Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение




§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение

 

Типы конфликтов. Отношения между людьми не всег-да складываются беспроблемно. Действительно, могут ли люди с различными чертами характера, взглядами и цен-ностями во всём ладить друг с другом?

 

Невысокая культура общения — это одна из причин возникновения конфликтов.

 

Конфликт (лат. conflictus —столкновение) —этостолкновение людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализующих их в ущерб другим.

 

Итак, в основе конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнёров по общению. Часто в ситуации конфликта люди неправильно воспринимают свои и чужие

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 139

действия и намерения. К типичным искажениям восприя-тия конфликта относятся следующие:

 

• • «иллюзия собственного благородства», когда кажет-ся, что истина и справедливость полностью на вашей сто-роне;

 

• • «поиск соломинки в глазу другого», когда замечают недостатки прежде всего у оппонента, но не у себя;

 

• • «двойная этика», когда одинаковые поступки свои и оппонента оцениваются по-разному;

 

• • позиция «всё ясно»: чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных.

 

В структуре конфликта можно выделить его участни-ков, причину, конкретный повод и сложившуюся кон-фликтную ситуацию.

 

 

Конфликт

 

Участники                                                                                      Причина Инцидент Конфликтная ситуация

 

Схема 4. Структура конфликта

 

Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, до поры до времени не прояв-ляясь заметным образом. К примеру, в комнате, в которой проживают поэт, музыкант и футболист, есть только один телевизор. Конфликт может возникнуть тогда, когда все трое одновременно выразят желание посмотреть свои лю-бимые передачи (один — вечер поэзии, другой — концерт, третий — футбол) и попытаются завладеть пультом управ-ления. Такие действия, ведущие к конфликту, называют инцидентом.

 

В зависимости от количества участников конфликт может быть межличностным, личностно-групповым и межгрупповым. Межличностный конфликт—самый

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


140 Тема 3. Межличностное общение

распространённый. В нём несколько участников. Напри-мер, два школьника не могут договориться об участии в «Спортландии». Если кого-то из них поддерживает весь класс, то это уже личностно-групповой конфликт. Кон-фликт между личностью и группой может возникнуть

 

в том случае, если человек займёт позицию, противопо-ложную позиции группы. Нередко человек, мнение кото-рого отличается от мнения группы, принимает интересы коллектива близко к сердцу. Тем не менее его всё равно можно рассматривать как источник конфликта, если он идёт против мнения группы.

 

В межгрупповом конфликте сталкиваются интересы различных групп, входящих в состав определённой орга-низации. Например, конфликт между командами разных классов по поводу подведения итогов спортивного сорев-нования.

 

Случается и внутриличностный конфликт, или кон-фликт человека с самим собой. Он может возникнуть при

 

Адриан ван Остаде. Драка (1637)


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 141

низкой удовлетворённости своей работой, недостаточной уверенности в себе, несогласованности разных социальных ролей; часто бывает связан со стрессом. В таком случае человек должен, проанализировав ситуацию, заново обду-мать, что для него является приоритетным, и постараться в дальнейшем контролировать свои действия.

 

Различают конструктивные и неконструктивные кон-фликты. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти пре-емлемое решение проблемы. Неконструктивный кон-фликт возникает в двух случаях: во-первых, когда однаиз сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции

 

и не желает учитывать интересы другой стороны и, во-вторых, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

 

Линии поведения в конфликтных ситуациях. Послетого как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации.

 

Стратегия сотрудничества предполагает поиск реше-ния, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Данный способ требует времени и внимания к партнёру. Вместе с тем это единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению кон-фликта.

 

Компромисс достигается урегулированием разногласийчерез взаимные уступки. Преимущества такого поведения в быстром разрешении конфликта. Однако компромиссное решение не всегда самое справедливое, а потому у участ-ников конфликта сохраняется эмоциональная неудовлет-ворённость.

 

Действия в стратегии уклонения направлены на то, что-бы выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не на-стаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии. В ответ на обвинения проявляется стремление

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


142 Тема 3. Межличностное общение

перевести разговор на другую тему. Используя этот способ поведения, мы прежде всего хотим сохранить хорошие взаимоотношения. Конфликт при этом не разрешается.

 

Приспособление также выражается в стремлении уйтиот конфликта путём уступок. Человек в этом случае сгла-живает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу другого.

 

В стратегии конкуренции (противоборства) действия направлены на то, чтобы настоять на своём путём откры-той борьбы за свои интересы. Этот стиль поведения целе-сообразен в экстремальных ситуациях.

 

Пути разрешения конфликтов. Иногда участникиконфликта самостоятельно предпринимают попытки раз-решить его. Они могут также обратиться за помощью к постороннему человеку — посреднику, который способен организовать диалог между ними.

 

Часто конфликты между людьми осложняются наличи-ем невысказанных мыслей и чувств. Открытое изложение своего понимания ситуации помогает прояснить суть кон-фликта. При этом рекомендуется использовать такие вы-сказывания, как «я обиделся», «я рассердился» и т. д.

 

Критиковать надо проблему, а не личность. Например, высказывание «Вы нарочно ставите громкую музыку, что-бы раздражать меня» можно заменить таким: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточить-ся, так как это вызывает у меня раздражение». Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой че-ловек. Попытайтесь встать на его позицию, взглянуть на ситуацию его глазами.

 

При обсуждении конфликта следует избегать угроз

 

и лжи. Обязательное условие — максимально спокой-ный тон высказываний, точность и продуманность фраз. К человеку, который вступил с вами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие. Нужно показывать готовность решать возникшие проблемы, не пуская их на самотёк.

 

Одним из важнейших условий выхода из конфликтных ситуаций является умение спорить.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 18. Конфликтное и бесконфликтное поведение 143

 

Некоторые правила спора:

 

1. Спор может проводиться только после предваритель-ного согласия обеих сторон обсудить сложившееся положе-ние. Отношения нужно выяснить как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации («здесь и сейчас»).

 

2. Тот, кто начинает спор, должен заранее ясно пред-ставлять ту цель, которую он хочет достигнуть.

 

3. Речь должна идти о проблеме, актуальной для обоих участников.

 

4. Каждый участник спора должен говорить о себе без «шума», с хорошей «обратной связью» (не только говорить самому, но и слушать собеседников).

 

5. Аргументы должны быть деловыми, участники спора должны придерживаться правил честной игры. Нарушение этих правил — использование аргументов, не относящихся

 

к делу или имеющих целью уязвить противника, обобще-ний типа «никогда», «всегда», «все они такие». Но следует помнить, что универсальных и чудодейственных способов разрешения конфликтов не существует.

 

 

Очень важна готовность личности к поиску эффектив-ных путей разрешения ситуации. Следует вырабатывать

 

в себе качества, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов. К ним относят эмпатию, доброжелательность, умение быть естественным

 

в отношениях, не скрываться за масками и ролями. Для избежания конфликтов важны:

• • конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы);

 

• • инициативность (способность устанавливать контак-ты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперёд», а не только реагировать на их действия);

 

• • непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к про-исходящему);

 

• • открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


144 Тема 3. Межличностное общение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...