Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. Вопросы и задания. § 19. Культура общения




Некоторые выводы

 

1. В конфликте сталкиваются противоположные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнёров по общению. 2. Правильное понимание конфликта важно для выбора адекватной линии поведения в конфликте и поиска путей его разрешения. 3. Для разрешения конфликта участнику важно выбрать эффективную стратегию, приемлемый стиль поведения. Различают такие линии поведения в конфликте, как уклонение, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудни-чество. 4. Важным условием успешного разрешения конфликтных ситуаций является умение спорить.

?!

Вопросы и задания

 
   
 

1.

Что такое конфликт, какова его структура?

 
   
  2. По каким основаниям классифицируют конфликты? Со-  
    ставьте схему типов конфликтов, выделенных по разным  
    критериям.  
  3. Вспомните какой-нибудь конфликт, в который вы были во-  
    влечены, и опишите его. Какой способ поведения вы тогда  
    выбрали?  
  4. Сравните такие стили поведения в конфликтной ситуации,  
    как сотрудничество, уклонение, приспособление, компро-  
    мисс, конкуренция. Приведите примеры.  
  5. Что мешает и что помогает адекватному восприятию кон-  
    фликта?  
  6. Какие приёмы способствуют открытому и эффективному  
    общению участников при разрешении конфликта?  
  7. акие качества личности помогают бесконфликтному обще-  
    нию и конструктивному разрешению конфликтов? Как вы  
    думаете, какие из этих качеств присущи вам?  

 

 

§ 19. Культура общения

 

Этикет. Чтобы свободно и непринуждённо общаться слюдьми в самых разных ситуациях, нужно овладеть опре-делёнными нормами поведения и особой системой знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, низко поклониться,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 19. Культура общения 145

 

похлопать по плечу, обняться и т. д. Этим мы выражаем своё отношение к людям, с которыми встретились.

 

Этикет (от франц. é tiquette —ярлык; обхождение, учтивость) — это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Он включа-ет правила поведения в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и определённую форму одежды.

 

Упоминания об этикете встречаются уже в литератур-ных текстах Древнего Шумера. Один из первых тракта-тов о поведении был издан в Средние века, в 1204 году, испанским священником Педро Альфонсо. Он назывался «Дисциплина клерикалис». На его основе были состав-лены многие другие книги по этикету. Русский импера-тор Пётр Первый тоже повелел создать книгу об этикете, «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению».

 

Жак Луи Давид. Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (1806—1807)


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


146 Тема 3. Межличностное общение

Этикет подчинён системе ценностей, сложившейся у народа. Нарушение этикета могло привести к вражде и даже войнам между племенами и народами.

 

Этикетные знаки всегда условны. Одна и та же инфор-мация может передаваться у разных народов по-разному. Например, в древности у некоторых народов человеку, принесшему дурную весть, отрубали голову: поступить по-другому было бы неправильно. В Древнем Египте, Китае, Золотой Орде от знания этикета, выполнения его правил также нередко зависела не только карьера, но и жизнь человека.

 

Многие из правил этикета, выработанных человече-ством в давние времена, отражены в выражениях «прекло-нить колени», «положа руку на сердце», «бить поклоны», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной» и т. д.

 

В этикетных целях используются различные предметы, например, приподнятая шляпа, подаренные цветы и др. При этом слова и действия человека не должны вступать

 

в противоречие с его одеждой. Этикет не будет соблюдён, если молодые люди придут в театр в джинсах и пёстрых майках. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, умение вести беседу и принимать гостей — всё это создаёт общее впечатление о достоинстве личности. Таким образом, этикет составляет часть культу-ры каждого человека в отдельности и общества в целом.

 

Наряду с общими существуют специфические правила поведения и общения в разных ситуациях. Так, помимо повседневного этикета есть деловой, служебный этикет. В различных коллективах могут складываться свои этало-ны поведения и способы ведения дел, которые определя-ют корпоративную культуру и стиль данной организации. Главное в этих правилах — уважение к личности делового партнёра. Служебный этикет охватывает правила, регули-рующие отношения между членами коллектива, включая и правила взаимоотношений между руководителем и под-чинённым. Человеку, приходящему в новый коллектив, следует быть внимательным к нормам и традициям, кото-рые здесь сложились.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 19. Культура общения 147

 

Тот, кто хочет успешно общаться, должен научиться быть вежливым, тактичным, ненавязчивым. Важно вни-мательно выслушивать собеседника, не перебивать в раз-говоре и, прежде чем высказывать своё мнение, узнавать

 

у него, всё ли он сказал, готов ли выслушать вас. Следует, если это уместно, использовать реплики типа: «если я вас правильно понял…», «вы считаете, что…», «вы думаете, что…», «разрешите, я подытожу…» и т. п.

