Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 12. Диалог культур




Некоторые выводы

 

1. Творчество связано с созданием новых достижений культуры. Направленность и характер творчества за-висят от типа культуры. 2. Основными субъектами творчества, культуры являются народ и личность.

 

3. Научное творчество направлено на выработку но-вых знаний о природе и обществе. Моделирование и научный эксперимент — основные средства совре-менного научного поиска. 4. Творчество в искусстве направляется идеей прекрасного и требует от лич-ности наличия развитого художественного воображе-ния, интуиции. 5. Техника — главный посредник во взаимодействии общества с природой. Техническое творчество направляется заботой о полезности, эффек-тивности, удобстве.

 

?! Вопросы и задания

 

1. Известный композитор М. И. Глинка сказал: «Народ создаёт музыку, а мы, композиторы, только аранжируем её». Что он имел в виду?

 

2. Как можно истолковать слова И. А. Бунина: «Из народа может выйти и икона, и дубина»?

 

3. Как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Гений и злодейство несовместны»? Согласны ли вы с этим утверждением?

 

4. П. Валери сказал: «Талант без гения значит немного, гений без таланта — ничто». Что он имел в виду? Согласны ли вы с данным утверждением?

 

5. Какую черту гениальности отразил в своём высказывании Г. Гегель: «Талант является специфической, а гений — все-общей способностью»?

 

6. Приведите примеры гениальных людей и их достижений.

 

7. Существует ли взаимосвязь между художественным и тех-ническим творчеством?

 

8. Какие направления современного технического творчества представляются вам наиболее важными? Почему?


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


94 Тема 2. Культура человека и общества

§ 12. Диалог культур

 

Национальное и общечеловеческое в культуре. С древ-нейших времён многие люди судили о других культурах

 

с позиции превосходства своего народа. Такая позиция называется этноцентризмом; она была характерна и для Запада, и для Востока. Так, ещё в IV в. до н. э. древнегре-ческие общественные деятели делили мир на «эллинов» и «варваров». При этом культура варваров рассматривалась как весьма примитивная по сравнению с греческой. Это было одно из первых проявлений европоцентризма — суждения европейцев о том, что их общество есть образец для остального мира.

 

Позднее христианские миссионеры стремились обратить «отсталых язычников» в свою веру. В свою очередь, жи-тели средневекового Китая открыто выражали презрение к «окраинным варварам» (как европейцам, так и кочевым племенам). Этноцентризм обычно связан с ксенофобией (от

 

греч. xenos — чужой, pho bos — страх) — страхом перед чужими взглядами и обычаями, неприязнью или ненави-

 

стью к ним.

 

Однако со временем многие пришли к пониманию того, что противопоставление Запада Востоку и вообще «своих» «чужим» не принесёт пользы человечеству. Запад не выше Востока, а Восток не выше Запада — они прос-то разные.

 

Содействие многообразию культур — одна из важ-ных целей мирового сообщества. Это зафиксировано в первой статье Устава ЮНЕСКО — Организации Объеди-нённых Наций по вопросам образования, науки и культу-ры. В ней говорится, что цель сотрудничества — способ-ствовать «сближению и взаимному пониманию народов пу-тём надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение между-народных соглашений, которые она (ЮНЕСКО) сочтёт по-лезным для свободного распространения идей словесным и изобразительным путём». Итак, культурное разнообразие нуждается в поддержке, его необходимо развивать.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 12. Диалог культур 95

Своеобразие каждой национальной культуры относи-тельно. Её уникальность выступает как конкретное про-явление всеобщего в развитии человеческого общества.

 

У разных народов исторически сложились свои языки. Но необходимость иметь язык как средство общения, на-копления опыта едина для всех людей. Все культуры име-ют некоторые общие нормы и ценности. Их называют общечеловеческими, так как они выражают основы чело-веческой жизни. Добро, труд, любовь, дружба значимы для людей в любом месте Земли. Существование этих ценностей способствует взаимопониманию и сближению культур. Иначе нельзя объяснить тот факт, что каждая культура в процессе взаимодействия с другими воспри-нимает и использует многие их достижения. Так, в кон-це XIX в. аграрная Япония за несколько десятилетий смогла превратиться в сильную индустриальную державу.

 

 

Джорджоне да Кастельфранко. Три философа (1508)


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


96 Тема 2. Культура человека и общества

Причина этого кроется в заимствовании западных техно-логий и принципов организации производства.

 

Взаимодействие культур ведёт, с одной стороны, к упрочению своеобразия восточных и западных, южных

 

и северных культур, с другой — к формированию обще-мировой культуры. Диалог разных культур необходим и бесконечен. Это постоянный процесс, который помогает человечеству сохранить многообразие культурных основ жизни. Диалог культур позволяет каждому приобщиться к духовному богатству, созданному разными народами, совместно решать глобальные проблемы человечества. Он помогает отдельным людям и человеческим общностям найти смысл своего бытия, не утратив своеобразия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...