Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности культуры восточнославянских наро-




 

дов. Культура восточных славян динамично развивается. Этот культурный мир богат высокими духовными дости-жениями и в чём-то непредсказуем, склонен к резким из-менениям. Только в ХХ в. он пережил такие мощные по-трясения, от которых многие другие культуры не смогли бы оправиться. В конце X X — начале XX в. восточносла-вянский мир переживал творческий подъём. Для русской

 

и белорусской культур это время отмечено значительными достижениями в науке и искусстве. Среди творческих личностей России данного периода выделяются писатели А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, поэты А. А. Блок, С. А. Есе-нин, В. В. Маяковский, философы С. Л. Франк, Н. А. Бер-дяев, художник И. Е. Репин и др. Белорусская культура того времени прославилась такими именами, как В. И. Ду-нин-Марцинкевич, Якуб Колас, Янка Купала, Максим Богданович. И белорусской, и русской культуре принад-лежат художник К. С. Малевич, философ М. М. Бах-тин, психолог Л. С. Выготский и др. Но Россия была во-влечена сначала в Первую мировую войну, а затем стала жертвой целого ряда разрушительных социальных про-цессов.

 

Сказались на культуре и некоторые особенности рус-ского национального характера, на который повлияло положение русских земель между Востоком и Западом. Под воздействием православия здесь сформировался «мес-

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 12. Диалог культур 97

сианский тип человека». Такой человек чувствует, что он должен спасти мир, пусть и ценой собственной гибели. На Руси всегда было немало борцов за свободу народа, защищавших его прежде всего от гнёта государства, а также от произвола помещиков. Огромные территории российской империи позволяли крепостным мужикам бе-жать на широкий вольный простор. У русского человека широкая, открытая душа, он склонен к сопереживанию, добр и отзывчив, но может быть страшен в своём бунте, так как для него нет ничего дороже свободы. ередко он прост и слишком упрощает межличностные отношения, делит всех на врагов и друзей, не признавая полутонов

 

и оттенков. «Или друг — или враг! » — таков в прошлом девиз многих россиян. Неудивительно, что мессианская идея коммунизма, упав на русскую почву, вызвала жесто-чайшую гражданскую войну, принесла миллионы жертв и гибель великих ценностей культуры.

 

Духовная жизнь народа на протяжении советского пе-риода тоже была своеобразным полем боя. Идея классового характера культуры противостояла в советской идеологии общечеловеческим ценностям. К представителям интел-лигенции государство нередко относилось с подозрением, видя в них явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такой позиции ещё в первые годы существо-вания советской власти стала массовая эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули тысячи высококвалифи-цированных учёных, инженеров, конструкторов. Уехали такие великие люди, как певец Ф. И. Шаляпин, компози-тор С. В. Рахманинов, балерина А. П. Павлова, поэтесса М. И. Цветаева, писатель И. А. Бунин, художник К. А. Ко-ровин. Многие покидали родину не по своей воле. Ярким примером тому стал печально известный «философский пароход». На нём была выслана за пределы страны боль-шая группа русских философов и писателей: Н. А. Бер-дяев, С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин, Н. О. Лосский, С. Н. Прокопович и др. Такой отток умов привёл к заметно-му понижению духовно-интеллектуального уровня обще-ства, что потребовало дополнительных усилий по воспол-нению утраченного.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


98 Тема 2. Культура человека и общества

Современная культура на всём постсоветском про-странстве переживает непростое время. В XXI в. в само-бытные культуры разных народов широко внедряются западные образцы культуры. Это ведёт к её коммерциа-лизации, разрушению былого духовного и культурного единства народов. Вместе с тем сохраняется возможность дальнейшего сближения восточнославянских и других народов, их совместного взаимообогащающего социально-экономического и культурного развития. Для этого необ-ходимо восстановить прежние и наладить новые культур-ные связи, постараться сберечь и укрепить наши тради-ционные ценности с учётом нового исторического опыта.

 

В культурном развитии мы должны смотреть вперёд, а не назад.

 

Беларусь на перекрёстке культур. В условиях гло-

 

бализации усиливается внешнее воздействие на нацио-нальную культуру. Её духовные ценности и установки проходят проверку на прочность. Сейчас стоит задача сохранения нашего национального духовного наследия. Без понимания себя, своей культуры невозможно найти собственный путь развития в современном мире.

