Урок обобщения. § 8. Роль культуры в жизни общества
Урок обобщения
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью?
2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества?
3. Назовите и охарактеризуйте основные формы взаи-мосвязи человека и общества.
4. Что такое исторический процесс?
5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов? Приведите примеры.
6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе.
7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне-ние, подтвердите его примерами.
8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной
и корректной деятельности», потому что это даёт тот гла-зомер положения, то чутьё минуты, которые предохраня-ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо-вестно действующим гражданином».
Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней?
9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать:
а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас-ными манерами и обхождением»);
б) стадию общественного развития, следующую за ди-костью и варварством;
в) состояние общества, признающего ценности ми-ра, экономического процветания, свободы, законности
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 64 Тема 1. Общественная сущность человека («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ-ности, попранию закона, неуважению прав человека»);
г) совокупность проявлений культуры («античная ци-вилизация — уникальная культуpa, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»);
д) совокупность уникальных экономических, социаль-ных, политических, духовных, нравственных, психологи-ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю-дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»).
Какие из этих значений имеют непосредственное от-ношение к характеристике исторического процесса? При-мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Тема 2. Культура человека и общества
§ 8. Роль культуры в жизни общества
Сущность культуры. Слово«культура»знакомо каж-дому из нас. Оно многозначно и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют создать благоприятные условия для её развития.
Разные люди вкладывают в понятие «культура» неоди-наковый смысл. Одни приравнивают культуру к образо-ванности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по достигнутому уровню нравственного разви-тия людей. В повседневной речи это слово связано также с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библио-теках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.
Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, до-стойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии
с традициями народа, его жизненными правилами». Гума-нистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять одно из ведущих мест в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зави-сящей от него человеческой судьбы.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 66 Тема 2. Культура человека и общества По мере накопления знаний об общественной жизни
и о многообразии протекающих в ней процессов возни-кали новые определения культуры. Одна из таких попы-ток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обо-значения специфического образа жизни человека, кото-рый отличается от природного бытия. Культура понима-лась просветителями как средство возвышения челове-ка, совершенствования духовной жизни и нравствен-ности.
В современной культурологии (науке о культуре) суще-ствует два основных подхода к пониманию культуры.
Сторонники антропологического подхода (от греч. аnthrō pos — человек) считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворённых людьми вещей, противостоящий природе. Этот мир создан человеком для своих целей и выражает отличие человече-ской жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качествен-ное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного раз-вития, в рамках определённых эпох, национальных общ-ностей и т. д.
С точки зрения ценностного подхода культура пони-мается как совокупность лучших, наиболее значитель-ных творений человека. Правда, нередко их ценность относительна. Так, для специалистов, занятых созда-нием ядерного оружия, атомная бомба представляет со-бой высококачественный результат. Но для большинства здравомыслящих людей она — орудие уничтожения все-го живого и действительно ценного и потому не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь по-ложительные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, увы, сопровождают, человеческую жизнь, и культуру той или иной страны невозможно понять, если их игнорировать.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 8. Роль культуры в жизни общества 67 Подводя итог, можно дать следующее определение:
Культура —это специфический человеческий спо-соб жизни, включающий процесс и результаты челове-ческой деятельности, систему норм и ценностей, сим-волов и идеалов, рассматриваемых в контексте истори-ческой эпохи.
Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятель-ности общества и человека. Культура — это и материаль-ные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является ядром, основой, «душой» общества.
В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл име-ют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д.
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое дополнитель-ное значение. Так, основная функция автомобиля — слу-жить средством передвижения. Вместе с тем для многих — это ещё и вопрос престижа. Чтобы понять смысл исто-рических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, по-сетившие Египет, могут полюбоваться внешним видом пи-рамид, учёные — изучить их физико-химический состав, размеры и т. д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот поче-му так важно знать всемирную историю и историю своей страны.
Предметы и явления культуры хранят опыт человече-ства. Универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.
Среди знаков особое место занимают символы — зна-ки, служащие условным обозначением какого-либо образа
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 68 Тема 2. Культура человека и общества или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изуче-ния соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая таким об-разом смысл происходящего.
Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предме-ты и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только изготовленные человеком вещи, откры-тые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.
