Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые выводы. ?! Вопросы и задания. § 23. Нравственные отношения




Некоторые выводы

 

1. Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории общества. 2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести. 3. Нравственные нормы, качества, принципы,

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


176 Тема 4. Человек и нравственность

идеалы, действуя совместно, составляют систему мора-ли данного общества. 4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует своё поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравствен-ного прогресса.

 

?! Вопросы и задания

 

1. Что понимают под нравственными нормами? В чём состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

 

2. Есть ли такие нормы морали, которые вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

 

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мне-ние о нравственности человека? Всегда ли мы следуем ему? Почему?

 

4. Иногда на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Правильно ли это?

 

5. Зачем соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

 

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

 

7. Человек с твёрдыми нравственными принципами, принци-пиальный человек — это хорошо или плохо? Почему?

 

 

§ 23. Нравственные отношения

 

Отношения к другим людям и самому себе. В ре-зультате общения между людьми складываются нравствен-ные отношения, о которых мы и поговорим.

 

Наверное, каждый замечал, что одни люди вызывают

 

у нас симпатию, другие — антипатию. Одни относятся ко всем доброжелательно, другие — настороженно, третьи охотно общаются лишь с теми, кто им «выгоден», четвёр-тые пытаются навязать окружающим свои взгляды.

 

Отношение человека к людям характеризуется такими качествами, как благородство, великодушие, доверие, со-чувствие, терпимость, требовательность, чуткость или же, наоборот, низость, чёрствость, подозрительность, нетерпи-мость, попустительство и т. д.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 23. Нравственные отношения 177

О благородстве мы говорим в том случае, когда от-ношение человека к людям направляется возвышенными мотивами. Оно связано с самоотверженностью, мужеством, верностью высоким идеалам. Противоположность благо-родству — низость, зависть и т. д.

Великодушным называют того, кто способен снисходи-тельно относиться к незначительным проступкам и упу-щениям других, готов бескорыстно жертвовать своими интересами ради окружающих. Великодушный человек придаёт особое значение человеческому достоинству лю-дей, с которыми он общается.

Требовательность человека по отношению к другим

и к самому себе нравственно оправданна в том случае, если она диктуется справедливостью и чувством долга. В противоположном случае она может переродиться в при-

 

дирчивость.

 

Чуткость —это такое отношение к людям, котороепредполагает заботу об их нуждах, внимательное отноше-ние к их потребностям и интересам, мыслям и чувствам. Чутким называют того, кто тактичен, способен к сопере-живанию, не допускает грубости и высокомерия.

 

Большое нравственное значение имеет дружба, которая сопровождается уважением к другому человеку, бескоры-стием и самоотверженностью, а также общностью интере-сов и взаимной привязанностью.

 

Всё богатство нравственных отношений вбирает в себя любовь. Человек, по-настоящему любящий людей, живётдуховно богатой, вдохновенной жизнью. Стремление вы-звать ответную любовь пробуждает в нём самоотвержен-ность, великодушие, преданность, мужество и другие луч-шие качества, обостряет чувство ответственности за свои действия, за благополучие и честь дорогих ему людей. Та-кая рождённая внутренней потребностью ответственность незаметно удерживает нас от многих эгоистических по-ступков, помогает при необходимости отказаться от ряда удовольствий и удобств, стать более целеустремлёнными.

 

Подлинная любовь всегда действенна. Она заставляет любящих взыскательно смотреть на себя глазами друго-го, рождает большое желание совершенствоваться: стать

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


178 Тема 4. Человек и нравственность

умнее, красивее, сильнее, добрее, выдержаннее, культур-нее. И в этой активизации душевной деятельности состо-ит её огромная нравственная ценность. Большая любовь преображает человека, делает его чище, лучше, мудрее, сильнее. Она может перевернуть всю его жизнь. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас и самих», — писал Ф. М. Достоевский.

