Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. Практикум
Некоторые выводы
1. Процесс образования осуществляется в течение всей жизни и на каждом из её этапов имеет свои особен-ности. В целом образование — это способ вхождения человека в культуру, освоение её ценностей и норм.
2. Семья — хранитель культурной традиции; именно в ней начинается приобщение личности к культуре.
3. Ключевую роль в обеспечении преемственности культуры и передаче её достижений новым поколени-ям людей играет школа. Она даёт ученикам не только знания, но и опыт деятельности в качестве носителей культуры.
?! Вопросы и задания
1. Что, на ваш взгляд, входит в материальную и духовную культуру семьи?
2. В чём вы видите значение семейного предания в развитии культуры?
3. Великий русский учёный и общественный деятель Д. И. Мен-делеев утверждал: « Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смо-тря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Согласны ли вы с этим высказыванием?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум
1. Античный философ Протагор выдвинул положение о том, что «человек есть мера всех вещей». Согласны ли вы
с этим утверждением?
2. Игра «эстафета культуры» (5—8 участников).
Участники игры по очереди дают определение культуры. В первом туре — из учебника. При этом тот, кто не мо-жет сформулировать определение, выбывает из игры. Во втором туре требуется дать своё определение культуры на основе известных. По итогам второго тура участники путём голосования могут решить, чьё определение было наиболее оригинальным и интересным для анализа.
3. В первобытном обществе был распространён обряд инициации (от лат. initium — начало), когда юношей и девушек переводили в категорию взрослых. При этом им наносили порезы на тело, делали татуировки, заставляли их выполнять трудные и неприятные действия. С чем, на ваш взгляд, это было связано? Существуют ли современ-ные культурные «инициации»?
4. Сравните два высказывания и определите позиции их авторов относительно природы творчества: 1) «Тво-рец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени» (Р. Вагнер) и 2) «Творчество — это самозабвенное служение искусству народа» (В. И. Качалов).
5. Оливер ромвель сказал: «Быть ищущим — почти то же, что стать нашедшим: кто раз начал искать, тот не успокоится до конца. Счастливы нашедшие, но счастливы и ищущие». Такая оценка творческого поиска соответству-ет массовой или элитарной культуре?
6. Сопоставьте два высказывания об источниках гени-альности и определите свою позицию по этому вопросу: 1) «Выдающиеся умы, подобно книгам, имеют свою судь-бу. И нельзя сказать, что судьба их «куётся» ими самими.
Она определяется той ролью, которую играет их родина в ходе культурного развития человечества» (Г. В. Плеханов) и 2) «Выдающиеся личности формируются не посредством
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 110 Тема 2. Культура человека и общества красивых речей, а собственным трудом и его результатом» (А. Эйнштейн).
7. Попробуйте дать своё определение массовой культу-ры. Какую роль она играет в жизни общества? Если она «низкая», то зачем она нужна?
8. Представьте себе, писал французский психолог А. Пьерон, что нашу планету постигла катастрофа, в ре-зультате которой в живых остались только маленькие дети. Сохранились бы все материальные и духовные цен-ности, все сокровища культуры — библиотеки и книги, музеи и картины, научные труды и техника, все самые совершенные машины. Род человеческий не прекратился бы, но история человечества была бы прервана. Машины бы бездействовали. Книги остались бы непрочитанными. Художественные произведения — ненужными: их смысл
и эстетическая сущность не были бы открыты. Культур-ная история человечества должна была бы начинаться сызнова.
Какой вывод, по-вашему мнению, можно сделать из этого рассуждения?
9. Какова роль школы в развитии культуры? Проком-ментируйте слова французского писателя В. Гюго: «Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамот-ным — значит цивилизовать его».
10. Писатель К. Симонов отмечал: «Образованный чело-век тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным». Прокомменти-руйте данное утверждение.
11. Сенека писал: «Конец пришёл добрым нравам! Тор-жествует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится всё хуже! Так говори-ли во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять завтра наши дети». Что в словах древнеримского философа звучит актуально и в наши дни? С чем вы не согласны? Поясните почему?
