Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения




Задание 1. Изучение анализирующего наблюдения.

А. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.

- Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или де­тальное красочное изображение птицы или животного). Задание уче­нику: " Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарак­теризованных свойств и признаков объекта.

- Определение недостающих деталей на рисунках. Задание учени­ку: " Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправиль­но, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов.

- Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения пред­лагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: " Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются? " Под-считывается количество найденных отличий.

- Задание " Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10- 15). Задание ученику: " Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается ко­личество выделенных предметов.

- Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изобра­жения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и на­звать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, диффе-ренцированность и тонкость различения признаков.

Б. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблю­дения.

Ученику дается задание описать какую-либо сюжетную картинку. На основе полученных результатов можно определить уровень разви­тия наблюдательности (анализирующего восприятия) учащегося:

I уровень - бедное и слабо дифференцированное восприятие (вы­деляются только броские черты, описание неполное, слабо выражена интерпретирующая деятельность;

II уровень - выделяются основные части объекта, но характеристика объекта односторонняя, интерпретирующая деятельность слабая;

III уровень - разносторонность и полнота наблюдения, тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту школьника;

IV уровень- дается исчерпывающая характеристика восприни­маемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности, подмечаются малозаметные детали. Проявляются интерес и потреб­ность в наблюдении.

Задание 2. Изучение процессов произвольного внимания А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-

тонов

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ * ' •

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-ТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА-

ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН

14. ОСТИМАРЕ

Б. Корректурная проба.

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5 -7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву " а" зачеркивать, а бук-

ву " к" подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.

Задание 3. " Найди красивые" (зрительный анализ) Ученику предлагается выбрать красивый дом:

Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра " 1", найти среди них красивые и обвести их карандашом.

Попросить ученика объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая - нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, " носики" у которых красивые?

(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за пределы строк или короче их. )

Как отличить красивый " носик" от некрасивого? Попросить уче­ника определить, какие " носики" красивые, а какие - нет.

Задание ученику: красиво написать цифру " 1" самостоятельно, не отрывая руки от бумаги. Работа над остальными цифрами проводится тем же способом.

Задание 4. Задания на зрительный анализ А. Сколько треугольников в данной фигуре?

Б. Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, со­ставленный из геометрических фигур и нарисованный на доске или листе бумаги учителем, и точно так же воспроизвести его в тетради.

В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрю­ля, лампа, цветок или др. ) расчертить на 16 - 25 квадратов (4x4 или 5x5). Дать ученику заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеточкам заданное изображение. "

Задание 5. " Найди слово " (зрительный анализ букв, выделение их в

слове)

Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые напи­саны до черты:

СЕ СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ GE ОС ЕС СЕ
ОБ БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ГДЕ ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
слон носл лосн смон слол лосм слон лосм слом
ВОДА ОДАВ ВАДО ВАЛА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА
КАКОЙ КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ
ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАШКА

Задание 6. " Разноцветные точки" (однонаправленность считы­вания слева направо и сверху вниз)

Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представ­ляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги " точки1'. Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Сначала определяется, умеет ли

ученик правильно устанавливать связь между цветом и его названи­ем. Затем дается инструкция: " Называй эти точки по порядку, читай их". Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе уста­навливает. При этом взрослый не делает никаких замечаний. Школь­ник может прекратить " чтение" точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать выполнять задание сначала, но это предвари­тельно с учеником не оговаривается.

В протоколе записываются все названные учащимся тонки. Анализ результатов ведется по следующим направлениям:

1) откуда ребенок начал " чтение", т. е. какая точка была названа первой (правильный ответ - крайняя левая точка верхней строки);

2) в каком направлении ученик продолжил чтение, т. е. какая точка была названа второй (правильный ответ - расположенная рядом на той же строчке справа);

3) в какой последовательности ребенок называл точки на строке: слева направо без повторов, повторные " чтения", пропуски, " читает" В обратной последовательности (правильный ответ - слева направо без повторов, пропуск и чтение в обратной последовательности);

4) в какой последовательности школьник " читает" строчки на рабо­чей карточке: от верхней строчки к нижней без повторов и пропусков, повторяет " чтение" той же строчки, пропуск строчек, повторное " чтение" выше лежащей строки, " читает" от нижней строки к верхней (правильный ответ - от верхней строки к нижней без повторов и пропусков).

