Раздел III. Задания для психодиагностики причин выявленных трудностей и их устранения
Задание 1. Изучение анализирующего наблюдения. А. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения. - Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного). Задание ученику: " Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта. - Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ученику: " Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов. - Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: " Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются? " Под-считывается количество найденных отличий. - Задание " Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10- 15). Задание ученику: " Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается количество выделенных предметов. - Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изображения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и назвать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, диффе-ренцированность и тонкость различения признаков. Б. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения. Ученику дается задание описать какую-либо сюжетную картинку. На основе полученных результатов можно определить уровень развития наблюдательности (анализирующего восприятия) учащегося: I уровень - бедное и слабо дифференцированное восприятие (выделяются только броские черты, описание неполное, слабо выражена интерпретирующая деятельность;
II уровень - выделяются основные части объекта, но характеристика объекта односторонняя, интерпретирующая деятельность слабая; III уровень - разносторонность и полнота наблюдения, тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту школьника; IV уровень- дается исчерпывающая характеристика воспринимаемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности, подмечаются малозаметные детали. Проявляются интерес и потребность в наблюдении. Задание 2. Изучение процессов произвольного внимания А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки: 1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССА-НЕССАС ДАТАЛАТТА 2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР 3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА 4. ГРУММОПД 5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА- тонов 6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ * ' • 7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-ТЕНОРРА 8. ЛАЙОНОСАНДЕРА 9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ 10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН 11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ 12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН 13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА- ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯН 14. ОСТИМАРЕ Б. Корректурная проба. Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5 -7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву " а" зачеркивать, а бук- ву " к" подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.
Задание 3. " Найди красивые" (зрительный анализ) Ученику предлагается выбрать красивый дом: Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра " 1", найти среди них красивые и обвести их карандашом. Попросить ученика объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая - нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, " носики" у которых красивые? (Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за пределы строк или короче их. ) Как отличить красивый " носик" от некрасивого? Попросить ученика определить, какие " носики" красивые, а какие - нет. Задание ученику: красиво написать цифру " 1" самостоятельно, не отрывая руки от бумаги. Работа над остальными цифрами проводится тем же способом. Задание 4. Задания на зрительный анализ А. Сколько треугольников в данной фигуре? Б. Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисованный на доске или листе бумаги учителем, и точно так же воспроизвести его в тетради. В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрюля, лампа, цветок или др. ) расчертить на 16 - 25 квадратов (4x4 или 5x5). Дать ученику заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеточкам заданное изображение. " Задание 5. " Найди слово " (зрительный анализ букв, выделение их в слове) Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:
Задание 6. " Разноцветные точки" (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз) Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги " точки1'. Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Сначала определяется, умеет ли
ученик правильно устанавливать связь между цветом и его названием. Затем дается инструкция: " Называй эти точки по порядку, читай их". Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе устанавливает. При этом взрослый не делает никаких замечаний. Школьник может прекратить " чтение" точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать выполнять задание сначала, но это предварительно с учеником не оговаривается. В протоколе записываются все названные учащимся тонки. Анализ результатов ведется по следующим направлениям: 1) откуда ребенок начал " чтение", т. е. какая точка была названа первой (правильный ответ - крайняя левая точка верхней строки); 2) в каком направлении ученик продолжил чтение, т. е. какая точка была названа второй (правильный ответ - расположенная рядом на той же строчке справа); 3) в какой последовательности ребенок называл точки на строке: слева направо без повторов, повторные " чтения", пропуски, " читает" В обратной последовательности (правильный ответ - слева направо без повторов, пропуск и чтение в обратной последовательности); 4) в какой последовательности школьник " читает" строчки на рабочей карточке: от верхней строчки к нижней без повторов и пропусков, повторяет " чтение" той же строчки, пропуск строчек, повторное " чтение" выше лежащей строки, " читает" от нижней строки к верхней (правильный ответ - от верхней строки к нижней без повторов и пропусков). При наличии отступлений от указанных правил проводится кор-рекционная работа с использованием этой же рабочей карточки. Для этого ученику сообщаются условия " чтения" точек и вводится требование обязательного их выполнения. Взрослый активно руководит процессом выполнения задания. Задание 7. Диагностика трудностей в выполнении пространственных учебных требовании
Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. В данном варианте группы точек располагаются таким образом: 1)2-4-3-1; 2)3- 1-2-4; 3)2-3- 1-4; 4) 3- 1 - 4-2. Точка над строчкой ставится над первой точкой в группе из трех точек. Инструкция ученику: " Перерисуй точки, соблюдая требования: а) начинать с самой верхней строчки; б) сначала срисовать самую крайнюю слева точку; в) следить за промежутками между точками; г) точка над строчкой должна ставиться точно над первой точкой группы". Образец задания Место для копирования образца
Выполненное учеником задание оценивается следующим образом: 1) ставит ли точки внутри строки; 2) сохраняет ли число точек в группе; 3) ставит ли точки в порядке слева направо; 4) отражает ли разницу в промежутках между точками; 5) не опускает ли точку над строчкой; 6) соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней. Задание 8. Особенности зрительно-двигательной координации А. " Змейка'\ На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их. Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл. Б. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния. Задание 9. " Палочки" (особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности) На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом: I - II - III -1 - II - III -... Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила: 1) писать палочки и черточки в заданной последовательности; 2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывая системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку); 3) не писать на полях; 4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку. Время выполнения задания - 10 - 15 минут. Критерии оценки качества выполненной работы: - степень полноты принятия задания (принимает все правила, принимает частично, не принимает);
- степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохранение всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила); - качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их); - качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не~просматривает работу, а сразу по окончании сдает на проверку учителю). Задание 10. " Найди ошибки" (изуиение сформированности процессов контроля над написанием) Ученику предлагается найти ошибки в тексте. «На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня». Задание 11. " Графический диктант" (умение выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм) На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоятельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток). Задание ученику: " Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать". Тренировочный узор. Задание: " Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя. Первый узор. Задание: " Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно". Второй узор. Задание: " Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно". Оценка качества выполненного задания: Высокий уровень (4 балла) - в целом узоры соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки. Средний уровень (3 балла) - оба узора частично соответствуют Диктуемым, но содержат ошибки или один узор выполнен без ошибок, а другой не соответствует диктуемому. Уровень ниже среднего (2 балла) - один узор частично соответствует диктуемому, другой вовсе не соответствует. Низкий уровень (1 балл) - оба узора не соответствуют диктуемым. Задание 12. " Запомни картинки'' (непосредственная произвольная зрительная память) Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4 - 5 картинках, Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых объектов (картинок, букв, цифр) следует увеличивать. Задание 13. " Пиктограммы" (опосредованная произвольная память) Ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель будет произносить с интервалом в 7 -10 с. При этом ученик должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым учителем словом или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение - пиктограмму, не используя при этом буквы и цифры. Через некоторое время (10- 15 мин) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов: веселый праздник сомнение радость зависть гнев сила воли мальчик-трус болезнь отчаяние успех быстрый человек дружба скорость смелый поступок печаль справедливость вкусный ужин хороший товарищ теплый ветер мороз Задание 14. " 10 слов" (произвольное слуховое запоминание) Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2 - 3 с. Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания: а) в том же порядке либо б) в произвольном порядке. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед. Задание 15. " Запомни цифровую последовательность" (произвольная слуховая память). Учитель называет последовательность цифр с интервалом между ними 2 - 3 с. и предлагает ученику повторить ее без ошибок. Начиная с последовательности из двух-трех цифр, постепенно количество цифр, составляющих последовательность, увеличивается. Чем большее количество цифр сможет правильно повторить ученик, тем лучше у него развита произвольная память на цифровой материал. Примерные цифровые последовательности: 3-5 4-6-2 8-1-4-7 2-8-5-3-9 1 _ 7 - 2 - 4 - 8 - 3 и т. д. Задание 16. " Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслительной деятельности) Ученикам предлагается рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, признаков. Например, рассмотреть заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количества букв, слогов, звуков и т. д. Тот ученик, который последним называет какое-либо качество данного объекта, получает карточку с соответствующим словом и становится его " хозяином". Задание 17. " Картинки-помощники" (умение находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении) Перед учеником раскладываются 15-20 карточек с изображениями отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, са- молет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д. ). Задание ученику: " Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т. д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему называли. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т. д. Задание 18. " Четвертый лишний" (выделение существенных признаков и обобщение) А. Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая " лишняя", т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом. Примерный набор картинок: мак, ромашка, роза, лук .; чашка, блюдце, суп, тарелка яблоко, персик, огурец, груша помидор, баклажан, перец, слива чашка, кастрюля, тарелка, стакан молоко, сметана, каша, сыр коза, курица, корова, овца чайник, стул, стол, шкаф машина, самолет, автобус, троллейбус карандаш, портфель, тетрадь, шляпа (" Лишние" слова выделены курсивом. ) Б. Ученику зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это " лишнее" слово и объяснить, почему оно " лишнее". За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Примерный набор слов: - Книга, портфель, чемодан, кошелек; - Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор; - Часы, очки, весы, термометр; - Яблоко, книга, шуба, роза; - Река, озеро, море, мост; - Бабочка, линейка, весы, ножницы; - Береза, сосна, ягода, дуб; - Дедушка, учитель, папа, мама; - Минута, секунда, час, вечер; - Василий, Федор, Семен, Иванов. (" Лишние" слова выделены курсивом. ) Задание 19. " Классификация" (умение выделять общий признак для группы объектов) Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов. Задания на классификацию. На математическом материале. 1. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры: 3+1 4-1 5+1 6-1 7+1 8-1 и т. д. j 2. Решить примеры и разбить мх на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры: 3 + 2 4 + 5 4 + ] 10- 1 6 + 4 6-3 9-2 7-2 6+1 3+4 3. Разбить числа в каждом ряду на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 91, 84, 51, 61, 82, 71, 87 37, 61, 57, 34, 81, 64, 27 62, 84, 30, 61, 35, 89, 32, 68 4. Определить основания для классификации: 13-4 16-9 6-1 3+2 7+2 6+3 На наглядном материале. Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп. На словесном материале. Ученику нужно разделить на две группы 12 - 14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака. Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак, и т. д. ). Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик. Задание 20. " Пословицы " (способность к пониманию и обобщению смысла фразы) А. Ученику даны 8 карточек (в произвольном порядке), на каждой из которых напечатана пословица. Нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу: 1. Волков бояться - в лес не ходить.. 2. Смелость города берет. 3. Дело не медведь - в лес не уйдет. 4. Семеро одну соломинку поднимают. 5. Семь раз примерь — один отрежь. 6. Поспешишь - людей насмешишь. 7. Семеро одного не ждут. 8. Кто встал пораньше, ушел подальше. Приведенные пословицы по смыслу объединяются следующим образом: 1 и 2 (о смелости); 3 и 4 (о лентяях); 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом делать); 7 и 8 (никогда не надо опаздывать). Б. Сравнить пословицы в левой и правой частях страницы. Подобрать к пословице, написанной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль. Лучше поздно, а) Лучше оступиться, чем оговориться, чем никогда. б) Нет худа без добра. в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть. г) Не спеши языком, торопись делом. Что прошло, • а) Что написано пером, того не вырубишь того не воротишь. топором. б) Утро вечера мудренее. в) Кончил дело - гуляй смело. г) Что с возу упало, то пропало. (Правильные ответы выделены курсивом. ) В. Сформулировать своими словами общий смысл пословиц. Тише едешь - дальше будешь. Где тонко, там и рвется. Не гони коня кнутом, а гони его овсом. Задание 21. " Свяжи слова " (смысловая память) Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Учитель зачитывает паруслов; а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов-5 с). После прочтения всех пар через 10 мин. учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитьпзается количество правильно воспроизведенных слов. Чем больше слов воспроизводит ученик, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи. Слова для предъявления: слива - лампа синица - сестра лейка - трамвай мухомор - диван ботинки - самовар графин - брат жук - кресло гребень - земля компас - клей кит - сигарета спички -г- овца терка - море шляпа - пчела рыба - пожар Задание 22. Формирование искусственных понятий (мыслительная операция обобщения) Подготовить три набора карточек по девять карточек в каждом наборе. На карточках изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом и красном. В первом наборе все фигуры черного цвета, во втором - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв (для первого набора -" пак", для второго - " бро", для третьего - " вил" ). Учитель предлагает ученику выявить в серии карточек задуманную им комбинацию фигур, например, " все черные фигуры на розовом фоне - понятие " пак". Признаки, объединяющие фигуры в группы, ученик должен угадать, ориентируясь на ответы учителя " правильно" или " неправильно" и иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно предупредить ученика, чтобы он как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, перед учеником стоит задача образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ученика, другой ряд - функцию знаков, организующих деятельность школьника. Отмечаются: 1) каждое ошибочное и каждое правильное выделение учеником группы фигур; 2) сколько раз, проверяя себя, школьник смотрел на оборот карточки; 3) на основании каких признаков ученик выделял группу фигур. Задание 23. Аналогии Ученику называется пара'слов, находящихся в определенном отношении друг к другу. Затем предлагается слово, к которому нужно подобрать другое слово, находящееся в том же отношении к заданному слову, что и слова первой пары. Правильные ответы выделены курсивом. После выполнения задания подсчитывается количество правильно подобранных слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|