Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 21. Нравственные ценности
Некоторые выводы
1. Мораль — это система норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий, направляет его поступки и отношения на основе пред-ставлений о добре и долге. 2. Добро и зло — наибо-лее общие моральные понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное и характеризующие всякую человеческую деятельность и отношения.
3. Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуж-дений. 4. Совесть — это способность к самооценке; она является внутренним регулятором поведения личности.
?! Вопросы и задания
1. Что такое мораль? Для чего она необходима?
2. В чём состоит нравственное (моральное) поведение?
3. Могут ли, на ваш взгляд, злые поступки при определённых условиях превращаться в добрые? А наоборот: добрые дела — в плохие? Приведите примеры.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 164 Тема 4. Человек и нравственность 4. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, кото-рый обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, чтобы наставить на путь истины.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— А убивать?
— Нет…
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай всё это. А познав, не делай!
Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
5. Как вы понимаете свой долг: перед обществом; перед коллективом; перед семьёй; перед самим собой?
6. Как вы понимаете выражения «чистая совесть», «угрызения совести»?
7. В чём, на ваш взгляд, заключаются сходство и различие между стыдом и совестью?
§ 21. Нравственные ценности
Виды нравственных ценностей. Каждый из нас оце-нивает свои и чужие поступки, а также события и явле-ния жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными других и вообще не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?
Ценность —это значимость, которую предмет илиявление имеет для нас.
Одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.
Известная притча рассказывает, как работников, пере-возивших в тачках тяжёлые камни на большой стройке, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни! » Другой сказал: «Я зараба-тываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм! »
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 21. Нравственные ценности 165
По «знаку» ценности делятся на положительные и отри-цательные, или антиценности: наслаждение — страдание, польза — вред, власть — безвластие, свобода — зависи-мость, слава — позор, красота — безобразие, безопасность — опасность, истина — ложь, добро — зло, счастье — не-счастье.
Одни ценности принято относить к практическим (ка-рьера, материальные блага, научно-технический прогресс
и т. д. ), другие — к духовным (музыка, живопись, общение, творчество, знание, вера). Их также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это довольно условно. Оно зависит от конкретных исторических ситуа-ций и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объ-являть одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, сча-стье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравствен-ность: поступки, взгляды, оценки, стратегия и тактика «правильной жизни».
Смысл жизни. С незапамятных времён перед людь-ми вставали вопросы «Зачем я, зачем мы? », «Для чего я живу, чего хочу от жизни? ». Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали свои концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:
— пессимистический, при котором жизнь восприни-мается как бесконечная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом — смертью;
— скептический, выражающий сомнение в осмыслен-ности и значимости жизни людей;
— оптимистический, связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.
Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с проти-воречием: для чего жизнь, если в конце её (рано или позд-но) нас ждёт смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 166 Тема 4. Человек и нравственность его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределённом будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодня? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни за-ставляют каждого из нас стараться сделать свою жизнь осмысленной, а также совершить всё возможное для того, чтобы оставить после себя хорошую память. Стремление найти смысл жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним, а просто живёт, трудится, делает то, что считает нужным и важным.
Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностя-ми, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается из-за крутого
и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточённых военных действий и т. д. В таких си-туациях человек бывает подорван физически и морально,
и только поиск и нахождение нового смысла помогают ему выжить. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай: во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, а после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. Философ Ф. Ницше сказал «У кого есть “зачем” жить, тот может выдержать почти любое “как”». Смысл как раз и является ответом на во-прос «Зачем жить? », потому что он выдвигает ту драгоцен-ную цель, ради которой стоит бороться.
Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами. Осмысленной жиз-нью мы утверждаем самих себя как людей.
Свобода. Человек—существо, скованное множествомограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 21. Нравственные ценности 167
Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна (1512—1513)
физиологии. ак личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать мно-жество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом со-тканном из необходимостей мире свобода? Что она собой представляет?
Известны две трактовки свободы. Первая: свободаесть познанная необходимость. Поскольку человек дви-жется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Покорись необходимо-сти, как падающий камень подчиняется силе тяготения.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 168 Тема 4. Человек и нравственность Осознай внешнюю для тебя необходимость как единствен-но возможную, прими её как свой внутренний зов — и ты обретёшь свободу. Вторая: суть свободы состоит в возмож-ности выбора. Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы несвободны. Почти всегда в жизни есть альтер-нативы, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.
Между двумя указанными трактовками свободы нет непреодолимого противоречия. Ведь наш выбор будет пра-вильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту возможность, которая нам больше подходит.
Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьёзную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть выбор. Ничего не сделать — тоже по-ступок. Неслучайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза — тоже свободное решение. Если ты не нашёл правильную линию поведения — значит, кто-то выбрал за тебя и ход событий может оказаться неблаго-приятным.
Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за всё, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответ-ственность —оборотная сторона свободы; они неразрыв-но связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т. е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нём. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.
Вести себя ответственно — значит быть способным ак-тивно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" § 21. Нравственные ценности 169 Нести ответственность — значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответствен-ность означает стремление свалить выполнение намечен-ного, а также последствия своих действий на других, за-ставить их расплачиваться за вашу трусость, неразумность или безудержное удальство.
Счастье. О счастье думают в юности и в старости, егожелают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, являет-ся важнейшим мотивом деятельности.
Что такое счастье? Каждый понимает это по-своему, но все хотят его иметь. Исследователи отмечали, что уже
в Древнем Риме существовало около 300 различных пред-ставлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об
этой нравственной категории? Стоит, так как очень важно разобраться: что в человеческом счастье зависит от объек-тивных условий и что — от самого человека, его субъек-тивных особенностей.
Одним из условий счастья и вообще исходной предпо-сылкой человеческого существования является удовлет-ворение материальных потребностей. Стремление к ма-териальному благополучию и жизненному комфорту — норма человеческого существования. Но благополучие — это простое обладание благами, оно никак не может при-равниваться к счастью. Вспомните старуху из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Была ли она счастлива? Писатель Ч. Айтматов справедливо заме-тил: всё, что мы получаем, — это условия жизни, и только то, что мы отдаём, — сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Как известно, «богатые тоже плачут».
Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, — это удовлетворение духов-ных потребностей, в том числе приобретение новых зна-ний, более глубокое понимание происходящего, успешная
Правообладатель " Адукацыя i выхаванне" 170 Тема 4. Человек и нравственность творческая деятельность. Третье условие — социальное благополучие: хорошая семья, добрые отношения с людь-ми, уважение с их стороны.
Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности. И это — ещё одно важнейшее условие счастья.
Настоящее счастье обычно связано с ощущением не-обыкновенного подъёма духовных и физических сил че-ловека, его стремлением к переживанию всей полноты жизни. Таким образом, изучаемому понятию можно дать такое определение.
Счастье —это состояние человека, связанное с чув-ством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.
Это состояние невозможно без преодоления собствен-ной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье — это, скорее, «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|