Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья как носитель культурных традиций и цен-




 

ностей. Семейный уклад жизни воспроизводит традициинациональной культуры, приобщает к ним новые поколе-ния людей.

 

В семье детям прививаются основные жизненные уме-ния и навыки, необходимые в быту. Например, отец обу-чает сына забивать гвозди, мастерить, мать учит детей

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


104 Тема 2. Культура человека и общества

поддерживать чистоту в доме. В семье ребёнок получа-ет множество очень нужных для жизни практических знаний.

 

Материальная культура семьи — это не просто вещи и деньги, а прежде всего установка на сохранение и разум-ное использование того, что есть. Подлинно хозяйское обращение с имуществом ведёт к росту материального благосостояния семьи. Приобщение детей к материальной культуре жизни семьи помогает им подготовиться к ра-циональному ведению самостоятельного хозяйства. В той семье, где заботятся о доме и правильно организуют быт, дети с ранних лет учатся дорожить результатами труда — как своего, так и других людей, бережно относиться к общественному достоянию.

 

От семьи во многом зависит приобщение детей к цен-ностям традиционной физической культуры. Если, напри-мер, родители вместе с детьми делают утреннюю зарядку, привлекают их к занятию спортом, это способствует фор-мированию здоровья как отдельного человека, так и всей нации.

 

Важной частью духовной культуры семьи являются семейные предания, биографии предков — реальные и легендарные. Эти примеры помогают осваивать основные формы социального опыта. Биографии великих пред-ков составляют семейный эпос, который даёт пример поведения в жизни и во многом определяет образ мыс-лей и даже образ жизни членов семьи, формируя у них чувство сопричастности своему роду и народу. Так, у дворян понятия «родовая честь», «долг», «преданность интересам Родины» всегда были непосредственно свя-заны с семейной традицией. Об этом хорошо сказал

 

. С. Пушкин:

 

Два чувства дивно близки нам,

 

В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня!

 

Земля была б без них мертва...

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 13. Освоение человеком культуры 105

 

 

К. Ясевич. Семейный портрет (1849)

 

В развитии духовной культуры семьи большое значение имеет профессиональный опыт родителей. К примеру, дети профессионалов, мастеров своего дела сами, как правило, становятся профессионалами, добросовестными и инициа-тивными тружениками. Порой так возникают трудовые династии.

 

Таким образом, семья соединяет в себе проявления многих основных форм культуры. Она одновременно ведёт хозяйственную и управленческую деятельность, поддержи-вает физическое здоровье своих членов, через следование традициям закладывает прочные основы их духовного раз-вития и нравственного поведения.

 

Школа как феномен культуры. Школа—это учреж-

 

дение, предназначенное для обучения и воспитания под-растающего поколения. Она служит фундаментом совре-менной культуры и, более широко, всей жизнедеятель-ности общества, ибо готовит детей к самостоятельной жизни.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


106 Тема 2. Культура человека и общества

Школа как специализированное учреждение образова-ния возникает на том этапе исторического развития, когда усложнение общественной жизни, накопление нового и всё более разнообразного опыта ведёт к появлению пись-менности. Поскольку значимые для общества сведения фиксируются в письменном виде, людей, которым пред-стоит пользоваться ими, нужно научить читать и писать,

 

а также обучить арифметическим действиям.

 

В письменном виде сохраняется не всякое знание, а только специально отобранное. Школа приобщает учени-ков к той части опыта, накопленного в культуре, которая признаётся необходимой для усвоения. Повседневные зна-ния и опыт ученики обычно приобретают вне её. Школа учит основам упорядоченных, научных знаний.

 

 

Рафаэль Санти. Философы Платон и Аристотель (1508—1511). Фрагмент фрески «Афинская школа»


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 13. Освоение человеком культуры 107

Школа —это специально организованная образователь-ная среда, которая включает учителей, учеников, опреде-лённые средства обучения и т. д. Данная среда является своеобразной моделью общества, в котором живёт ученик

 

и правила жизни которого он должен освоить. Всякая модель должна быть более простой, чем то, что она мо-делирует. В частности, школа не может учить всему, что общество признаёт важным, так как объём такого знания непомерно велик. Поэтому для изучения отбираются лишь те сведения, научные результаты и выводы, которые по-нятны ученикам и могут быть усвоены ими. Вместе с тем задача школы состоит в том, чтобы систематизировать изучаемый материал и с его помощью показать, как устро-ен мир, как взаимосвязаны в нём явления, процессы. Это означает, что школа призвана сформировать у учеников современное мировоззрение.

 

Школа даёт знание основных фактов и их связей, зако-нов и закономерностей, вооружает учеников понятийным аппаратом, общим для разных наук и разных видов чело-веческой деятельности. Получая образование, школьник обретает способность понимать хотя бы в общих чертах, чем занимаются различные специалисты, как работают различные учреждения, как протекают общественные про-цессы и т. д. Школа не просто копирует организацию общественной жизни, а отбирает в ней самое лучшее, защищая личность ученика от разлагающих влияний, от-рицательных воздействий, которые могут исходить из его окружения. Школа сохраняет и передаёт новым поколени-ям то лучшее из социального опыта, что нужно сберечь и развить. Её призвание — содействовать прогрессу культу-ры общества, развитию культуры личности.

 

Ещё одна важная функция школы — способствовать установлению социального равенства. Она создаёт для всех учащихся равные возможности приобретения знаний, овладения социальным опытом, приобщения к культуре. Это поможет им более успешно реализовать себя в само-стоятельной жизни. Школа учит постоянно работать над собой, заниматься самообразованием, что тоже очень важ-но в современной, столь динамичной жизни.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


108 Тема 2. Культура человека и общества

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...