Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 3. Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая симптоматика трудностей

Психологичес кие и другие причины

Задания для психодиагностики и коррекции

Психолого-педагогические рекомендации

 

Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета

i

Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный

Задания 75, 77

 

 

Недостаточно сформирован внутренний план действий

Задания 78, 79

 

 

Несформированность понятий " больше" и " меньше"

Задание 82

 

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

 

Сниженный уровень интеллек­туальной деятельности

 

Повысить качество мыслительной дея­тельности (развива­ющие задания на анализ, синтез, обо­бщение, классифи­кацию и др. )

 

Сниженная работоспособность

 

Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение " разгрузочного дня" )

 

Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

 

Несформированность мысли­тельной операции " анализ через синтез"

Задания 73, 85, 91

 

 

 

 

 

 

Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части

Недостаточный уровень развития процессов анализа

Задание 4

 

Несформированность мысли­тельной операции " анализ через синтез"

Задания 73, 85, 91

 

Трудности при продолжении числово­го ряда с заданной позиции

Несформированность понятия числового ряда

Задание 89

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Ошибки при решении арифметиче­ских примеров

Несформированность мысли­тельной операции " анализ через синтез"

Задания 73, 85, 91

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Низкий уровень сформирован-ности внутреннего плана действия

Задания 78, 79

 

Недостатки в развитии процес­сов произвольного внимания

Задание 2

 

Трудности в назывании компонен­тов при выполнении арифметиче­ских действий

Недостаточное развитие смысдовой памяти

Задания 17, 21

 

Недостаточная отдифференци-рованность понятий " сложение", " вычитание", " умножение", " деление"

Задания 86, 87

 

 

 

 

 

Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот

Отсутствие прочных ассоциа­тивных связей между словесным обозначением и графической формой чисел

 

Записывать цифро­вые данные слова­ми и наоборот

Незнание состава чисел

Задание 80

Ликвидировать пробелы в знаниях

Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради

Недостатки в развитии тонкой моторики руки

Задание 43

 

Несформированность процессов зрительного анализа

Задание 3

 

Несформированность зрительно-двигательных координации

Задание 8

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Не усвоено понятие " рабочая строка"

Задания 6, 7

 

Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления

Недостаточная сформирован-ность процессов анализа

Задание 4

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Недостаточная отдифференци-рованность понятий " сложение", " вычитание", " умножение", " деление"

Задания 86, 87

 

 

 

 

 

Умеет считать предметы, но допус­кает ошибки в счете звуков, движе­ний и др.

Недостаточная обобщенность действия счета

Задания 84, 88

Упражнения на пе­ресчитывание раз­личных совокупно­стей объектов

" Зеркальное" написание цифр

Недостаточность процессов зрительного анализа

Задания 3, 4, 5

 

Недостаточность анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Отсутствие прочной связи меж­ду зрительным и двигательным образами цифр

Задание 40

 

При списывании цифровой последо­вательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321)

Несформированность однона­правленности считывания записей слева направо

Задание 6

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца

Несформированность процессов зрительного анализа

Задания 3, 4, 5

 

Запись и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задание 6

 

Несформированность процессов зрительного анализа

Задание 89

 

Неосвоенность правила разме­щения учебного материала в направлении сверху вниз

Задания 41, 42

 

 

 

 

 

Незнание отношений между смеж­ными числами

Несформированность понятия числового ряда

Задание 89

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Затруднения при счете в обратном порядке

Несформированность понятия числового ряда

Задание 89

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Затруднения при определении места числа в натуральном ряду

I

Несформированность понятия числового ряда

Задание 89

 

Недостаточность развития мыслительной операции " анализ через синтез"

Задания 73, 85, 91

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа)

Неотдифференцированность понятий " число" и " цифра"

Задание 90

 

Неусвоенность позиционного принципа построения много­значных чисел

Задание 80

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Недостаточная сформирован-ность процессов зрительного анализа

Задания 3, 4, 5

 

