Лошадь. Корова. Задание 67.. А =.. А > В на
Лошадь Корова
Задание 24. Выбор родственных слов (способность к обобщению) Назвать слова, близкие друг к другу по существу: - заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море; - соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол; - вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз. Задание 25. " Найди закономерность " А. Вставить пропущенные числа: 1, 4, 7, 10,...,..., 19, 21, 24, 27 правильный ответ: 13, 16 5, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 20,...,.... правильный ответ: 22, 23 11,...,..., 11, 13, 12, 14, 13, 15, 14 правильный ответ: 10, 12 Б. Вставить на свободное место одну из пронумерованных фигур: Правильный ответ: №3 Правильный ответ: №6 Задание 26. Выявление недостатков фонематического анализа Различить заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам, например, выделить звук " у" из звукового ряда " о, а, у, о, и, ы, о" или слог " ша" из слогового ряда " са, ша, ца, ча, ша, ща" ).
Осуществить тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких, сходных по артикуляции (приемы: предметное лото- отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант- записать первую букву слов " труба", " дом", " дуб", " трамвай", работа с фишками разного цвета (синяя фишка- твердые согласные, зеленая фишка- мягкие согласные, красная фишка - гласные). Различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: " крыша" - " крыса", " день" - " тень", " булка" - " белка". Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука: " с" и " ш" - " сушка", " ц" и " ч" - " чернильница". Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов: например, поднять руку на звук " ш" в ряду б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; ба, ка, ша, та (с максимальной контрастностью), в ряду п, ш, х, ф, ш, к, т, ш; па, ба, ша, ха, фа (со средней контрастностью), в ряду с, ш, ж, ш, з, ш, х, ж, ш; са, ша, жа, за, ша, ща (со слабой контрастностью). Опознать звук в слове: например, для звука " ш" в ряду " дом, школа, мешок, рыбак, шалаш" (с максимальной контрастностью), в ряду " санки, шапка, жук, нож" (со средней контрастностью), в ряду " сумка, сушка, машина, снежки, чайник, ножка, щетка, чашка, зайчишка" (со слабой контрастностью). Задание 21 . -" Конфликтные картинки " (фонематический анализ) Ученику предлагаются пары " конфликтных картинок". Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает соответствующую картинку. Слова Картинки Молоток молоко
молоток; Ворона ворона ворота и т. д. Задание 28. Выявление недостатков звукобуквенного анализа A. Определить количество звуков в словах " мак", " шуба", " карточка", " гвоздь" и др. (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ученик может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно). Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, заменить гласный звук: " сок" - " сук", переставить буквы в слоге и назвать полученное слово: " марки" -" рамки", придумать слова, состоящие из трех звуков, в которых второй и третий звуки известны (".. ом - дом, ком, сом, лом" и др. ). Б. Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки. Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слове; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмому т. д. месте; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове). B. Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова: а) кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт; б) скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение. Определить количество звуков в слове. Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове " гвоздь" стоит после или перед " з"; в слове " дрова" стоит перед " в" или после " д" и т. д. ). Назвать слова из трех, четырех, пяти звуков и выделить в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в этих словах. Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определенный звук, например, на звук " с", но чтобы после него стоял бы гласный звук " а". Задание 29. Синтез звуковых элементов Ученику произносят отдельные звуки (" с", " а" ) и предлагают сказать, какой слог должен получиться. Материалом для заданий являются прямые слоги (" са", " ну" ), обратные слоги (" ап", " ом" ), закрытые слоги (" сас", " лам" ), слоги со стечением согласных (" ста", " сто" ). В более сложном варианте произносятся отдельные звуки: например, " с", " у", " м", " к", " а" и нужно сказать, какое слово получится.
