Урок обобщения. Некоторые приёмы, обеспечивающие умение слушать. Тема 4. Человек и нравственность. § 20. Основные понятия морали
Урок обобщения
1. Членами каких групп вы являетесь? Определите основные признаки каждой из этих групп.
2. Что такое коллектив? Какие из предложенных групп можно назвать коллективами: очередь в магазине; учени-ческий класс; спортивная команда; рабочие одного завода; соседи. Назовите основные этапы складывания коллек-тива.
3. Что, на ваш взгляд, означает термин «психологиче-ская совместимость членов коллектива»?
4. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения в конфликтной ситуации, как компромисс, кон-куренция, сотрудничество.
5. Что такое заражение? Каковы его последствия?
6. Согласны ли вы с утверждением, что воспитание в коллективе наряду с положительными качествами обяза-тельно формирует у воспитуемого зависимость и конфор-мизм? В каких случаях согласие личности с позицией группы является проявлением конформизма, а в каких — проявлением коллективизма?
7. Что означает фраза «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Можно ли в коллективе испытать чувство одино-чества?
8. Австралийские психологи Х. Корнелиус и Ш. Дэйр определили конфликт как «нераскрытую возможность». Как вы понимаете данное определение?
9. Попытайтесь сформулировать основные правила культуры общения, применимые в ситуациях конфликта,
а также пригодные для недопущения конфликта, для вы-хода из него.
Некоторые приёмы, обеспечивающие умение слушать
1. Не прерывайте собеседника.
2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное вни-мание к собеседнику. По возможности непрерывно и добро-желательно смотрите на него.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"
156 Тема 3. Межличностное общение
3. Когда собеседник высказался, повторите своими сло-вами главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли.
4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца.
5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмо-циональное поведение собеседника, стремитесь услышать главное.
6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете; на-до заставить себя действительно слушать внимательно.
7. Не отвлекайтесь.
8. Помните, что не вся информация содержится в сло-вах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учётом не-вербальной информации.
9. Не «монополизируйте» разговор.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" Тема 4. Человек и нравственность § 20. Основные понятия морали
Сущность морали. Человек живёт среди людей. А этозначит — руководствуется определёнными принципами и правилами общения. Он должен соотносить своё Я с обще-ственным Мы, иметь цели на ближайшее будущее и на перспективу, выбирать пути и средства достижения целей. Эти принципы, нормы, идеалы, отношение к добру и злу, общему и личному, справедливому и несправедливому и составляют суть морали.
Понятие мораль (от лат. moralis — народные обычаи, нравственность) охватывает обычаи, нравы, нормы челове-ческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа.
Не существует единого бесспорного определения мо-рали.
Чаще всего под моралью понимают систему норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолж-ных поступках.
Однако ещё в Древней Греции мораль рассматривалась как мера господства человека над самим собой, показа-тель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. примеру, если ты пообещал товарищу помочь в выполнении какой-либо работы, но друзья по-звали тебя в компьютерный клуб, и ты пошёл с ними, — вряд ли такой поступок можно назвать вполне нравствен-ным. «Мелочь», — скажете вы. Да, мелочь, но ведь имен-но по конкретным поступкам человека судят о степени его нравственности.
Когда о человеке говорят, что он нравственный, то обычно имеют в виду, что он порядочный, добрый, от-зывчивый. Когда же кого-то называют безнравственным, то подразумевают, что он является злым, жестоким, не-честным.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 158 Тема 4. Человек и нравственность
Мораль всегда выступает как умеренность, способность
к самоограничению. Она противоположна распущенности и в чём-то ближе к аскетичности, т. е. способности человека ограничить себя, вести строгий образ жизни, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности — лени, обжорству, хамству, разврату. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью. Сре-ди положительно оцениваемых моральных качеств одно из первых мест всегда занимали умеренность и мужество. Они свидетельствуют о том, что человек умеет противо-стоять чревоугодию (неумеренности в еде) и страху, этим наиболее сильным инстинктивным позывам своей живот-ной природы, умеет властвовать над ними.
Таким образом, мораль есть сфера поступков, а поступ-ки ставят человека в определённое отношение к другим людям. Значит, мораль характеризует способность жить в обществе. Когда о ком - то говорят, что он сильный и умный, то упоминают свойства, которые характеризуют личность саму по себе; чтобы проявить их, она необя-зательно нуждается в других людях. Но когда о ком-то говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то называют свойства, которые обнаруживаются только в отношениях с другими. Робинзон, оказавшись на острове один, вполне мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появился Пятница, у него не было возможности быть великодушным и любезным. Люди вступают в отношения друг с другом, так как они вместе что-то делают: выполняют совместную работу, играют в футбол, развлекаются на дискотеке, бе-седуют и т. д. Общение есть естественное и необходимое условие существования людей. Мораль здесь выступает как человечность. Она помогает жить лучше, правильно вести себя, гуманно и требовательно относиться к другим. Она предостерегает от неверных шагов и ошибок.
Добро и зло. В широком смысле словадоброизлообо-значают соответственно положительные и отрицательные явления, поступки, качества. Это наиболее общие поня-тия, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 20. Основные понятия морали 159 Традиционно добро связывают с понятием блага, к кото-рому относится то, что полезно людям. Главный признак добра — способствовать проявлению подлинной сущности человека — его самораскрытию, самореализации. Для уча-щегося это трудолюбие, внимательность, ответственность, активность, творчество.
Добро имеет свои особенности. Благие намерения, не проявившиеся в действиях, ещё не есть реальное добро: это добро потенциальное (возможное). Как часто мы пла-нируем совершить добрые дела, но откладываем их на потом! Неслучайно говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Благо относительно: нет ничего такого, что в любых обстоятельствах было бы только по-лезным. И яд в небольших количествах может быть ле-карством; и физические упражнения, если они чрезмерны, могут довести человека до заболевания. Поэтому то, что является добром (благом) в одном отношении, может быть злом в другом. Однако понятие «добро» не превращается в понятие «зло». Добро — это всегда нечто положительное.