Неправильное пользование количе­ственными и порядковыми числи­тельными

Неотдифференцированность по­нятий " итог счета" и " процесс счета"     ,

Задания 89, 92

 

Непонимание смысла счетного действия

Задание 88

 

Неосвоенность операционально­го состава действия

 

Ликвидировать пробелы в знаниях

Трудности в обозначении числом множеств

Не сформировано умение пере­хода из конкретного плана в абстрактный

Задания 75, 77

 

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений

Задания 41, 42

 

Не усвоено понятие числа

Задания 88, 89

Ликвидировать пробелы в знаниях

Трудности в формулировании пра­вила на основе анализа конкретных примеров

Несформированность мысли­тельной операции обобщения

Задания

18, 20, 22, 24

 

Сформирован но. сть слишком узких обобщений

Задания

18, 20, 22, 24

 

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Задания 75, 77

 

Трудности решения задач и приме­ров с буквенными обозначениями

Недостаточность мыслительной операции абстрагирования

Задания 75, 77

 

Недостаточное развитие процес­сов обобщения

Задания

18, 20, 22, 24

Неспособность решать задачи несколькими способами

Недостаточная гибкость мысли­тельной деятельности

Задания 16, 81, 94

 

Недостаточное развитие опера­ции анализ через синтез

Задание 51

 

Трудности при осуществлении сравнения

Отсутствие обобщенности мыс­лительной операции сравнения

Задания 23, 39

 

Недостаточная гибкость мысли­тельной деятельности

Задания 16, 81

 

Затруднения при переносе знаний

Задания 20, 51, 75

 

Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств

Недостаточность процессов анализа

Задания 3; 4, 5

 

Несформированность умения устанавливать взаимно­однозначные соответствия

Задание 83

 

Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности

Инертнрсть нервных процессов

 

Предоставить воз­можность работать в удобном темпе

Недостаточное развитие основ­ных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. )

Задания 18, 19

 

Низкий уровень освоения учебного материала

 

Проверка соответ­ствующих знаний

Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала

Задания 54, 55, 56

 

 

 

 

 

Неумение вычленить математиче­ское содержание из разнообразного внешнего оформления задач

Недостаточность операции абстрагирован ия

Задания

21, 51, 67, 75

 

Недостаточная гибкость мысли­тельной деятельности

Задания 16, 81

 

Недостаточность мыслительной операции обобщения

Задания

18, 20, 22, 24

 

Не усвоено понятие инвариантности

Задание 67

 

Неумение решать задачи

Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез

Задания 73, 85, 91, 93

 

Синкретичность мышления

Задание 94

 

Конкретность мышления

Задание 95

 

Несформированность мысли­тельной операции обобщения

Задания

18, 20, 22, 24

 

Недостатки в развитии процес­сов памяти {несохранение в памяти всех условий задачи)

Задания 14, 15

 

Недостатки в развитии процес­сов произвольного внимания

Задание 2

 

Шаблонность мышления (негибкость)

Задания 16, 81

 

Неустойчивость мыслительной деятельности

 

 

Недостаточное осознавание своих мыслительных действий

 

Требовать от уче­ника объяснения решения задачи, хода своего мысли­тельного процесса

Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий

Инертность мыслительной деятельности

Задания 16, 81

 

Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете)

 

Повышение уровня познавательной активности, фор­мировать внутрен­ний план действий

Поверхностная смысловая обра­ботка математического материала

Задания 53, 56, 93

 

Использование нерациональных приемов решения примеров и задач

Несформированность мысли- ° тельной операции установления закономерностей

Задание 25

 

Несформированность мысли­тельной операции " анализ через синтез"

Задания 73, 85, 91

 

Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач

Недостатки в развитии процес­сов обобщения

Задания 18, 20, 22, 24

 

Поверхностная смысловая обработка математического материала

Задания 53, 56, 93

 

Недостатки в развитии смысловой памяти

Задания 13, 17, 21

 

                                                   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...