Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. Практикум
Некоторые выводы
1. Идеология белорусского государства выражает исто-рический опыт нашего народа и раскрывает основные цели современного развития белорусского общества.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 58 Тема 1. Общественная сущность человека 2. Гуманистическая сущность белорусского государ-ства определена в Конституции страны, являющейся правовой основой его идеологии. 3. Ключевая ха-рактеристика белорусской экономической модели — социальная направленность. 4. Забота о человеке, защита его свобод, прав и достоинства личности — определяющие черты реального гуманизма.
?! Вопросы и задания
1. Опираясь на материалы курса истории, охарактеризуйте взгляды гуманистов эпохи Возрождения.
2. Как вы считаете, можно ли говорить о христианском гума-низме?
3. Какие угрозы реальному гуманизму, на ваш взгляд, суще-ствуют в современном мире?
4. В чём основное содержание идеологии белорусского госу-дарства?
5. Охарактеризуйте основные права и свободы человека, из-ложенные в Конституции Республики Беларусь.
6. В чём выражается социальная ориентированность бело-русской экономики?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум
1. В книге, составленной последователями древнеки-тайского мыслителя Лао-цзы (IV—III вв. до н. э. ), есть такой текст.
«Ян Чижу сказал: «Человек подобен небу и земле и, как они, таит в себе природу пяти движущих начал. Че-ловек — самое разумное среди всех существ, наделённых жизнью. И в то же время ногти и зубы человека недо-статочно сильны, чтобы обеспечить ему охрану и защиту; мускулы и кожа недостаточно крепки, чтобы оборонять его и отражать удары; ноги недостаточно быстры, чтобы унести от опасности. У человека нет ни шерсти, ни перьев, защищающих его от холода и жары, и, чтобы прокормить-ся, он должен полагаться не на силу, а на разум. Поэтому человек высоко ценит разум и с пренебрежением относит-ся к силе, ибо разум сохраняет его существование, а пре-зренная сила вершит насилие над внешними вещами».
Объясните, как разум человека возмещает недостаток си-лы и естественных средств защиты. Согласны ли вы с тем, что человека характеризует прежде всего разум, а не сила?
2. Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804—1872) писал:
«В чём же заключается сущность человека, сознавае-мая им? Каковы отличительные признаки истинно чело-веческого в человеке?
Разум, воля и сердце.
Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущ-ность человека как такового и цель его существования».
Почему, на ваш взгляд, Л. Фейербах именно так опре-делил сущность человека?
3. Исследователи отмечают, что традиционно в бело-русской семье для воспитания детей использовался пре-жде всего положительный пример матери, отца и старших членов семьи, а также следующие методы:
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 60 Тема 1. Общественная сущность человека • внушение маленьким детям различных правил и требований с помощью колыбельных песен, забав, сказок, наполненных родительской любовью;
• включение детей с самых ранних лет в хозяйственно-трудовую деятельность, общение со старшими и сверстни-ками;
• участие родителей и старших членов семьи в выборе детьми ответственных решений;
• поощрение детей с целью воспитания чувства соб-ственного достоинства и таких моральных качеств, как доброта, трудолюбие, старательность, послушность, уважи-тельность к старшим членам семьи и к другим людям;
• намёк (прямой или косвенный) — этичный и кор-ректный способ показа детям их недостатков и просчётов в поведении и деятельности;
• упрёк — выражение родителями как словом, так и взглядом, жестами, мимикой неудовлетворённости поступ-ками и поведением детей;
• испытание как способ проверки подготовленности детей к самостоятельной трудовой и семейной жизни,
к выполнению моральных правил и норм жизни своего народа; • благословение — комплекс родительских наставле-ний, поучений, предостережений, наказов и просьб к де-тям в самые ответственные периоды их жизни (переход к самостоятельной трудовой деятельности, служба в армии, женитьба или замужество).
Охарактеризуйте эти методы с точки зрения их дей-ственности, важности для дальнейшей жизни детей, гу-манности. Какие из названных методов применяются в вашей семье?
4. Познакомьтесь с основными положениями Конвен-ции о правах ребёнка: Государства — участники Конвен-ции уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15) при условии соблюдения принятых в обществе законов, право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных ме-роприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум 61 участвовать в культурной жизни, заниматься искусством (ст. 31); право на защиту от экономической эксплуатации
и от выполнения любой работы, которая может представ-лять опасность для его здоровья или служить препят-ствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32).
Как эти положения реализуются в Республике Бела-русь?
5. Сопоставьте следующие высказывания и установите сходство и принципиальные различия в подходах к опре-делению сущности истории.
• Н. Г. Чернышевский (1828—1889): «Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, гре-ческого или латинского языков, химии, можно не знать тысячи наук и всё-таки быть образованным человеком; но не любить истории может только человек, совершенно не развитый умственно».
• Г. В. Плеханов (1856—1918): «История — огромное кладбище: мёртвых в ней больше, чем живых. Но это огромное кладбище, на котором покоится прошлое, есть в то же время колыбель, в которой лежит будущее. То-му, кто «помнит родство», не мешает подчас пройтись по этому кладбищу: то, что было, облегчает понимание того, что будет».
• Р. Ю. Виппер (1859—1954): «Не история учит пони-мать и строить жизнь, а жизнь учит толковать историю. Такую историю мы сами переживаем... Наши суждения о прошлом, наши исторические мнения приходится всё время пересматривать, подвергать критике и сомнению, заменять одни положения другими, иногда обратными. История из наставницы стала ученицей жизни... »
• Современный публицист В. Б. Кобрин: «Если бы люди извлекали опыт из истории, то вряд ли за Первой мировой войной последовала Вторая. Вряд ли после гит-леровского геноцида могли возникнуть неофашистские организации. Катаклизмы государственного или всемир-ного масштаба иногда как бы опровергают общепринятые установки о пользе, смысле и назначении истории…»
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 62 Тема 1. Общественная сущность человека 6. Русский философ Л. П. Карсавин (1882—1952) счи-тал, что субъектом истории является всё человечество, ко-торое выступает как реальная «симфоническая личность», существующая в культурах, народах, классах, группах, вплоть до конкретной индивидуальности.
Как вы понимаете данное утверждение?
7. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова около
1500 слов означают свойства личности. Как бы вы объ-яснили данный факт? Проведите в классе конкурс «Кто назовёт больше свойств личности? ». Выясните, каких слов больше — о положительных или об отрицательных чертах человека, о его телесных или духовных качествах.
8. Проанализируйте следующие высказывания о чело-
веке: • «Человек становится человеком только через язык» (В. Гумбольдт).
• «Человек отличается от всех других созданий способ-ностью смеяться» (Д. Аддисон).
• «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных — нет» (Э. Берн).
• «Человек — единственное животное, поведение ко-торого в значительной степени определяется мыслью» (Дж. Коллингвуд).
Какое из этих высказываний представляется вам наи-более убедительным? Почему?
9. Согласно формационному подходу, исторический процесс рассматривается как закономерный, определяе-мый в конечном счёте экономическими факторами, уни-версальный, стадиальный, прогрессивный. На основе уже изученного исторического материала подтвердите или опровергните эти положения.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|