АхВ=С В +С С:А В:С ВхА В:А С:В
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 . -5 = 2 3 +. = 10 Б. Дается запись состава чисел: 95 -*; —---- 17 ^^-\ 78 и примеры, составленные на основе первой записи: 95-17 = 17 + 78 = 95 - 78 = 78-17 = 95 + 17 = Два последних примера намеренно составлены неправильно, но ученик об этом не предупреждается. Там, где ученик не знает ответ, нужно поставить знак вопроса. B. Понимание зависимости изменения результата арифметического действия от изменения одного из его-компонентов: a) 3 + k = 8 б) z + 6 => 13 в) 10 - Р = 3 г)а-3 = 9 4 + к=. z + 5 =. 9-0 =. а-4=. Учитель: " Догадайся, какое число должно стоять в ответе. Для этого надо внимательно посмотреть на первую строчку, подумать, а потом сказать ответ". Отмечаются: - нахождение значения абстрактного элемента в первом примере и подстановка его значения во второй пример; - решение на основе понимания функциональной зависимости изменения результата арифметического действия от изменения одного из его компонентов; - направление изменения искомой величины выбрано ошибочно; - перевод абстрактного обозначения в обычные числа по внешнему сходству: а = 2, р = 3, z = 7 и т. д. - выбор какого-либо формального правила и действия по этому Правилу во всех случаях. Задание 87. Понимание связи между компонентами сложения и вычитания, умножения и деления А. Ученику нужно соединить линиями разного цвета слова, одинаковые по смыслу. Эти же слова учитель может написать на отдельных карточках и попросить ученика разложить их на группы: одинаковые и разные по смыслу. Б. Ученику дан пример с ответом. Учитель записывает новые примеры, которые " один ученик" якобы составил на основе исходного примера. Учащемуся предлагается оценить их правильность и выписать только те из них, которые составлены правильно, а у неправильно составленных в качестве ответа ставить вопросительный знак.
6+2=8 8-2= 2+6= 8-6= 10-7=3 10-3= 7 + 8= 3 + 7 = 15 + 27 = 42 42 - 15 = 27 + 15 = 42 - 27 = 51-13 = 38 38 + 13= 51+38= 51-38 = 6-2= 6-8= 7-3= 3-10 = 27-42= 27-15* 13 + 38= 38-13 = А+В=С С-А= В+А- В-С= С-В= В-А= А-В = С В + С= А+С= С+В= А-С = С-В = В. Ответ к новому примеру взять из основного: 15x5 = 75 75: 5= 15: 75= 75: 15= 75-15= 5x15= 15: 5= 98: 7=14 14x7= 14: 98= 98: 14= 98-14= 7x14= 14: 7= АхВ=С В +С С: А В: С ВхА В: А С: В А: В= С СхВ А-С СхВ С: В А: С ВхС Задание 88. Понимание смысла счетного действия А. Умение правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывания дважды. Нужно подсчитать предметы, расположенные по разным конфигурациям. Б. Понимание учеником независимости количественного результата от направления счета. Ученику предлагается карточка с изображением ряда предметов, расположенных в убывающей последовательности. Учитель: " Это оставленные на вешалке шляпы гостей. Сколько людей пришло в гости? " После ответа ученика карточка переворачивается так, что последовательность предметов становится возрастающей. Учитель: " А теперь сколько гостей в доме? '1 Отмечается, пересчитывает ли ученик заново предметную совокупность или нет. Задание 89. Овладение числовым рядом и его свойствами А. Ученику предлагаются задания на: прямой счет (сосчитать до 10, начиная с 3, 5, 8; сосчитать до 30, 1 начиная с 21, 24, 27; сосчитать до 70, начиная с 62, 66, 69; сосчитать от 90 до 100, от 193 до 203, от 999 до 1003, от 3141 до 3151; обратный счет (сосчитать от 10 до 1, от 30 до 20, от 72 до 62, от 101 до 91, от 203 до 193, от 1003 до 999, от 3151 до 3141). Отмечаются: а) все случаи, когда ученик, чтобы начать обратный счет, сначала обращается к прямому счету; б) сравнить легкость и скорость обратного счета и прямого счета; в) на каком уровне обратный счет еще безошибочен; г) различия в уровнях прямого и обратного безошибочного счета.
