Урок обобщения. § 14. Роль общения в жизни людей. Общение
Урок обобщения
1. Охарактеризуйте основные подходы к определению понятия «культура».
2. Как соотносятся материальная и духовная стороны культуры?
3. Назовите основные проявления массовой культуры
в современной жизни. Какова их роль в развитии культу-ры общества?
4. Что такое контркультура? Каковы возможные по-ложительные и отрицательные стороны её влияния на культуру общества в целом?
5. Раскройте роль языка как основного средства хра-нения и передачи культуры.
6. Объясните смысл следующего высказывания: «Про-шлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии подчинения его настоящему» (Р. Эмерсон). Какое отношение к культурной традиции выражено в этих словах?
7. Подготовьте сообщение о традициях белорусской культуры.
8. Подберите из истории и литературы примеры про-явления национального характера белорусов. Дайте им нравственную оценку.
9. От чего зависит успешное вхождение человека в культуру?
10. Напишите эссе на тему «Школа будущего».
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Тема 3. Межличностное общение
§ 14. Роль общения в жизни людей
Общение и его функции. Известный французскийписатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944) отметил, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь че-ловеческого общения».
Ежедневно каждый из нас общается с родственниками, друзьями, довольно большим числом людей.
Общение —это процесс взаимодействия людей, в хо-де которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.
Главная функция общения состоит в том, чтобы спо-собствовать становлению и развитию человека как лич-ности. Ребёнок, родившийся на свет, ещё не научилсяговорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. При помощи взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли, в дальнейшем — чи-тать, писать, правильно вести себя в общении с другими людьми. В совместной деятельности людей (игровой, учеб-ной, производственной, научной и др. ) общение высту-пает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит ещё одна функция общения, которую называют прагматической (от лат. pragma — действие, дело).
Общение для любого человека связано с оценивани-ем других людей и установлением каких-то отношений
с ними — либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях возникают такие противополож-ные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т. д. Наверное, вы знаете примеры того, как одноклассник подежурил в клас-се вместо заболевшего товарища, а кто-то другой, воз-можно, отказался защищать честь класса в спортивных соревнованиях.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 116 Тема 3. Межличностное общение Общение, полное добрых чувств, является источником духовного роста. В ходе общения важно оказывать раз-личные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к собе-седнику. Это позволяет человеку утвердиться в собствен-ных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция под-тверждения.
Виды и формы общения. Каждый из нас живёт сре-ди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.
Схема 1. Виды общения
Межличностное общение предполагает непосредствен-ные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (напри-мер, в толпе), а также общение посредством радио, теле-видения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.
Выделяют также неформальное общение (например, об-щение с друзьями) и ролевое общение (ученик — учитель,
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 14. Роль общения в жизни людей 117
И. А. Давидович. Первопечатник Франциск Скорина (1968)
покупатель — продавец, сын — отец и т. д. ), в ходе кото-рого человек выступает как носитель определённой роли и действует так, как предписывает ему его роль.
Общение может быть также личным и деловым. В лич-ном общении осуществляется обмен неофициальной ин-формацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется вы-полнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.
Прямым общением называют контакты между людьми
в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число та-ких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое обще-ние часто заменяется опосредованным, осуществляемым с помощью телефона, аудио- и видеотехники, интернета.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 118 Тема 3. Межличностное общение О доверительном и конфликтном общении будет сказа-но в следующих параграфах.
Выделяют также различные формы общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|