Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 17. Социальная ориентация личности
Некоторые выводы
1. У людей, вступающих в общение, возникают свя-зи, превращающие их в малую группу. 2. Группа проходит в своём развитии, становлении ряд этапов. Высшая форма объединения — коллектив. 3. Глав-ным признаком коллектива является наличие общей деятельности, имеющей положительное значение не только для членов группы, но и для общества в це-лом. 4. Выдвижение человека в лидеры определяется как его личными качествами, так и особенностями взаимоотношений в группе, её целями, ценностями и нормами. 5. Руководитель группы призван обеспе-чить решение задач, для которых она создана. Лидер больше ориентирован на интересы членов группы; он обеспечивает её сплочённость.
?! Вопросы и задания
1. Какое объединение людей называют малой группой?
2. Опишите уровни развития социальных групп, охарактери-зуйте их особенности.
3. Перечислите основные черты, присущие коллективу. Каки-ми из этих черт обладает ваш школьный класс?
4. Какой группой является семья? Обоснуйте свой ответ.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 17. Социальная ориентация личности 133
5. Как вы думаете, почему иногда для подростка свой класс перестаёт быть привлекательным, и он сопоставляет своё поведение совсем с другой группой? Как называется такая группа? 6. Какова роль лидера в малой группе?
7. В чём отличие руководителя от лидера?
8. Охарактеризуйте понятия «влияние» и «власть». Приведите примеры использования власти в руководстве группами, членами которых вы являетесь.
9. Какие качества и умения присущи успешному руководи-телю?
10. Напишите эссе на тему «Если бы директором школы был я... ».
§ 17. Социальная ориентация личности
Эгоизм и альтруизм. Эгоистически настроенный че-ловек в общении ищет выгоды главным образом для себя. Он с трудом адаптируется в коллективе, члены которого быстро распознают его ориентацию лишь на удовлетво-рение собственных потребностей и добывание благ жизни исключительно для себя. Биологической предпосылкой эгоизма является инстинкт самосохранения; данная пред-посылка обычно усиливается неправильным воспитанием. Если в малой группе интересы одних людей противопо-ставляются интересам других людей, это может привести к распаду группы.
Эгоизм —черта личности, которая заключается
в себялюбии, сосредоточении на своём Я, равнодушии к другим людям.
льтруизм противоположен эгоизму и предполагаетдобровольную помощь человека другим людям, его готовность жертвовать для них личными интересами.
Причину желания помогать людям некоторые учёные объясняют эмпатией (сопереживанием), а также стремле-нием человека преодолеть собственное негативное состояние, которое вызывает вид горя или страданий других людей.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 134 Тема 3. Межличностное общение Альтруистическое поведение обычно рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного от-бора. Так, проявляя альтруизм по отношению к детям, люди способствуют сохранению человеческого рода. Кроме того, помогая кому-то сегодня, мы вправе надеяться, что
в будущем помогут и нам. Нормы альтруизма — это соци-альная ответственность (помощь тем, кто в ней нуждается) и взаимная ответственность (помощь тем, кто нам помог). Данные нормы являются важными условиями успешного взаимодействия человека с другими людьми.
Когда люди более склонны помогать друг другу? Когда видят, что это делают и другие, а также когда не спе-шат и не поглощены своими мыслями и заботами. Имеет значение и состояние человека, его настроение. Так, со-вершив какой-либо предосудительный поступок, люди потом часто проявляют желание оказать кому-либо по-мощь, надеясь тем самым облегчить возникшее у них чув-ство вины. Наконец, существует потрясающее явление — «хорошее настроение — хорошие поступки»: счастливые люди обычно готовы прийти на помощь.
Индивидуализм и коллективизм. Согласованность вотношениях между людьми — важнейшее условие успеш-ного сотрудничества и плодотворной жизнедеятельности. Коллективист —это человек, который воспринимает ипереживает интересы малой группы, в которую он вклю-чён, как самые ценные и значимые для себя. Психологи заметили, что в больших коллективах порой происходит скачкообразный рост уровня активности. Участников охва-тывает единый порыв, удесятеряется эмоциональная и физическая энергия. Почти разрозненная масса людей превращается в силу, способную совершить масштабные действия.
Ничто так не сплачивает коллектив, как совместный одухотворённый труд. Хорошо организованному коллек-тивному труду присущи атмосфера горения, соревнования, взаимной поддержки, т. е. всего того, что объединяет лю-дей и умножает их силы, поднимая творческие возмож-ности каждого на высшую ступень.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 17. Социальная ориентация личности 135 На формирование такого качества, как коллективизм, оказывают влияние особенности национальной культуры. Коллективистская культура в целом характерна для Китая и Японии.
Индивидуализм характеризуется утверждением, чтожизнь отдельного человека более ценна, чем жизнь боль-ших коллективов людей. Страны, в культуре которых пре-обладает индивидуализм, — это Великобритания и США.
В коллективистских культурах родители и школа бук-вально с рождения стремятся воспитывать у детей цен-ности коллективизма и взаимопомощи, направлять или даже предопределять их жизнь: выбрать университет, семью, профессию и т. д.; в индивидуалистских — наобо-рот, воспитывают в детях независимость и самостоятель-ность.
Каждая культурная традиция имеет определённые пре-имущества и вместе с тем предполагает «плату» за них.
В конкурентом, индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих, их поведение более спонтанно, раскованно. Но в качестве расплаты за это — больше случаев оди-ночества, разводов, убийств и стрессовых расстройств. Можно сказать, что в коллективистских культурах вместо независимости личность приобретает взаимозависимость и взаимосвязь. В то же время внутри каждой культуры между её представителями возможны значительные инди-видуальные различия.
В наибольшей степени благоприятствует формированию коллективизма как качества личности принадлежность человека к сплочённым группам с прочными традициями. Однако нельзя путать подлинный коллективизм с вы-ражением группового эгоизма. Настоящий коллективизм проявляется в ситуации, когда человек, защищая высшие интересы группы, может противостоять даже давлению с её стороны. Ведь её члены по тем или иным причинам могут ошибаться в оценке значимых событий, совершать неправильные действия.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 136 Тема 3. Межличностное общение От коллективистского поведения следует отличать не-критическое групповое поведение и мышление. Оно заклю-чается в том, что члены группы, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения и избежать разногласий, отказываются от объективного и всестороннего рассмотрения вопроса
и без обсуждения принимают предлагаемый, чаще всего лидером группы, вариант решения проблемы, какую-то идею или план. Этому способствуют дружеская сплочён-ность группы, её сравнительная изоляция от противореча-щих мнений и авторитарность лидера. Возникает иллюзия единомыслия, не имеющая ничего общего с ценностным единством коллектива. Не следует забывать, что «истина рождается в споре друзей».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|