12. Выделяют несколько типичных сценариев досуга.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум 111
Отсутствие отдыха. Это крайняя, «вырожденная»ситуация, в которой время досуга приближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил, что человек едва успевает хотя бы немного поспать. Это «работа на износ».
Будничное безделье. После работы—бездумное, без-заботное и бесцельное времяпровождение. Например, лежание на диване, сидение на скамейке, не слишком интеллектуальные игры (домино, карты), разговоры с приятелями, обычно на одни и те же темы. Есть и другие варианты: телевизор, лёгкая музыка, дискотека.
Домашняя работа. У людей семейных—это обычнонеизбежное дополнение к их профессиональному, служеб-ному труду. Одни занимаются домашними делами охотно
и даже отдыхают при этом. У других они лишь увели-чивают усталость. Поскольку большая часть хозяйствен-ных забот по дому — приготовление пищи, стирка, уход за детьми — выпадает обычно на долю женщин, у них остаётся меньше времени для полноценного отдыха.
Праздник в широком смысле слова, т. е. не толькогосударственный, религиозный или семейный. Это может быть любая форма проведения досуга, которая резко на-рушает изо дня в день повторяющийся порядок жизни
и создаёт приподнятое настроение. Праздник прерывает монотонное течение будней.
Смена занятий. Досуг заполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют его интересы, лежащие вне служебных обязанностей. Распространённой формой досуговых занятий являются хобби — увлечения, которым человек с радостью посвящает свободное время. Хобби очень разнообразны: коллекционирование, кули-нария, ремесленные поделки, радиотехника, компьютер, автомобиль, рисование, музыка, театр, спорт, туризм, изучение архитектуры, истории и др. Обычно подобные увлечения ограничиваются любительским уровнем, но некоторые люди достигают в них высокого профессиона-лизма.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 112 Тема 2. Культура человека и общества Сочетание отдыха с работой. Этот сценарий досугатипичен для людей, чья трудовая деятельность протекает
в условиях «ненормированного» рабочего дня (индиви-дуальный предприниматель, менеджер, вообще человек, имеющий возможность распоряжаться временем по соб-ственному усмотрению). Отдых может перемежаться тру-дом так, как считают удобным, включаться в структуру деятельности (например, проводить деловую встречу на пикнике).
Какому сценарию отдают предпочтение в вашей семье? Какой из видов отдыха предпочитаете вы? Какой из на-званных сценариев в большей мере способствует приобще-нию человека к культуре? Поясните своё мнение.
13. Познакомьтесь с отрывками из «Раздумий» русского учёного, философа, общественного деятеля Д. С. Лихачёва. Прокомментируйте их.
«Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, — память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества — это не гении, рождающие всё из себя. Гении создаются на определённой почве культуры. Культура передаётся из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путём преодоления ошибок и вопреки порой гибе-ли величайших ценностей.
История культуры — это история человеческой памяти, история развития памяти, её углубления и совершенство-вания.
Удивительное свойство памяти! В памяти отдельно-го человека и в памяти общества сохраняется преиму-щественно то, что нужно, доброе — активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бы-товые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творче-ства, создаётся знание».
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум 113 14. Г. Г. Воробьёв в книге «Молодёжь в информаци-онном обществе», рассуждая о роли образования в со-временном мире, указывает, что в развитых странах че-ловека с образованием 5 классов считают неграмотным и неспособным приносить пользу обществу. В США таких неграмотных 5 % и они составляют костяк «хронических» безработных. Неквалифицированным трудом в этих стра-нах занимаются преимущественно люди с образованием не ниже 8 классов. В соответствии с требованиями ООН каждый работник в странах, которые вступают в инфор-мационную стадию развития, должен иметь в среднем 11, 5 года обучения.
Примените эти сведения для оценки ситуации в об-ласти образования в Республике Беларусь. Какие выводы лично для себя вы можете сделать из этой информации?
В каком учебном заведении вы хотели бы продолжить обучение?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 114 Тема 2. Культура человека и общества
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|