проверить, нет ли пропуска, замены, перестановки, удвоения букв или слогов; использование приема " ошибающийся" учитель
Таблица 2. ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
Педагогическая симптоматика трудностей
Психологические и другие причины
Задания для психодиагностики и коррекции
Психолого-педагогические рекомендации
Затруднения при слиянии букв, в слоги, слогов в слова
Низкий уровень синтеза звуковых элементов
Задание 29
Недостатки в развитии звуко-буквенных ассоциаций
Задание 46
Недостаточное знание букв алфавита
Задания 12, 14, 15, 40
Не усвоены понятия " звук" и " буква" и их соотношение
Отработать понятия " звук" и " буква"
Побуквенное или слоговое чтение
■
Несформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов
Задания 29, 49, 50
" Вычистить" согласные звуки
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Неустойчивость произвольного внимания
Задание 2
Неправильное чтение похожих по начертанию букв {напр., " фозетка " вместо " розетка" )
Несформированность процессов зрительного анализа
Задания 4, 5, 60, 65
Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы
Задания 21, 40
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42
Потеря строки при чтении
Неустойчивость произвольного внимания
Задание 2
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искажениями (напр., " исповедь" вместо " исподволь ", " маяться " вместо " маятники", " выше" вместо " вышла", " дне" вместо " две" )
Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия)
Задания 35, 58, 59, 61, 62, 64
" Зеркальное" чтение (чтение слов справа налево)
Несформированность однонаправленности считывания слева направо
Задания 6, 62
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
Задания 41, 42, 61
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв после-0
дующими) {напр., " заряд" вместо " разряд", " мушура" вместо " мишура ", " апаликация " вместо " аппликация", " эксплюатотор"
вместо " эксплуататор" )
Несформированность процессов • произвольного внимания
Задания 2, 57, 60
Недостаточность процессов зрительного анализа
Задания 5, 60, 65, 68, 69
Индивидуальные особенности темперамента (холерический)