В -. А >. на. К ». В <. на
В -... А > ... на К »... В < ... на К< ... на В + К... А 2. Вставить пропущенные знаки >, < или = одним цветом там, где не нужно ничего вычислять, а затем другим цветом там, где нужно сначала посчитать: 6 + 4... 8 + 5 А - В... А - С, если В> С 7+ 2... 9-6 37+ 54... 54+ 37 А + В... А + С С - А... С - В, если А< В 9 - 4... 8 - 4 А + К... В + К, если А> В А + В... В + А 64-1, 7... 64-29 3. Решить задачи: а) В бутылке было 8 литров кваса. Сколько осталось кваса, если 3 литра выпили? б) Мешок картошки весит на 7 кг меньше, чем мешок капусты. В мешке капусты А кг. Сколько весит мешок картошки? в) На станцию доставили А вагонов груза тремя составами. В первом составе было В вагонов, а во втором Д вагонов. Сколько вагонов было в третьем составе? г) Маме А лет, а сыну В лет. На сколько лет мама старше сына? На сколько сын младше мамы? Сколько лет маме и сыну вместе? Задание 78. " Совмести фигуры" (развитие внутреннего плана действия) Учитель предлагает ученику мысленно совместить два данных квадрата. Обращается внимание, что при этом некоторые кружки совпадут, а некоторые - нет. Нужно определить, как будут расположены несовпадающие кружки после совмещения двух квадратов. В. качестве ответа выбрать один из двух предлагающихся вариантов (2). Выбор ученика анализируется. Затем предлагаются аналогичные задания. Задание 79. " Передвигай фигуру, не . дотрагиваясь" (развитие внутреннего плана действия) Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас? " ). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.
Задание 80. " Запиши правильно" Записать правильно числа, диктуемые по составу вразбивку. Например: а) число, состоящее из семи единиц, одной сотни и пяти десятков; б) число, состоящее из девяти единиц и восьми сотен; в) число, состоящее из шести сотен, четырех единиц и трех десятков; г) число, состоящее из Двух десятков и семи сотен и т. д. Задание 81. " Раздели на группы " (развитие гибкости мышления) Даются 12-15 арифметических примеров или несколько задач, похожих по математическому содержанию, но разных по способам решения, и разных по внешнему оформлению, но одинаковых по способу решения. Нужно разделить примеры или задачи на группы по каким-либо признакам. Задание 82. Формирование понятий " больше", " меньше", " равно " 1. Подобрать предметы к заданным отношениям: 2. Подобрать два или более примеров по схемам: D = С и P> F 3. Обозначить в схеме величины буквами и записать формулы: 4. Даны формулы: А=В К< М D> E C< K и схемы к каждой боомуле: Написать под каждой схемой соответствующую формулу. ' 5. К каждой схеме записать все возможные формулы: 6. К каждой формуле нарисовать схему: А=В, C< D, K> F, M=N. Задание 83. Установление взаимно-однозначного соответствия А. Перед учеником ряд предметов (например, пуговиц). - Задание ученику: " Выложи столько же фишек внизу в ряд, сколько здесь пуговиц". Если ученик пытается выполнить задание с помощью счета, то нужно показать способ выкладывания фишек в ряд в строгом соответствии с каждым из элементов верхнего ряда и предложить ему продолжить эту последовательность выкладывания. После этого учитель закрывает ряд фишек: " Сколько фишек ты выложил? " После ответа ученика ряд фишек открывается, а в ряду предметов закрывается часть: " Сколько пуговиц закрыто? "
Правильные ответы на поставленные вопросы свидетельствуют о понимании учеником взаимозаменяемости однозначно соотнесенных элементов предметных совокупностей. Б. Расхождение количественного и пространственного моментов в условиях действия. Выполняется на листах в клетку со следующей заготовкой: Ученику предлагается дорисовать квадраты на пустой дорожке, чтобы их было столько же. сколько квадратов на первой дорожке. Отмечается знаком " +" действие с ориентацией на количественное соотношение элементов множеств, знаком " -" - действие с ориентацией на пространственное расположение элементов. В. Сравнение множеств, элементом одного из них является отдельный предмет, а элементом другого множества - сразу несколько I предметов. Выполняется на листах со следующей заготовкой: Задание: " В верхней части листа - ваза с букетом цветов. Ниже -пустые вазочки, приготовленные для букетов. Под ними клумба, на которой садовник начал высаживать цветы для будущих букетов. Нарисуй столько цветов, чтобы их хватило в приготовленные вазочки". Обращают внимание ученика на " образцовый" букет (какой букет должен получиться), не называя при этом количество цветов в букете. Фиксируются следующие способы действий: " +" - способ соотнесения ваза- букет (1-3): рисунки цветов тройками, пространственно отделенными друг от друга; общее количество цветов в этом случае будет равно 12; " -" - способ поединичного соотнесения ваза- цветок (1-1): а) в этом случае на рисунке будет изображено всего 4 цветка; б) непринятие условия задачи: произвольное рисование цветов; в) пока есть свободное место. Задание 84. Присчитывание и отсчитывание предметных совокупностей A. На длинной бумажной ленте наклеены на одинаковом расстоянии друг от друга 6 маков. Заготовлена еще одна лента с 4 маками. Перед учеником кладется первая лента и предлагается сосчитать пальцем имеющиеся на ней цветы. Затем учитель меняет положение ленты так, что ее правый конец теперь находится слева. После того как ученик заверяет, что на ленте " все равно 6 маков", к ней придвигается вторая лента, и ученика спрашивают: " Сколько всего цветков теперь перед тобой? " Фиксируется, продолжит ли ученик считать дальше (т. е. будет присчитывать) или начнет считать цветы заново (пересчитывать).
Б. Перед учеником кладется длинная бумажная лента с 11 квадратами - " улица, на которой расположены дома". Учитель показывает начало и направление счета и говорит: " Вот этот домик (делается указание)- девятый. Скажи, а какой по счету будет этот домцк? " (Указывается шестой). Отмечается, в каком направлении ученик будет вести счет: в прямом, начиная с далекого первого домика, или в обратном, начиная с близкого девятого. B. Перед учеником ряд кубиков. Левая часть ряда закрыта. Учитель указывает на первый после экрана кубик: " Это шестой кубик. Сколько кубиков спрятано? " Задание 85. Математический диктант (умение разбивать второе слагаемое на удобные для вычисления части) А. Записано число 8. Как к нему прибавить 6? 7? 5? и т. д. По ходу называния чисел ученик записывает: 2+4, 2+5, Z+3 и т. д. Записано число 7. Как его прибавить к числу 8? 6? 9? В этом задании части числа 7 всякий раз оказываются разными: 2+5, 4+3, 1+6. Б. Записать вычитаемое в виде удобных для вычисления частей. Записано число 8. Как вычесть его из 15? 13? 16? Ученик записывает: 5+3, 3+5, 6+2. Записано число 13. Как из него вычесть 8? 5? 7? Первая часть всех записей должна быть одинакова: 3+5, 3+2, 3+4. Задание 86. Понимание взаимосвязи операций сложения и вычитания A. Вставить пропущенное число: 9-. = 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|