При наличии отступлений от указанных правил проводится кор-рекционная работа с использованием этой же рабочей карточки. Для этого ученику сообщаются условия " чтения" точек и вводится требо­вание обязательного их выполнения. Взрослый активно руководит процессом выполнения задания.

Задание 7. Диагностика трудностей в выполнении пространст­венных учебных требовании

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, распо­ложенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца.

Задание выполняется на листе из школьной тетради. В данном ва­рианте группы точек располагаются таким образом: 1)2-4-3-1; 2)3- 1-2-4; 3)2-3- 1-4; 4) 3- 1 - 4-2. Точка над строчкой ставится над первой точкой в группе из трех точек.

Инструкция ученику: " Перерисуй точки, соблюдая требования: а) начинать с самой верхней строчки; б) сначала срисовать самую крайнюю слева точку; в) следить за промежутками между точками; г) точка над строчкой должна ставиться точно над первой точкой группы".

Образец задания           Место для копирования

образца

■ а           • • • ■ • ■ • • •  
■ • •        ■ • • * ■ • • •
• •           • • • • • ••       ■ • а ■ •< а а а а • •

Выполненное учеником задание оценивается следующим образом: 1) ставит ли точки внутри строки; 2) сохраняет ли число точек в груп­пе; 3) ставит ли точки в порядке слева направо; 4) отражает ли разницу в промежутках между точками; 5) не опускает ли точку над строчкой; 6) соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней.

Задание 8. Особенности зрительно-двигательной координации

А. " Змейка'\ На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.

Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 бал­лов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Б. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисо­ванный на стене, с разного расстояния.

Задание 9. " Палочки" (особенности саморегуляции интеллекту­альной деятельности)

На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними сле­дующим образом: I - II - III -1 - II - III -...

Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:

1) писать палочки и черточки в заданной последовательности;

2) правильно переносить системы знаков с одной строки на дру­гую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);

3) не писать на полях;

4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения задания - 10 - 15 минут.

Критерии оценки качества выполненной работы:

- степень полноты принятия задания (принимает все правила, принимает частично, не принимает);

- степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохране­ние всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила);

- качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их);

- качество самоконтроля при оценке результата деятельности (ста­рается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не~просматривает работу, а сразу по окончании сдает на про­верку учителю).

Задание 10. " Найди ошибки" (изуиение сформированности про­цессов контроля над написанием)

Ученику предлагается найти ошибки в тексте.

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разво­дят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птен­цов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хоро­шие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

Задание 11. " Графический диктант" (умение выполнять последо­вательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспро­изводить заданный графический ритм)

На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (на­право, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоя­тельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток).

Задание ученику: " Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток про­вести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать".

Тренировочный узор. Задание: " Поставь карандаш на самую верх­нюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя.

Первый узор. Задание: " Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, од­на клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно".

Второй узор. Задание: " Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка на­право, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно".

Оценка качества выполненного задания:

Высокий уровень (4 балла) - в целом узоры соответствуют диктуе­мым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень (3 балла) - оба узора частично соответствуют Диктуемым, но содержат ошибки или один узор выполнен без оши­бок, а другой не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего (2 балла) - один узор частично соответст­вует диктуемому, другой вовсе не соответствует.

Низкий уровень (1 балл) - оба узора не соответствуют диктуемым.

Задание 12. " Запомни картинки'' (непосредственная произвольная зрительная память)

Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изобра­женные по одному на 4 - 5 картинках, Через 1 минуту картинки уби­рают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбро­санных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Посте­пенно количество запоминаемых объектов (картинок, букв, цифр) следует увеличивать.