Прием " упреждающего синтеза", т. е. прогнозирование слова на основе восприятия отдельных его элементов, что особенно важно для чтения: ученик должен определить недостающий слог в слове. Задание 30. Выявление особенностей артикуляции А. «Произнеси гласные звуки» Ученику нужно произнести гласные звуки, например, и-э, и-о, э-о, Э-у, э-и, в различном темпе, повышая или понижая голос. Б. «Отчетливо произнеси» Ученик должен отчетливо произнести согласные звуки, которые часто слабо дифференцируются (ш - с, ж - с, р - л, с - з), и пары слов, различающиеся одним звуком (мыс- мышь, нож- нос, жарко- жалко и т. д. ). Задание 31. " Произнеси чисто" Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (А), и фразы со сложной слоговой структурой (Б). Ученик быстро их повторяет. Добиваться четкого произнесения каждого звука. А) 1. Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. 2. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 3. Стоит воз овса, возле воза - овца. 4. Клала Клава лук на полку. 5. Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка. 6. Клара у Вали играла на рояле. Б) 7. Рыбки в аквариуме (повторить два раза). 8. Милиционер остановил велосипедиста. 9. Сыворотка из-под простокваши. 10. Полполдника проболтали. Задание 32. " Произнеси быстро " (коррекция сбоя в артикулировании) Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. " " Задание 33. " Найди двух одинаковых" (зрительный анализ и сравнение) На данном рисунке нужно найти двух одинаковых мальчишек.
(№№ 3 и 5). Задание 34. " Склеенное" слово, ' " склеенные " предложения (выделение отдельных слов из квазислова или предложения) А. Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой: ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНО Б. Аналогично выполняется задание на отделение " склеенных" слов в предложении и " склеенных" предложений: БЬ1ЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЬ1ПАЛО МНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛ ИНОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОЩА. Задание 35. " Найди слова " (зрительный вербальный анализ) В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова: ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ {газета, дом) ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет) АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫЙЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ {береза, книга) ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯГкошка; ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ {пенал, лес) Задание 36. " Объедини слова" (вербальный синтез) Составить предложения с данными словами: - ветер, капуста, осина; - ваза, чашка, хлеб, солнце; - очки, лимон, книга, звонок, тепло. Задание 37. " Карточки - столбики " (для увеличения объема восприятия) Учитель быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ученику даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ученик не научится читать слова, состоящие из десяти букв. Примерные наборы слов:
Задание 38. Мгновенное восприятие слов и словосочетаний (объем восприятия) Для расширения «поля чтений» ученик должен мгновенно схватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.
Задание 39. Сравнение слов " Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше. - Сравни слова " карандаш" и " карандашик". Какое из этих слов короче? Почему? - Сравни слова " кот" и " кит". Какое из этих слов больше? Почему? - Какое из двух слов длиннее: слово " удав" или слово " червячок"? - Какое слово длиннее: слово " минута" или слово " час"? Почему? - Какое слово короче: слово " хвост" или слово " хвостик"? Почему? - Какое слово больше: " мышка" или " мишка"? - Какое слово короче: " усики" или " усы"? Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы. Задание 40. " Мягкие буквы " (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций) Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр. Задание 41. Развитие пространственных представлений. 1. Отработка понятий " правый" и " левый". 2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др. 3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах. 4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. 5. Использование игр с постройками из кубиков. 6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т. д. 7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина. 8. Предъявлять круг одной и той же-величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями. 9. Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности. 10. Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьников правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный - короткий (хвост), широкий -узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш). 11. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате: - Выше какого предмета находится... