§ 15. Взаимодействие с окружающими людьми
?! Вопросы и задания
1. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери о роскоши человеческого общения. На ваш взгляд, какой смысл вложил писатель в эти слова?
2. Какую роль играет общение в развитии личности ре-бёнка?
3. Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842— 1910) отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в об-ществе самому себе и оставаться абсолютно незамечен-ным». Прокомментируйте эти слова. Свой ответ аргументи-руйте.
4. Л. С. Выготский (1896—1934) указал, что человек и наеди-не с самим собой сохраняет функцию общения. Как бы вы могли обосновать и проиллюстрировать эту точку зрения знаменитого советского психолога?
5. Какие виды общения вы считаете самыми важными? По-чему?
6. В чём сходство и различие императивной и манипуля-тивной форм общения? каких сферах взаимодействия людей целесообразно их использование?
7. Как вы понимаете смысл основных правил гуманистическо-го общения?
§ 15. Взаимодействие с окружающими людьми
Восприятие и понимание людьми друг друга. Какмы воспринимаем и понимаем друг друга в процессе обще-ния? Знаменитый герой М. Сервантеса (1547—1616) Дон Кихот, отправляя своего оруженосца с письмом к Дуль-синее, говорит ему: «Напряги свою память и да не изгла-дится из неё, как моя госпожа тебя примет; изменится ли
в лице, пока ты будешь излагать ей мою просьбу; встре-вожится или смутится, услышав моё имя», «Наблюдай за всеми действиями её и движениями, ибо, если ты из-ложишь мне всё в точности, то я угадаю, какие в глубине души она питает ко мне чувства».
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
122 Тема 3. Межличностное общение Для понимания друг друга и установления взаимо-отношений очень важна наблюдательность, требующая пристального внимания и опирающаяся на жизненный и профессиональный опыт личности.
Глубина, объективность, скорость восприятия и пони-мания другого зависят от пола, возраста, национальных особенностей, образа жизни человека, а также от психи-ческого состояния и вообще от состояния здоровья. Ска-зываются также исходная установка, опыт общения, про-фессиональные и личностные особенности и т. д. Так, подростки обращают внимание в первую очередь на физи-ческие данные другого человека, более точно определяют возраст молодых людей, но чаще ошибаются при большой разнице лет. Дети и подростки иногда не в состоянии по-нять взрослых и правильно оценить их действия. Немно-гие люди умеют «читать человека, как книгу». Вместе с тем можно значительно улучшить свои возможности в познании других людей, установлении благоприятных от-ношений с ними.
Если быть доброжелательным, предупредительным и вежливым с собеседником, то можно рассчитывать на его взаимность. Понять внутреннее состояние другого проще всего через сопереживание или сочувствие ему. Для этого нужно мысленно поставить себя на его место. Особой фор-мой познания другого человека является принятие его по-зиции благодаря положительным чувствам, возникающим
к нему.
В процессе общения мы не только учимся разбираться в людях, но и начинаем лучше понимать себя. Самопо-знание в процессе общения получило название социальной рефлексии.
Социальная рефлексия —это способность человекапредставить себе, как он воспринимается другим челове-ком в процессе общения. Чем более человек расположен
к содержательному и доверительному общению, тем луч-ше у него развивается способность к рефлексии.
У всех есть свои привычные схемы объяснения чужого поведения. При формировании первого впечатления ча-
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 15. Взаимодействие с окружающими людьми 123
А. Л. Ржевская. Весёлая минутка (1897)
сто возникает эффект «розовых очков»: предварительно возникшее общее благоприятное впечатление о человеке способствует положительным оценкам ещё неизвестных его качеств. Наоборот, сложившееся общее неблагоприят-ное впечатление побуждает к отрицательным оценкам его новых поступков или качеств. При восприятии знакомого действует эффект новизны: новая информация о человеке, непохожая на прежнюю, оказывается более значимой для формирования мнения о нём. Эффект проекции побуждает нас находить в другом, как в зеркале, собственные свой-ства, черты и состояния. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятно-му — свои недостатки. Нередко проекция выступает как механизм психологической защиты. Например, неграмот-ный человек бывает чрезмерно внимателен к ошибкам
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 124 Тема 3. Межличностное общение других; трусливый человек может открыто радоваться неудачам смелых людей; чрезмерно озабоченный какими-либо проблемами часто предполагает наличие таких же проблем и у окружающих.
Воспринимая другого человека, мы обычно руковод-ствуемся стереотипами — привычными нам взглядами. Например, «носит очки — умный», «глаза — зеркало души». Стереотипы могут формироваться как результат нашего личного опыта, к которому присоединяются све-дения, полученные из книг, кинофильмов и т. д. Однако стереотипы, если к ним не относиться критически, при-водят к упрощённому или даже искажённому пониманию другого человека, к возникновению предубеждений.
