Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. Практикум
Некоторые выводы
1. Этикет — это совокупность правил поведения, с помощью которых общество регулирует действия че-ловека и даёт общие представления о его достоинстве. Этикет — часть культуры каждого человека в отдель-ности и общества в целом. 2. Важными способами социального регулирования являются ритуалы и обы-чаи — традиционные устойчивые формы поведения.
3. Национальные особенности общения белорусского народа отражают его самобытность, своеобразие исто-рического пути. 4. Следует учитывать традиционную основу особенностей поведения и общения предста-вителей разных народов и с уважением относиться к ним.
?! Вопросы и задания
1. Какую роль в межличностном общении играет этикет?
2. В чём выражается конкретно-исторический характер эти-кета?
3. Каковы, на ваш взгляд, социально-культурные функции ритуалов?
4. Используя дополнительную литературу, подготовьте со-общение об этикете телефонного разговора, делового письма и электронного общения.
5. Какие ритуалы и обычаи белорусского народа вам из-вестны?
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум
1. Познакомившись со следующим отрывком из книги со-ветского писателя и публициста И. Г. Эренбурга (1891—1967) «Люди, годы, жизнь», покажите на примерах условный и конкретно-исторический характер этикетных знаков.
«Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужо-го человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знако-мят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущённый проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник! » Без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костёл или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах жен-щины не должны входить в храм с непокрытой головой.
В Европе цвет траура — чёрный, в Китае — белый. Когда китаец впервые видит, как европеец или американец идёт под руку с женщиной, порой даже её целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви, в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и носках. В гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским — ширма не позволяла войти прямо, это связано с представ-лением о том, что чёрт идёт напрямик; а по нашим пред-ставлениям, чёрт хитёр и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхища-ется картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещи-цей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет — того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях ничего нельзя оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается — нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 152 Тема 3. Межличностное общение 2. А. П. Чехов (1860—1904) в письме брату сформули-ровал своеобразный кодекс человеческой воспитанности. Ознакомьтесь с ним и выскажите своё отношение к этим положениям.
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удо-влетворять следующим условиям:
1) Они уважают человеческую личность, а потому всег-да снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3) Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя
и опошляет его в глазах говорящего. Они не рискуют, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
4) Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними».
3. Широко известен эксперимент, в ходе которого в разных группах испытуемых перед предъявлением фото-графии одного и того же лица давались разные установки, например: «это преступник» или, наоборот, «это герой». Характеристики лица на фотографии были полярными в зависимости от услышанного.
Экспериментально установлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним. Неуверенные же в себе склонны приписывать другим холодность в общении.
О чём, на ваш взгляд, говорят эти примеры?
4. Что такое альтруизм? Какие качества личности ха-рактерны для альтруиста? Приведите примеры известных
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Практикум 153
вам людей-альтруистов. Чем альтруизм отличается от эгоизма?
5. Венецианский путешественник Марко Поло (1254—
1324) описал этикет пира при дворе монгольского велико-го хана Хубилая (1215—1294).
«На пиру великий хан за столом сидит вот как. Его стол выше других столов; садится он на северной сторо-не, лицом на юг; с левой стороны возле него сидит стар-шая жена, а по правую руку, много ниже, — сыновья, племянники и родичи императорского роду; а головы их приходятся у ног великого хана; а прочие князья садятся за другие столы, ещё ниже. Жёны рассаживаются точно так же. Жёны сыновей великого хана, его племянников и родичей — с левой стороны, пониже, а за ними, ещё ни-же, садятся жёны баронов и рыцарей. Всякий знает своё место, где он должен сидеть по порядку, установленному великим ханом...
Еду и питьё великому хану подают многие князья, а рты и носы у них, скажу вам, прикрыты прекрасными шёлковыми да золотыми тканями, чтобы дух и запах не касались пищи и питья великого хана. Когда великому ха-ну пить, инструменты играют, а тут их многое множество;
а возьмёт великий хан чарку в руки, все князья и все, кто там, становятся на колени и низко кланяются... Всякий раз, когда великий хан пьёт, повторяется то же самое».
Какие взаимоотношения между людьми характеризует данный пример?
6. Что такое корпоративная культура, фирменный стиль? Можно ли школьный этикет считать корпоратив-ным? Поясните своё мнение.
7. Прокомментируйте слова из сочинения немецкого гуманиста С. Бранта (1458—1521):
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому: Родители пример ему...
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть Детей на нехороший путь.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 154 Тема 3. Межличностное общение Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
8. О культуре общения писатель М. М. Рощин сказал
так: «Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаи-моотношения, — будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, — то это и будет ключ поведения. По-пробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что ни про что причинить ему неудоб-ство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану». < …> «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ла-донь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать, не разорвать, а склеить».
Согласны ли вы с автором? Помогут ли эти наставле-ния избежать ненужных конфликтов?
9. Подготовьте сообщение о моде как об одном из спо-собов влияния людей друг на друга.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|