Б. Задания ученику: а) считай с " а" до тех пор, пока не станет на " п" больше: п=2, 5, 8 а=3, 7, 14; б) считай от " а" до " Ь" и скажи, сколько единиц ты насчитал: а=3 Ь=7 а=4 Ь=10 а=9 Ь=19 в) начни считать в обратном порядке от " Ь" до тех пор, пока не будет на " п" меньше: Ь=3 п=2 Ь=7 п=5 Ь=14 п=8 г) считай от " Ь" до " а" в обратном порядке и скажи, сколько единиц ты насчитал: Ь=7 а=3 Ь=10 а=4 Ь=19 а=9 Фиксируется: 1) количество правильных ответов при прямом и обратном порядке; 2) какие средства употребляет ребенок - считает на пальцах, откладывает предметы; 3) паузы, задержки; количество включений прямого счета при обратном счете. В. Дан " сказочный" пример с одним " обычным" числом: А + 1 = В. Из двух " сказочных" чисел подчеркните большее. Объясните свой выбор. С- 1 = Р. Из двух " сказочных" чисел подчеркните то, которое в сказочном числовом ряду стоит правее. К + 2 = Е, П - 1 - Р. В каком из этих двух примеров использованы последующее и предыдущее " сказочные" числа? (во втором). Г. Учитель записывает: ВСРБТНи предупреждает, что все эти " числа" написаны по порядку. Но самое первое число - это не 1. Где какое число, нам неизвестно. Зная это, нужно записать: самое боль- шое из записанных чисел - Н; число, которое меньше самого большого на 1, - Т; самое маленькое число - В; число, большее, чем это самое маленькое, на 1, — С. Сравнить числа С и Р, Р и Т и записать, на сколько одно меньше другого (на 1 и на 2). Задание 90. Усвоение различий между числом и цифрой A. Сравнить " сказочные" числа: КС... К; 9... PC; КЗ... К4; 5Н... ЗН; КАВ... КАО; ЗКЕ... 5ОР Б. Записать три заданных числа по порядку от большего к меньшему: К7Г, К8Р, К80 B. Записать " сказочные" числа в виде суммы разрядных слагаемых, записывая ноль обычным способом (в скобках приводятся ожидаемые от учащихся решения):
АКС = (А00 + K0 + C) ПОР = (П00 + Р) EB0 = (Е00 + ВО) Г. Дается сумма разрядных слагаемых. Нужно записать разложенное число: В0О + КО + Т (ВКТ) П00 + П (ПОП) Р00 + ВО (РВО) коо + ко + к (ККК) Задание 91. Составить примеры (анализ через синтез) Заполнить пропуски: A. ... +... = 5 ... +.,. = 6 .. ". +... = 8... +... = 5 ... +.. '. = 6 ... +... = 8 ... +... = 6 ... +... = 8... +... = 8 Б. 7 + 2< 7 +... ... + 4< 4 +... 5-... = 5-... ... -3<... -3 6 +... > 6 +... ... + 3 = 3 +... B. 8... 3-5 4... 3= 12 10... 5 = 2 12... 4= 16 9... 3 = 27 18... 6 = 3 24... 8 = 32 18... 6 = 12 Задание 92. Понимание разницы между количественными и порядковыми числительными 1. Нарисовать десять кружков. Зачеркнуть: а) три кружка, семь кружков; б) третий кружок, седьмой кружок. 2. Нарисовать флажок между четвертым и пятым кружками и т. д. Задание 93. Арифметические задачи A. Задачи на расхождение сюжетного и арифметического действий. - Из класса вынесли 7 стульев, потом вынесли еще 4 стула. Сколько стульев вынесли из класса? - Дети играли в кубики. Витя добавил Кате 4 кубика из своей коробки. Сначала у него в коробке было 16 кубиков. Сколько их теперь? Б. Задачи с недостающими данными. - На ветке сидели вороны, 4 вороны улетели. Сколько осталось? - Тане подарили 2 книги, а Кате - 3. Сколько книг стало у Тани? B. Задачи с лишними данными. - В ящике было 15 кг яблок, а в мешке - 30 кг. Из ящика продали 5 кг яблок. Сколько яблок осталось в ящике? - Сережа сделал 20 закладок. В классе он раздал 10 закладок, а во дворе - на 3 закладки меньше. Сколько закладок он раздал ребятам во дворе? - В школьную библиотеку пришли 15 учеников. Из них-7 учеников взяли по 3 книги каждый, а остальные ребята только сдали книги. Сколько всего книг ученики взяли в библиотеке? Задание 94. Задачи на сообразительность А. В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая, девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Б. На столе лежат три спички. Не прибавляя ни одной спички, сделайте из трех - четыре. Ломать спички нельзя. Задание 95. Задачи на вычленение математического содержания А. Волк пригласил на свой день рождения Р поросят, К козлят и Д Красных Шапочек. Сколько аппетитных гостей пригласил Волк на свой день рождения? Б. В автобус вошли 7 бабушек. Двум из них уступили место. Скольким бабушкам пришлось стоять? Сколько воспитанных пассажиров ехало в автобусе? В. С одного дерева сняли В груш и двух мальчиков, которые съели по С груш каждый. Сколько всего груш было на дереве, на которое тайком залезли мальчики и съели чужие груши? Использованная литература 1. Акимова М. К., Козлова ВТ. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993 (задание 206) 2. Александрова Э. И. Математика. Учебник для I класса. (Программа развивающего обучения). Харьков - Москва. 1994 (задания 3, 77, 82, 87а, 91, 94, 95). 3. Артемов А. К. Трудности, возникающие у детей при обобщении в математике. // Начальная школа. 1982. № 4. С. 32-34. 4. Афанасьева Л. Г. Зрительные диктанты на уроках математики. // Начальная школа. 2000. №7. С. 100-102 (задание 76). 