Способы взаимодействия. Общение между людьми—это не только обмен информацией, но и организация со-вместных действий. Например, несколько учеников реши-ли выпустить стенгазету. Для этого они договорились раз-делить обязанности: кто-то пишет тексты, кто-то рисует, кто-то оформляет заголовки.
Взаимодействуя с окружающими, мы используем раз-ные способы для достижения поставленной цели. Сотруд-ничество и согласование действий помогают решить общую задачу. Так, если ученики на уроке будут работать вместе
с учителем, внимательно следить за его мыслью, активно искать ответы на поставленные вопросы, то учёба станет интересной и более эффективной.
Противоборство и несогласованность действий, наобо-рот, препятствуют достижению поставленных целей. Так, в футболе важны действия именно команды, а если кто-то стремится выделиться любым путём, игнорируя усилия партнёров, то команда рискует потерпеть поражение.
Важнейшие из способов воздействия людей друг на друга — заражение, внушение, убеждение, подражание.
Заражение —это происходящее как бы само собойраспространение какой-либо деятельности или настроения от одного человека к другому. Ярким примером такого способа взаимодействия является поведение спортивных болельщиков. Особые условия, в которых усиливается воз-действие через заражение, — толпа и ситуация паники,
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 15. Взаимодействие с окружающими людьми 125 когда люди плохо понимают, что происходит, и их пове-дение может стать непредсказуемым.
Внушение —воздействие одного человека на другогоили на группу людей, ведущее к тому, что у них помимо их воли появляются какие-то чувства, намерения и т. д.
В отличие от заражения, за исключением отдельных случа-ев гипноза, внушение осуществляется посредством речевого сообщения и основано на его некритическом восприятии.
Убеждение —логически обоснованный процесс побуж-дения человека принять определённые ценности, верова-ния или отношения. В отличие от внушения убеждение опирается на доверие к разуму человека, его способности согласиться с правильными доводами, рассуждениями.
Подражание —это воспроизведение человеком образ-цов демонстрируемого поведения. Оно имеет важное зна-чение для усвоения жизненного опыта. Например, дети подражают авторитетным для них взрослым или более старшим детям. Правда, подражание может быть и не-критическим. Подражая можно научиться не только хоро-шему — трудолюбию, вежливости, но и плохому — грубо-сти, сквернословию и т. д.
Ролевое взаимодействие. По мере усложнения чело-
веческого общения вырабатывались всё новые его прави-ла. Вспомните, например, чем при феодализме поведение крестьянина отличалось от поведения землевладельца. Каждый из них выполнял свою социальную роль в чётком соответствии с принятым в данном обществе набором норм и требований.
В психологии под ролью понимается нормативно одо-бряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по возрастным или половым характеристикам, роду за-нятий, сложившимся взаимоотношениям и др. ).
Один и тот же человек может одновременно реализо-вывать несколько социальных ролей (например, ваш одно-классник — сын, ученик, друг, староста в классе, старший брат, «душа» дворовой компании и т. д. ). Некоторые роли даны нам от рождения. Так, человек рождается мальчи-ком или девочкой. Другие роли приобретаются в процессе
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 126 Тема 3. Межличностное общение жизни и взаимодействия в группах. Скажем, работник за-вода был хорошим мастером и стал начальником смены; сотрудник научной лаборатории защитил диссертацию, получил учёную степень и назначен на более высокую должность.
В некоторых ситуациях множественность ролевых по-зиций порождает их столкновение. Возникает ролевой кон-фликт, который ставит человека перед необходимостьюотдать предпочтение какой-то одной из ролей. апример, школьник должен в пятницу вечером посетить факульта-тив по физике, а в это же время его спортивная коман-да принимает участие в турнире по футболу. Как быть?
В подобных ситуациях человек должен решить для себя и сообщить окружающим, какая из ролей представляется ему более важной.
Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Так, засидевшись у компьютера, девятиклассник устал и хочет спать, но со-циальные роли ученика и старосты класса требуют, чтобы на занятия он пришёл вовремя и подготовленным.
В общении с другими всегда важно учитывать их ожи-дания от нас как партнёров по общению. Например, вы пришли в библиотеку и, взяв книгу, тихо работаете за столом; в общественном транспорте вы вежливы и преду-предительны с окружающими, своевременно оплачиваете проезд. Человек играет определённую роль с учётом тех требований, которые к этой роли предъявляют в обще-стве. За правильное исполнение своей роли он получает заслуженное одобрение, за неправильное — наказывается. Общение — это универсальный инструмент, который по-могает добиться многого из того, чего мы хотим достичь в жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|