Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок обобщения. § 14. Роль общения в жизни людей. Общение




Урок обобщения

 

1. Охарактеризуйте основные подходы к определению понятия «культура».

 

2. Как соотносятся материальная и духовная стороны культуры?

 

3. Назовите основные проявления массовой культуры

 

в современной жизни. Какова их роль в развитии культу-ры общества?

 

4. Что такое контркультура? Каковы возможные по-ложительные и отрицательные стороны её влияния на культуру общества в целом?

 

5. Раскройте роль языка как основного средства хра-нения и передачи культуры.

 

6. Объясните смысл следующего высказывания: «Про-шлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии подчинения его настоящему» (Р. Эмерсон). Какое отношение к культурной традиции выражено в этих словах?

 

7. Подготовьте сообщение о традициях белорусской культуры.

 

8. Подберите из истории и литературы примеры про-явления национального характера белорусов. Дайте им нравственную оценку.

 

9. От чего зависит успешное вхождение человека в культуру?

 

10. Напишите эссе на тему «Школа будущего».


 

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


 
   

Тема 3. Межличностное общение

 

§ 14. Роль общения в жизни людей

 

Общение и его функции. Известный французскийписатель Антуан де Сент-Экзюпери (1900—1944) отметил, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь че-ловеческого общения».

 

Ежедневно каждый из нас общается с родственниками, друзьями, довольно большим числом людей.

 

Общение —это процесс взаимодействия людей, в хо-де которого они обмениваются информацией, выявляют своё отношение друг к другу.

 

Главная функция общения состоит в том, чтобы спо-собствовать становлению и развитию человека как лич-ности. Ребёнок, родившийся на свет, ещё не научилсяговорить, однако он уже умеет доносить свои переживания до родителей. При помощи взрослых он учится выражать свои ощущения, желания, мысли, в дальнейшем — чи-тать, писать, правильно вести себя в общении с другими людьми. В совместной деятельности людей (игровой, учеб-ной, производственной, научной и др. ) общение высту-пает необходимым средством достижения намеченного результата. В этом состоит ещё одна функция общения, которую называют прагматической (от лат. pragma — действие, дело).

 

Общение для любого человека связано с оценивани-ем других людей и установлением каких-то отношений

 

с ними — либо положительных, либо отрицательных. В различных ситуациях возникают такие противополож-ные чувства, как симпатия или антипатия, любовь или ненависть, уважение или презрение и т. д. Наверное, вы знаете примеры того, как одноклассник подежурил в клас-се вместо заболевшего товарища, а кто-то другой, воз-можно, отказался защищать честь класса в спортивных соревнованиях.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


116 Тема 3. Межличностное общение

Общение, полное добрых чувств, является источником духовного роста. В ходе общения важно оказывать раз-личные знаки внимания, обращаться по имени, другими способами подтверждать уважительное отношение к собе-седнику. Это позволяет человеку утвердиться в собствен-ных глазах, укрепить его уверенность в себе. Тем самым успешно выполняется присущая общению функция под-тверждения.

 

Виды и формы общения. Каждый из нас живёт сре-ди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.

 

 

   

Межличностное

       

Неформальное

     
               

 

                       
 

 

         

 

             

 

   
 

Массовое

     

 

           

Ролевое

 
                           
                                           
                                           
                   

Общение

               
                                           
                                           
 

Личное

                         

Прямое

 
                             
 

 

         

 

             

 

   
                                           
 

Деловое

             

Опосредованное

   
       

 

   

 

             

 

   
       

 

 

 

     

 

   

 

 
     

Доверительное

     

Конфликтное

 

 
                                           

 

Схема 1. Виды общения

 

Межличностное общение предполагает непосредствен-ные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (напри-мер, в толпе), а также общение посредством радио, теле-видения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.

 

Выделяют также неформальное общение (например, об-щение с друзьями) и ролевое общение (ученик — учитель,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 14. Роль общения в жизни людей 117


 

И. А. Давидович. Первопечатник Франциск Скорина (1968)

 

покупатель — продавец, сын — отец и т. д. ), в ходе кото-рого человек выступает как носитель определённой роли и действует так, как предписывает ему его роль.

 

Общение может быть также личным и деловым. В лич-ном общении осуществляется обмен неофициальной ин-формацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется вы-полнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.

 

Прямым общением называют контакты между людьми

 

в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число та-ких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое обще-ние часто заменяется опосредованным, осуществляемым с помощью телефона, аудио- и видеотехники, интернета.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


118 Тема 3. Межличностное общение

О доверительном и конфликтном общении будет сказа-но в следующих параграфах.

 

Выделяют также различные формы общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...