5. Безруких М. М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. М., 1991 (задания 2а, 5, 40, 41). 6. Бирюкова Л. А. Прием классификации при обучении математике. // Начальная школа. 1988. № 5. С. 36-39 (задание 19). I. Боденко Б. Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении. // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. T. I. C. 78-81 (задание 6). 8. Боденко Б. Н. Реализация психологического содержания теста Керна- Иирасека в диагностической практике. // Научно-методические основы использования в школьной психологической сдужбе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. С. 35-47 (задание 7). 9. Бондаренко СМ. Почему детям трудно учиться? М., 1976. Вып. 2 (задание 16). 10. Боровик О. Развитие воображения. Методические рекомендации. М., 2000 (задание 52). . II. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. М., 1987 (задания 34а, 39). 12. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. (задание 10). 13. Грушевская М. С. Нарушения письма у младших школьников. // Начальная школа. 1984. № 6. С. 35-36. 14. Даминова М. П. Как можно помочь ученику избавиться от " прочих" ошибок. // Начальная школа. 1988. № 5. С. 15-18. 15. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. М., 1978 (задание 11). 16. Заика Е. В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников. // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 43-54 (задания 32, 46, 50, 53-62, 64, 65, 68-74).
17. Зак А. З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993 (задание 78). 18. Зак А. З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М., 1994 (задание 256). 19. Засорина Л. Н., Плюснина Е. М., Данилова Н. В. Навыки громкого чтения (контроль и методика отработки). С. -П., 1996 (задания 37, 38, 49). 20. Зинченко С. Н. Почему детям бывает трудно учиться. Киев, 1990. 21. Иваненко С. Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников. //Дефектология. 01984. № 1. С. 52-55. 22. Изучение развития учащихся 'учителем (Методические рекомендации для учителей начальных классов). / И. И. Аргинская и др. М., 1985 (задание 1). 23. Костромина Н. И., Костромина М. Э. Развитие орфографической зоркости и бокового зрения через зрительные диктанты. // Начальная школа. 2001. №3. С. 58-61. (задание 45). 24. Локалова Н, П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности. // Начальная школа. 994. №5. С54-59. 25. Локалова Н. П. Как преодолеть медленное чтение у школьни-: ов. // Начальная школа (Приложение к газете «Первое сентября»). 998. №18. С. 4. 26. Методы 'обследования нарушений речи у детей. / Под ред. . А. Власовой. М., 1982 (задания 26, 28, 29). 27. Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петров-: кого. М., 1972 (задания 26, 22). 28. Практикум по психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гип-[енрейтер. М., 1972 (задания 17, 21). 29. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991 (задания 20а, 24) 30. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990 (задание 13). 31. Руководство по оценке качества математических и лингвистических знаний школьников. / Отв. ред. В. И. Слободчиков. М, 1989 (задания 83-86, 876, 88, 90). 32. Соколовская СМ. Словарь в ребусах (для 1 - 3 классов). Развивающее обучение. М., 1994 (задание 51). 33. Соловьева З. И. Приемы работы по предупреждению у учащихся орфографических ошибок. // Начальная школа. 1985. № 3. С. 59-61. 34. Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. Автореферат дисс. докт. психол. наук. Л., 1968 (задание 33 (№№ 8, 9). 35. Ульенкова У. В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе. // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 62-69 (задание 9). 36. Фомина Л. Н. Материалы к урокам чтения. //Начальная школа. 2001. №2. С. 102-104. (задание 63). 37. Чудесная газета. 2001. №1. (задание 33). 38. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М., 1998 (задание 47). СОДЕРЖАНИЕ Предисловие автора к третьему изданию............................................ 3 Предисловие автора ко второму изданию............................................ 4 Введение................................................................................................... 5 Раздел I. Основные группы трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению, математике и их психологические причины....................... 8 Раздел II. Психодиагностические таблицы........................................ 14 Таблица 1. Трудности при обучении русскому языку: психологические причины, диагностика и коррекция..... 14 Таблица 2. Трудности при обучению чтению: психологические причины, диагностика и коррекция..... 27 Таблица 3. Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция..... 35 Раздел III. Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения.......................... 44 Использованная литература.................................................................. 92
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|