 

Можно найти и другие слова для выражения своего отношения. Важно помнить, что сущность этикета опреде-ляется внутренней готовностью одного человека помочь другому тактично и деликатно.

 

Взаимоотношения между людьми тем богаче, разно-образнее, чем тоньше и полнее усвоенная ими культура общения. Соблюдение правил этикета позволяет нам чувствовать себя уверенно и свободно, испытывать ин-терес к процессу общения и удовлетворённость от него. Человек, владеющий культурой поведения, проявляет её везде — на работе, в семье, на отдыхе, в общественных местах и т. д.

 

Ритуалы и обычаи. Начиная с детства каждый из наспостепенно осваивает стереотипы поведения, воспитывает в себе полезные привычки, хорошие манеры, умение пра-вильно вести себя с родителями, сверстниками, со старши-ми. В наше время человек не только нуждается в других людях как в ценителях его деятельности, но и надеется на сопереживание и участие в его жизни.

 

Каждому из нас приятно иметь дело с людьми, умею-щими правильно вести себя в самых разных обстоятель-ствах. В основе правильного поведения лежат принятые в обществе образцы. К ним относятся прежде всего ритуалы и обычаи.

 

Ритуал (от лат. ritus —священный обряд) —исто-рически сложившаяся форма поведения людей, упоря-дочивающая их действия и имеющая символический характер.

 

Каждое своё действие, каждое обращение мы неред-ко сопровождаем уместными в этом случае ритуалами,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


148 Тема 3. Межличностное общение

а также «волшебными словами»: «пожалуйста», «благо-дарю вас» и др.

 

Ещё одной формой регуляции поведения являются обы-чаи, которые определяют традиционно установившийсяпорядок поведения. Обычай — это широко распространён-ная форма действий, повторяющаяся в определённых об-стоятельствах. Обычаи не меняются на протяжении веков и обеспечивают культурную и социальную стабильность общества.

 

Обычаи соответствуют образу жизни общества и в разных культурах приобретают различное содержание и смысл. Вместе с тем в обычаях разных народов обнару-живается немало сходного. Примерами могут быть обычаи подчёркивать уважение к старшим, строго соблюдать за-коны гостеприимства, быть сдержанными в общении.

 

Белорусские национальные традиции общения. Ри-

 

туалы и обычаи, являясь неписанными правилами, опреде-ляют поведение в обществе, обеспечивают передачу опыта, способствуют усвоению культурных и нравственных цен-ностей. Ритуалы — это одна из разновидностей обычаев. Некоторые обычаи, которым люди придают особое зна-чение, стараясь сохранить унаследованный от прошлого

 

 

М. М. Филипович. Ночь на Ивана Купалу (1925)


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 19. Культура общения 149

 

образ жизни, называют традициями. В Беларуси сохраня-ется множество древних, восходящих к языческим време-нам, обычаев и соответствующих им ритуалов. Их следы мы находим в праздниках «Масленица», «Купалье», «До-жинки», «Коляды» и др.

 

Самобытность белорусского народа — результат много-векового развития. После каждого из многочисленных на-шествий завоевателей белорусы начинали строить жизнь почти заново — поднимая из пепла города и сёла, воз-рождая свою культуру. По этой причине упорство яв-ляется одной из наиболее характерных черт белорусов. Белорусам присущи надёжность, трудолюбие, скромность, совестливость, уважение к людям, верность в дружбе.

 

В многонациональных коллективах белорусы, как прави-ло, не склонны образовывать земляческие и национальные микрогруппы, так как ценят в человеке прежде всего его личные качества, а фактор этнической принадлежности для них не имеет решающего значения. Конфликтные си-туации с участием белорусов возникают довольно редко, так как они обычно беззлобно относятся к шуткам товари-щей, не реагируют на подтрунивание. Вместе с тем белору-сы — гордый народ. Их гордость проявляется в отношении к служебным обязанностям, делу, товарищам. Именно чувство национальной гордости не позволяет им пройти мимо несправедливости, унижения другого человека.

 

Многовековая общинность наложила отпечаток на ха-рактер взаимоотношений между людьми. В Беларуси ред-ко увидишь шумные сцены на людях. Высоко ценится взаимопомощь. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия. Множество решений принимается на совете. Праздники часто проводятся всей семьёй.

 

Давайте вспомним основные правила межкультурного

 

общения, выработанные белорусским народом:

• • уважая и ценя белорусскую национальную культу-ру, ясно сознавать, что представитель любой культуры не

устанавливает мировых стандартов;

• • относиться к культуре других с тем же уважением, с каким относишься к своей собственной;

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


150 Тема 3. Межличностное общение

• • понимать, что у каждой культуры, какой бы малой она ни была, есть что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на всеобъемлющее лидерство.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...