Функции культуры. Культура выполняет в жизни че-ловека и общества целый ряд функций.
Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям при-способиться к различным природным условиям. Благодаря приспособительным механизмам культуры человек смог заселить практически все уголки Земли — от Северно-го Заполярья до Антарктиды, привык к различным осо-бенностям климата, рельефа, растительного и животного мира. Так, на Японских островах, в зоне повышенной сейсмоактивности, люди издавна строили дома на лёгком деревянном каркасе, обтянутом бумагой; эскимосы же сооружали свои жилища из снега и прекрасно переживали в них холодные полярные зимы.
Ещё одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче ин-формации. Её можно назвать функцией исторической преемственности. Нарушение данной функции чреватодля общества серьёзными последствиями. Разрыв куль-турной преемственности способен обречь новые поколения на потерю социальной памяти, сделать их «иванами, не помнящими родства».
Ценностная функция культуры состоит в том, что онаформирует у человека ценностные потребности и ориен-тации. Усвоенные культурные ценности позволяют раз-
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 8. Роль культуры в жизни общества 69 личать значимое и незначительное в жизни, беречь те элементы культуры, которые гармонизируют и совершен-ствуют жизнь, и отказываться, избавляться от того, что ведёт к деградации личности. Для общества же сохранение ценностей культуры — залог стабильного развития.
Нормативная функция культуры связана с регулиро-ванием общественной жизни. Её выполнение опирается на мораль и право и способствует усвоению людьми совокуп-ности норм и правил, регламентирующих их поведение и деятельность.
Коммуникативная функция культуры (от лат. commu-nicatio — делаю общим; связываю; общаюсь) обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, ведёт к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, спо-собствует процессам интеграции культур. Особенно на-глядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создаётся единое культурное пространство всего человечества.
Перечисленные основные функции культуры в реаль-ной жизни тесно связаны. И, конечно, они не исчерпыва-ют всего назначения культуры.
Основное назначение культуры — делать человека Че-ловеком. Развитие культуры даёт возможность облегчитьтруд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершен-ствования и саморазвития личности.
Материальная и духовная культура. Культура имееточень сложное строение, состоит из множества элементов. Неповторимое их сочетание создаёт своеобразие националь-ных культур, а также малых «культурных миров» — суб-культур (молодёжная, профессиональная и т. д. ). (Подроб-нее о субкультуре мы поговорим в следующем параграфе. )
К элементам духовной культуры относят правила по-ведения, эталоны, ритуалы, мифы, идеи, символы, язык, знания и др. Духовная культура включает в себя познава-тельную (интеллектуальную), нравственную, художествен-ную, правовую, педагогическую, религиозную и другие формы жизни людей.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 70 Тема 2. Культура человека и общества
Часовня-усыпальница Паскевичей в Гомеле (1870—1889)
Жилые дома, орудия труда и предметы домашнего обихода, одежда и военная техника, средства передвиже-ния, компьютеры и многое другое, сотворённое руками человека, являются элементами материальной культуры.
В материальную культуру входят: культура труда и мате-риального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу (правила гигиены и т. д. ), физическая культура.
Материальная и духовная культуры тесно связаны между собой. Провести границу между ними бывает слож-но. Например, техническая идея по совершенствованию холодильника или телевизора воплощается в новых изде-лиях. Тем самым она облекается в материальную форму и становится предметом материальной культуры. Если же идеи писателя, скульптора или художника не реализуются в книге, скульптуре или картине, они останутся лишь об-
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 8. Роль культуры в жизни общества 71 щим замыслом. Некоторые виды творческой деятельности одновременно принадлежат и к материальной, и к духов-ной культуре. Например, архитектура — это и искусство,
и строительство. Искусство кино и искусство фотографии стали возможны только благодаря соответствующим тех-ническим изобретениям.
Ценности материальной культуры, как правило, имеют определённую цену, а также временные пределы потре-бления. Они могут «морально устареть», производствен-ное оборудование изнашивается, здания ветшают и т. д. Наоборот, ценность достижений духовной культуры может
и не иметь временных рамок. Например, ценность жизни, здоровья, любви и дружбы, истины и добра признаётся на протяжении всего существования человечества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|