Под злом понимают то, что противоположно добру, что разрушает благо: безнравственность в поступках и убежде-ниях людей, бесчеловечность, вообще всё то, что достойно осуждения. Понятие зла выражает общую характеристику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных отрицательных поступков. К злу относятся такие каче-ства, как зависть, гордыня, мстительность, высокомерие, злодеяние. То, что было в каком-то отношении добром, в процессе развития может обнаружить противоположное ка-чество. Злая мачеха в сказке «Золушка» была добра к сво-им дочкам: потакая их капризам, старалась выполнить все желания, холила и нежила их. Однако такое неправильно понятое добро обернулась злом: дочки стали глупыми и капризными великовозрастными барышнями, неумелыми, нелюбимыми и неуважаемыми. Крупномасштабные работы
в Беларуси по осушению болот дали когда-то возможность расширить полезные площади и, следовательно, способ-ствовали добру — увеличению производства сельскохозяй-ственной продукции. Но со временем это привело к уни-чтожению рек и озёр, определявших природные условия
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 160 Тема 4. Человек и нравственность некоторых районов нашей страны, т. е. причинило при-роде и людям очевидное зло.
Таким образом, добро и зло — противоположности, которые соотносятся друг с другом. Не разобравшись, что такое добро, ты не поймёшь и особенности зла. В за-висимости от содержания, которое мы вкладываем в наш жизненный идеал, добро и зло трактуются как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, ра-дость и горе. Добро — это то, что приближает к идеалу, а зло — то, что отдаляет от него.
Долг. Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться(трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда хвалят человека за достойный поступок, говорят, что он выполнил свой долг. Что же такое долг?
Долг —это принятая личностью необходимость под-чиняться общественному правилу или предписанию.
Например, долг каждого гражданина участвовать в вы-борах, долг каждого юноши — служить в рядах Вооружён-ных сил, долг родителей — заботиться о своих детях, долг взрослых детей — заботиться о престарелых или больных родителях.
Источником долга является общественный интерес, ко-торый формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе. Нередко это вызывает внутреннее сопротивление личности, поскольку долг ограничивает её свободу, превращает жизнь в цепь обязанностей, требует подчинять личный интерес интере-сам других. Однако если разобраться, то всё становится на свои места: мой личный интерес обеспечивается должным поведением другого, а я, в свою очередь, должен учиты-вать его интерес, заботиться о его благе.
Простое исполнение обязанностей ещё не есть долг
в полном смысле этого слова. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравствен-ных побуждений. Во время аварии на Чернобыльской АЭС
в 1986 году многие специалисты не просто выполняли требования руководства по ликвидации её последствий, но
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 20. Основные понятия морали 161
М. А. Савицкий. Реквием (1988)
действовали по внутренним нравственным побуждениям, рискуя собственной жизнью ради спасения сотен тысяч людей.
Важнейшим свойством долга является его доброволь-ность. Люди нравственного долга инициативны, деятель-ны, активно утверждают в жизни добро и не могут равно-душно проходить, если видят несправедливость. В послед-нее время в нашей стране создаётся много экологических отрядов из числа учащихся и студентов, которые добро-вольно приводят в порядок берега рек, озёр, каналов, уча-ствуют в акциях «Чистый город», «Квітней, Беларусь! ». Нравственный долг формирует у таких людей активную гражданскую позицию, развивает у них чувство личной сопричастности всему происходящему вокруг, стремление вносить посильный вклад в общее дело.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 162 Тема 4. Человек и нравственность Совесть как регулятор поведения личности. Совесть—это чуткий индикатор, определяющий соответствие ин-дивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.
Совесть представляет собой способность человекакритически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм.
Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырёх на-правлениях:
1) как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нрав-ственных требований;
2) как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный предполагаемый выбор;
3) как контролёр, оценивая наши поступки, вызывая удо-влетворение сделанным нами или, наоборот, раскаяние;
4) совесть может говорить в нас и во время действий, помогая корректировать их.
Слово «совесть» (« со - весть») произошло от старосла-вянского «себя ведать», т. е. «себя знать». В разговоре с собственной совестью человек словно стоит лицом к лицу
с самим собой как нравственным существом и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно от-кровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чём-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свиде-тель, который всегда с тобой».
Древнегреческий философ Демокрит, живший на ру-беже V и IV вв. до н. э., требовал: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись го-раздо более стыдиться самого себя, чем других».
В то же время совесть как средство самооценки не абсолютна. Она может быть снисходительной. Её нельзя обмануть, но можно «усыпить», «уговорить». Существует целый набор всем хорошо знакомых увещеваний, пред-назначенных для сделки с совестью: «хотел как лучше»; «не знал, что так получится»; «все так делают»; «другие поступают ещё хуже» и т. д.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 20. Основные понятия морали 163 Есть люди, которые никогда не идут на компромисс
с собственной совестью, не отступают от высших нрав-ственных принципов. Каждый человек сталкивается с разными обстоятельствами, которые ставят нас перед выбором. И правильный выбор должна подсказывать со-весть. Проблема же состоит в том, чтобы активизировать её, сделать высшим судьёй всей нашей жизни. Угрызе-ния совести — это стыд за совершённое или за то, что хотел совершить. Муки совести не только позволяют оценить собственный поступок, но и помогают изменить своё поведение. Подчёркивая мысль о том, что совесть для человека значит больше, чем слава, русский поэт Г. Р. Державин писал:
Что слава? Счастье нам прямое — Жить с нашей совестью в покое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|