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее. .. (мяча)? Что находится левее. .. (мяча)? - Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево? Задание 42. " Диктант пространственных действий " (пространственные представления) На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка), под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с*поворотом: 1. От исходной точки (и. т. ) провести стрелку вверх. 2. От и. т. провести стрелку вправо. 3. От и. т. провести стрелку вниз. 4. От и. т. провести стрелку в левый верхний угол. 5. От и. т. провести стрелку в левый нижний угол. 6. От и. т. провести стрелку в правый верхний угол. 7. От и. т. провести стрелку в правый нижний угол. 8. От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево. 9. От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо. 10. От и. т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо. 11. От и. т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол. 12. От и. т. прйэвести стрелку в левый верхний угол и от него вправо. 13. От и. т. провести стрелку в правый нижний угол и от него вверх. 14. От и. т. провести стрелку влево, затем вверх. 15. От и. т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол. 16. От и. т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево. За каждое неправильно выполненное задание начисляется один Штрафной балл. Задание 43. Развитие мелких дифференцированных моторных октов и двигательных умений 1. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности. 2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки. 3. Рисование кругов, овала и других фигур. 4. Выполнение гимнастических упражнений. 5. Использование подвижных игр. 6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии. 7. Выполнение гимнастики пальцев рук. 8. Нанизывание бусинок на длинную нитку. 9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима. Задание 44. Зрительный диктант на вербальном материале (зрительный анализ слов, развивает орфографическую зоркость) Предлагаемый материал учитель заранее пишет на классной доске, причем те орфограммы, которые особенно должны быть запечатлены зрительной памятью, могут быть выделены графически (подчеркиванием, другим цветом или более крупным шрифтом). Материал подвергается необходимому разбору, чтобы прочно запечатлеться в зрительной памяти. Ученик анализирует Графический образ слова или предложения, данного на доске. Списывание по буквам не допускается. Учитель предупреждает, что слова сейчас будут стерты с доски (или занавешены). Примеры вариантов зрительного диктанта. I. Летом. Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом! П. Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель. Деревья: береза, осина, клен, дуб. *■ Птицы: воробей, ворона, сорока, дятел. III. Что такое пальто? (Одежда) Ольха? (Дерево) Астра? (Цветок) Редька? (Овощ) Окунь? (Рыба) Шинель? (Одежда) Кукла? (Игрушка) Пила? (Инструмент) Кровать? (Мебель). Задание 45. " Запомни написание" (орфографическая зоркость) В течение 6-8 с. учащиеся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. Выделенные жирным шрифтом буквы записываются зеленым цветом. В лесу сосна. Ежи живут в лесу. У сосны лиса. Ерши живут в реке. В лесу осины. У осины заяц. Ребята пришли в школу. В классе идет работа. Учитель учит учеников. У учеников идет ученье. Щука - речная рыба. Наша дача у речки. К нам пришла морозная зима. Всю ночь шел пушистый снег. Утром ребята пошли на горку. Быстро катились лыжи и санки. Задание 46. Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную) Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком. Задание 47. " Сосчитай слова " (слуховой вербальный анализ) Учитель зачитывает по одному предложения текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении. Примерный текст для предъявления: Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу. Задание 48. " Прочитай быстро " (на зрительный анализ и сравнение слов) Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: Близкий — ближний, пуховый - пушной, дедушка - девушка, соседний - соседский, редкий - резкий, ворота - ворона и др. Задание 49. " Карточки - горки " (развитие буквенного синтеза) Ученику предлагается последовательно читать слова, расположенные в виде горки. Чем ниже он будет спускаться, тем будет труднее читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова? Примерные наборы слов:
Задание 50. Чтение пунктирно написанных слов (развитие процессов синтеза) Карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание ученику: " Слова разрушились, но их надо прочитать". Степень разрушения букв с каждым разрм постепенно увеличивается. Задание 51. Ребусы (абстрагирование) Ученика просят разгадать, какое слово зашифровано А. (Корова) Б. (Портрет) В. (Газета) Задание 52. Задания на воображение А. «Отгадай, что я задумал, и дорисуй». Ученик задумывает свое изображение, но не говорит о нем другим. Он начинает и рисует только один элемент. Следующий ученик (или взрослый) должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать первый ученик, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ. Б. «Нарисуй картинку». Перед школьником кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку. Примерные элементы для дорисовывания: Задание 53. " Повтори слова " (развитие смыслового анализа) Ученика просят при чтении некоторые слова произносить вслух дважды (сначала каждое второе слово, затем каждое третье, потом -только слова, несущие основную смысловую нагрузку в предложении, например: " И тогда Саша быстро побежал к лагерю, а Вова, растерявшись, оставался на месте1'). Задание 54. Поиск смысловых несуразностей (анализ смыслового содержания текста) Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ученика — найти такие смысловые ошибки. Примерные тексты для предъявления: Весна Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают кбрм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь. Зима На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой. Осень На дворе стоял конец сентября. Рано утром я вышел из дома. Поздней осенью, как обычно, буйно цвели яблони. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шел по шелковистой зеленой траве, на которой блестели капли дождя. Далеко видно в лесу, а все потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают желтые, красные, бурые листочки на землю и устилают ее теплым покрывалом. А сквозь этот великолепный ковер проглядывают красные ягодки земляники. Задание 55. " Заполни пропуски" (смысловой анализ текста, антиципация содержания текста) Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Например, " Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он________________маленькую перекосившуюся ____________________на курьих ножках". Возможны пропуски двух видов: а) заполнение на основе сложившихся целостных речевых штампов (" избушка на курьих ножках" ); б) заполнение с учетом более или менее широкого смыслового контекста. Примерный текст для предъявления: «Когда Гулливер____________________(рроснулся), было уже совсем ______(светло). Он лежал на спине, и_________(солнце) светило прямо ему в_________(лицо). Он хотел было протереть__________(глаза), но не мог поднять__________________________(РУКУ)'. хотел сесть, но не мог ______________(пошевелиться). Тонкие____________(веревочки) опутывали все его тело от подмышек до колен; __________(руки)-п__________(ноги) были крепко стянуты веревочной сеткой; ___________(веревочки) обвивали каждый палец. Даже длинные густые _____________(волосы) Гулливера были туго намотаны на __________(маленькие) колышки, вбитые в_________(землю), и переплетены ___________(веревочками). Гулливер был похож на__________(рыбу), которую поймали в_______(сеть). » Задание 56. " Заполни пропуски букв в словах" (способность схватывать слово целиком, умение учитывать контекст каждого слова) Пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими. Например, " Никогда еще королева так не кричала, не была такой се-д-т-й". Если смысловые догадки преобладают над анализом букв, нужно чтобы контекст задавал несколько вариантов смыслового восполнения слова, но однозначность пропущенного слова навязывалась бы составом и месторасположением подсказываемых букв. Например, " И тут мальчик неожиданно о — я------ся" (остановился, оглянулся, оступился). Задание 57. " Отдели слова" (понимание смысла) Подготовить 20- 30 карточек, на одних из них написаны слова (дорога, море, ... ), на других - псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (олубет, вунке,... ). Предлагается карточки со словами сложить в одну сторону, а с псевдословами - в другую. Задание 58. Чтение наоборот (побуквенный анализ) Каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке. Задание 59. Чтение только второй половины слов (преодоление синкретичности восприятия) Озвучивается только вторая половина слов. Задание 60. " Найди слова " (побуквенный анализ слов) Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, " машина- малина", " автобус - абрикос", " Маша - Миша", " Тоня - Толя" и др. Задание 61. Перевернутый текст (побуквенный анализ) Страница обычного текста поворачивается (на 90°, 180°, 270°). Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Задание 62. Чтение нормально и наоборот (преодоление синкре-тичности восприятия) Первое слово читается как обычно, второе- справа налево, третье - как обычно, четвертое - справа налево. Задание 63. " Прочитай выразительно" А. Ученика просят выразительно прочитать диалоги: Пора нам подумать о зиме. Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давай же построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. - Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем. - Когда нужно будет, я сам построю себе дом. («Три поросенка») - Что случилось? Что за крик? - Это тонет ученик! Он упал с обрыва в реку - Помогите человеку. (С. Михалков. «Дядя Степа») - Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной. Разве меня пустят во дворец в этом платье? - Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал. («Золушка») Б. Упражнения на постановку смысловой паузы. Гусей крикливых караван Тянулся к югу. Приближалась ' Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. (А. Пушкин) Март - и такою горит вышина Яркой лазурью, Будто и вправду облита она Синей глазурью. (К. Ваншенкин) Прошли дожди, апрель теплеет. Всю ночь - туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далеких просеках в бору. (И. Бунин) Задание 64. " Раздели на группы " (побуквенный анализ) Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулгебул, заркунчебул. Каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ученика - как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова. Задание 65. " Найди эталон " (произвольное внимание и побуквенный анализ) В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10- 15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну - две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово " фломенидия". На карточках встречаются слова: фламани-дия, фломенадия, флонемидия и т. п. Задача ученика- быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него. Сначала слово-эталон находится постоянно перед учеником в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15 - 20 с, а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти. Для усложнения задания можно попросить ученика раскладывать карточки на подгруппы: не совпадает только одна буква, две буквы и т. д. Задание 66. " Подбери синонимы " Ученика просят подобрать к каждому слову из левого столбика слово из правого столбика, сходное по значению. Примерные наборы слов: бережно бросать думать одинаковый всякий счастливый фильм размышлять кинокартина такой же любой осторожно удачливый кидать " Измени конструкцию предложения" (инвариант- Задание 67. ность) Школьника просят изменить предложение так, чтобы первоначальный смысл его остался неизменным. Пример 1. «Петя бегает быстрее, чем Света» (варианты ответов: * Света бегает медленнее, чем Петя. Петя затрачивает на бег меньше времени, чем Света. Света затрачивает на бег больше времени, чем Петя. Некоторые мальчики бегают быстрее, чем некоторые девочки. Некоторые девочки бегают медленнее, чем некоторые мальчики. ). Пример 2. «Пушкин - мой любимый поэт» (варианты ответов: Я люблю Пушкина больше всех других поэтов. . \. Автор «Сказки о золотой рыбке» - мой любимый поэт. Из всех поэтов Пушкин мне нравится больше других. Стихи Пушкина мне очень нравятся. ). Задание 68. " Зашумленные" слова (расчлененность восприятия, помехоустойч ивост ь) Предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы. (Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунка, подбирается индивидуально для каждого ученика. ) Задание 69. " Прочти слова" (преодоление синкретичности) Слова на карточках написаны так, что одно слово " нагромождается" на другое, пересекается с ним. Ученика просят прочитать эти слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают. Задание 70. " Читай по правилу" (для замедления темпа чтения, развитие произвольного внимания) А. Пропускать при чтении каждое. второе слово. Б. Каждое слово предложения прочитывать по два раза подряд. Задание 71. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной (целостность восприятия букв и слов) Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и Т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины и даже больше. Сначала можно использовать тексты знакомые, затем - незнакомые. Задание 72. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной (расширяет объем кратковременной памяти, целостность восприятия слов) Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов. Задание 73. " Словесные лабиринты " (анализ через синтез) Ученика учат читать написанные вертикально слова: при при Р ро ода да Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например, Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах - любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность местоположения первой и последней букв. Задание 74. " Сложи слова " (анализ через синтез) Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой (например, пе - тух, сало - ги, тет - радь). Слева кладутся карточки с началом слов, а справа- с их вторыми половинками. Нужно сложить эти карточки, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах: а) половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец; б) просят подобрать похожие по написанию слова. Например, моло - ко по - года бе - седа моло - ток по - беда бе - per моло - дец по - суда бе - реза мело- дия пе - нал Задание 75. " Посмотри вокруг" (операция абстрагирования) Ученика просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметы, названия которых начинаются с одной и той же буквы. Задание 76. Зрительный диктант на невербальном материале (точность непосредственного зрительного запоминания) В течение 1 минуты ученикам показывается ряд фигур, которые изображены двумя разными цветами. Школьников просят точно за- помнить их, а затем воспроизвести в тетради с сохранением порядка фигур, особенностей их конфигур
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|