Задание 13. " Пиктограммы" (опосредованная произвольная па­мять)

Ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 кле­ток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абст­рактного содержания), которые учитель будет произносить с интер­валом в 7 -10 с. При этом ученик должен в каждой клеточке последо­вательно в соответствии с называемым учителем словом или слово­сочетанием рисовать его какое-либо условное изображение - пикто­грамму, не используя при этом буквы и цифры. Через некоторое вре­мя (10- 15 мин) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

веселый праздник            сомнение

радость                            зависть

гнев                                 сила воли

мальчик-трус                     болезнь

отчаяние                         успех

быстрый человек             дружба

скорость                          смелый поступок

печаль                             справедливость

вкусный ужин                  хороший товарищ

теплый ветер                   мороз

Задание 14. " 10 слов" (произвольное слуховое запоминание)

Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2 - 3 с.

Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания: а) в том же порядке либо б) в произвольном порядке. Подсчитывается ко­личество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Задание 15. " Запомни цифровую последовательность" (произ­вольная слуховая память).

Учитель называет последовательность цифр с интервалом между ними 2 - 3 с. и предлагает ученику повторить ее без ошибок. Начиная с последовательности из двух-трех цифр, постепенно количество цифр, составляющих последовательность, увеличивается. Чем боль­шее количество цифр сможет правильно повторить ученик, тем луч­ше у него развита произвольная память на цифровой материал.

Примерные цифровые последовательности:

3-5

4-6-2

8-1-4-7

2-8-5-3-9

1 _ 7 - 2 - 4 - 8 - 3 и т. д.

Задание 16. " Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслитель­ной деятельности)

Ученикам предлагается рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, при­знаков. Например, рассмотреть заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количест­ва букв, слогов, звуков и т. д. Тот ученик, который последним называ­ет какое-либо качество данного объекта, получает карточку с соот­ветствующим словом и становится его " хозяином".

Задание 17. " Картинки-помощники" (умение находить и устанав­ливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении)

Перед учеником раскладываются 15-20 карточек с изображения­ми отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, са-

молет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д. ). Задание ученику: " Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить ка­ждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. По­сле того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему называли. Подсчитывается коли­чество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, ки­сель, сидеть, ошибка, доброта и т. д.

Задание 18. " Четвертый лишний" (выделение существенных при­знаков и обобщение)

А. Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками от­дельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая " лишняя", т. е. не подходит к остальным. Дать объ­яснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) сло­вом.

Примерный набор картинок:

мак, ромашка, роза, лук                        .;

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

помидор, баклажан, перец, слива

чашка, кастрюля, тарелка, стакан

молоко, сметана, каша, сыр

коза, курица, корова, овца

чайник, стул, стол, шкаф

машина, самолет, автобус, троллейбус

карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

(" Лишние" слова выделены курсивом. )

Б. Ученику зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это " лишнее" слово и объяснить, почему оно " лишнее". За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправиль­ный - 0 баллов.

Примерный набор слов:

- Книга, портфель, чемодан, кошелек;

- Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

- Часы, очки, весы, термометр;

- Яблоко, книга, шуба, роза;

- Река, озеро, море, мост;

- Бабочка, линейка, весы, ножницы;

- Береза, сосна, ягода, дуб;

- Дедушка, учитель, папа, мама;

- Минута, секунда, час, вечер;

- Василий, Федор, Семен, Иванов. (" Лишние" слова выделены курсивом. )

Задание 19. " Классификация" (умение выделять общий признак для группы объектов)

Результаты выполнения задания оцениваются по показателям пра­вильности распределения объектов на группы и количеству выделен­ных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.

Задания на классификацию.

На математическом материале.

1. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3+1    4-1   5+1     6-1   7+1     8-1 и т. д.

j 2. Решить примеры и разбить мх на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 2       4 + 5        4 + ]         10- 1       6 + 4

6-3     9-2     7-2     6+1     3+4

3. Разбить числа в каждом ряду на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53

91, 84, 51, 61, 82, 71,  87

37, 61, 57, 34, 81, 64, 27

62, 84, 30, 61, 35, 89, 32, 68

4. Определить основания для классификации:

13-4 16-9

6-1

3+2

7+2 6+3

На наглядном материале. Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние жи­вотные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были кар­тинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале. Ученику нужно разделить на две группы 12 - 14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и ди­кие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак, и т. д. ). Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

Задание 20. " Пословицы " (способность к пониманию и обобще­нию смысла фразы)

А. Ученику даны 8 карточек (в произвольном порядке), на каждой из которых напечатана пословица. Нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу:

1. Волков бояться - в лес не ходить..

2. Смелость города берет.

3. Дело не медведь - в лес не уйдет.

4. Семеро одну соломинку поднимают.

5. Семь раз примерь — один отрежь.

6. Поспешишь - людей насмешишь.

7. Семеро одного не ждут.

8. Кто встал пораньше, ушел подальше.

Приведенные пословицы по смыслу объединяются следующим образом: 1 и 2 (о смелости); 3 и 4 (о лентяях); 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом делать); 7 и 8 (никогда не надо опаздывать).

Б. Сравнить пословицы в левой и правой частях страницы. Подо­брать к пословице, написанной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

Лучше поздно,             а) Лучше оступиться, чем оговориться,

чем никогда.                б) Нет худа без добра.

в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть.

г) Не спеши языком, торопись делом.

Что прошло,            • а) Что написано пером, того не вырубишь

того не воротишь.        топором.

б) Утро вечера мудренее.

в) Кончил дело - гуляй смело.

г) Что с возу упало, то пропало. (Правильные ответы выделены курсивом. )

В. Сформулировать своими словами общий смысл пословиц.

Тише едешь - дальше будешь.

Где тонко, там и рвется.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Задание 21. " Свяжи слова " (смысловая память)

Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутст­вуют. Учитель зачитывает паруслов; а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов-5 с). После прочтения всех пар через 10 мин. учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитьпзается количество правильно воспроизведенных слов. Чем больше слов воспроизводит ученик, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Слова для предъявления:

слива - лампа синица - сестра лейка - трамвай мухомор - диван ботинки - самовар графин - брат жук - кресло

гребень - земля компас - клей кит - сигарета спички -г- овца терка - море шляпа - пчела рыба - пожар

Задание 22. Формирование искусственных понятий (мыслитель­ная операция обобщения)

Подготовить три набора карточек по девять карточек в каждом на­боре. На карточках изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изо­бражена на фоне трех степеней насыщенности: бледно-розовом, розо­вом и красном. В первом наборе все фигуры черного цвета, во вто­ром - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек за­писаны бессмысленные сочетания из трех букв (для первого набора -" пак", для второго - " бро", для третьего - " вил" ).

Учитель предлагает ученику выявить в серии карточек задуман­ную им комбинацию фигур, например, " все черные фигуры на розо­вом фоне - понятие " пак". Признаки, объединяющие фигуры в груп­пы, ученик должен угадать, ориентируясь на ответы учителя " пра­вильно" или " неправильно" и иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, при­надлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно предупредить ученика, чтобы он как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, пе­ред учеником стоит задача образовать искусственные понятия, поль­зуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ученика, другой ряд - функцию знаков, организующих деятельность школьника.

Отмечаются: 1) каждое ошибочное и каждое правильное выделе­ние учеником группы фигур; 2) сколько раз, проверяя себя, школьник смотрел на оборот карточки; 3) на основании каких признаков ученик выделял группу фигур.

Задание 23. Аналогии

Ученику называется пара'слов, находящихся в определенном от­ношении друг к другу. Затем предлагается слово, к которому нужно подобрать другое слово, находящееся в том же отношении к заданно­му слову, что и слова первой пары.

Правильные ответы выделены курсивом. После выполнения зада­ния подсчитывается количество правильно подобранных слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...