 

Белорусская культура имеет большую историю и соб-ственные традиции. В ней воплотились самобытные мифо-логические, религиозные, художественные, нравственные, философские представления нашего народа. Долгое время белорусская культура, как и русская, заимствовала многие западные идеи, ценности, формы культуры. Однако у бело-русской культуры есть свой стержень, основа — эмпатия. Эмпатия —это способность к искреннему сопережива-нию, стремление разделить чужую боль.

 

Эмпатическая направленность белорусской культуры связана с толерантностью (терпимостью), рассудительно-стью, спокойствием нашего народа. Отсутствие националь-ной и религиозной розни и есть проявление этих черт. Эмпатийностью культуры можно объяснить преобладание в Беларуси художественного творчества при отсутствии развитых философских систем. Белорус не стремится по-корять природу, а, наоборот, желает единения с ней. Он хочет вслушаться в мир, вглядеться в него, чтобы ощутить

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 12. Диалог культур 99


 

 

Гюстав Курбе. Здравствуйте, месье Курбе! (1854)

 

всю его красоту. Самое страшное для белоруса — разоча-рование в идеале, отторжение от красоты.

 

Эмпатийность белорусской культуры во многом сбли-жает её с восточной культурой. Однако на Востоке сочув-ствие и переживание человека часто бывают обращены к Богу или же внутрь себя. А у белорусов любовь и эмпатия направлены прежде всего на близкое, родное пространство. Сильное чувство родной земли — важнейшая черта миро-воззрения нашего народа.

 

Белорусская культура формировалась в непосредствен-ной связи не только с российским, но и с западными куль-турными центрами. Она испытала на себе их значительное влияние и поэтому имеет ясно выраженную практическую направленность. Вместе с тем наша культура не нацелена

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


100 Тема 2. Культура человека и общества

 

на борьбу, силовое самоутверждение. Белорусы всегда стремились к гибкому, конструктивному диалогу с пред-ставителями других культур.

 

Белорусская культура очень близка к русской, однако есть между ними и различия. Стремление к максималь-ному охвату бытия, характерное для русской культуры, порой воплощалось в великие проекты: «Москва — третий Рим», «Мировая революция». Деятели же белорусской культуры всегда заботились о близком, руководствовались чувством меры и здравым смыслом, избегая крайностей и революционных ломок. В ХХ в. Беларусь получила воз-можность независимого государственного и культурного развития. Опираясь на свой особый тип духовности, бело-русы занимают достойное место среди других народов и национальных культур.

 

Менталитет белорусского народа. Менталитет(отлат. mens — разум, мышление) — это образ мыслей от-дельного человека или группы людей. На формирование белорусского менталитета оказали влияние три основных фактора. Во-первых, природно-географическая среда, ко-торая воздействовала на мироощущение наших предков — красота родной природы, расположение белорусских зе-мель в равнинной зоне с умеренно-континентальным кли-матом. Во-вторых, религия, а вернее, несколько религий — прежде всего православие, а также католицизм, протестан-тизм, ислам, иудаизм. В-третьих, коллективно-родовое начало, которое проявило себя в ограничении активности отдельного человека заботой об общем благе.

 

Важными чертами менталитета белорусов можно счи-тать следующие:

 

• • «Пограничность», связанную с необходимостью осу-ществлять выбор между Западом и Востоком; постоянный поиск своего пути развития. Так, уже первый белорусский учёный Франциск Скорина объединял в себе черты двух культур — западной и восточной (православной), что не мешало ему оставаться самоотверженным патриотом.

 

• • Отсутствие чувства превосходства над другими на-родами.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


 

§ 12. Диалог культур 101

• • Терпеливость, выносливость и неагрессивность. Бе-лорусы всегда отрицали насилие, хотя сами нередко ста-новились его жертвами. Вместе с тем белорусы вовсе не лишены свободолюбия и храбрости. На войне белорус храбр и решителен, о чём свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, массовое партизанское движение на территории Беларуси.

 

• • Немногословность и сдержанность, отсутствие склон-ности к бурному выражению чувств. Свои проблемы бело-русы предпочитают не обсуждать, а переживать внутрен-не. В то же время они открыты, бесхитростны и добро-душны.

 

• • Миролюбие, покладистость, толерантность (терпи-мость). Наша толерантность имеет конкретные историче-ские корни. Белорусы долгое время жили в составе много-национальных государств. Поэтому жизнь научила наш народ думать об интересах общества в целом, а не только о своих собственных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...