 

Отношения человека к самому себе могут выражаться

 

в таких качествах, как скромность, достоинство либо, наоборот, тщеславие, самолюбие и др. Достоинством на-зывают такое нравственное отношение к самому себе, ко-торое исходит из признания ценности каждого индивида как нравственной личности. Нельзя позволять себе того, что было бы ниже нашего достоинства. Подлинное досто-инство не зависит от общественного положения или ха-рактера деятельности. Оно связано с уважением к самому себе как личности и определяется способностью на деле следовать требованиям нравственности.

 

С человеческим достоинством тесно связано понятие о чести. Правда, между ними есть и различие. Представле-ние о достоинстве личности основывается на признании равенства всех людей в моральном отношении. Понятие о чести — на неодинаковой оценке людей в зависимости от их репутации или сложившегося в общественном мне-нии представления о нравственном облике того или иного индивида. Человек должен оправдывать положительную репутацию, иначе ему угрожает бесчестие.

 

Оценивая себя, можно как завышать, так и занижать оценку, тем самым формируя у себя либо самомнение, либо комплекс неполноценности. Лишь адекватная, т. е. соответствующая действительности, оценка способствует развитию положительных индивидуальных качеств, само-развитию и самосовершенствованию в целом.

 

Древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э. ) рассказал такой миф: души людей после смерти получают новое воплощение в соответствии с теми качествами, кото-рые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, превращаются в ослов и свиней. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 23. Нравственные отношения 179

и хищничество, превращаются в волков, ястребов и кор-шунов. А каков же будет удел людей моральных — рас-судительных и справедливых? Они, вероятнее всего, вновь станут людьми. В любом случае они окажутся в мирном и общительном окружении.

 

Отношение к Родине. Особое место в системе отноше-ний занимают отношения человека к Родине. Чаще всего они базируются на принципах патриотизма и космопо-

 

литизма.

 

Патриотизм —это любовь к Родине.

 

 

И. О. Ахремчик. Защитники Брестской крепости (1957—1958)


 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


180 Тема 4. Человек и нравственность

С чувством патриотизма можно относиться как к «боль-шой родине» — своему государству, народу, так и к «ма-лой родине» — к тем местам, где ты родился и вырос.

 

В чём же проявляется патриотизм? В громких словах и пылких заверениях в любви к Отечеству? Или в конкрет-ных делах на благо Родины?

 

Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе Родины. Люди, равнодушные к судьбе Отечества, готовые

 

в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами.

 

С заботой связана ответственность. Конечно, большин-ство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере от-вечать за те события, которые происходят в государстве. Прямую ответственность несут органы власти — но ведь они у нас выборные, и каждый гражданин самостоятельно делает свой выбор. Забота о благе Родины и ответствен-ность за неё предполагают труд, старание и усердие не только ради собственного благополучия, но и ради про-цветания своей страны. Патриотизм требует также знания Родины и уважения к ней.

 

Знание Родины — это знание её истории и культу-ры, языка, специфических особенностей жизни. Уваже-ние к Родине — это понимание её такой, какая она есть, стремление помочь ей стать лучше. Говорят: «Родину не выбирают». Да, мы живём в определённых условиях, ха-рактеризующих страну, в которой родились, и от всех нас, граждан Республики Беларусь, зависит наше общее будущее. Наша судьба и судьба нашей Родины — в наших руках.

 

Космополитизм —это идеология, призывающаячеловека осознавать себя «гражданином мира», а не конкретной страны.

 

Под этим иногда скрывается безразличие, равнодушие к своему отечеству, его традициям и культуре.

 

Человек, отрывающийся от своих корней, покидающий по собственной воле Родину, обычно надеется на благопо-лучное жизненное устройство где-то в другом месте. Одна-

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


§ 23. Нравственные отношения 181

 

ко он часто становится чужаком, посторонним и для той страны, куда уехал. Даже достигнув успеха на чужой зем-ле, он может вдруг ощутить себя бездомным бродягой.

 

Нередко встречается и национализм, или националь-ный эгоизм.

 

Национализм —это противопоставление своей Ро-дины всем другим странам и народам, абсолютизация интересов своей страны или нации.

 

Националист — это, как правило, человек, стремя-щейся самоутвердиться за счёт своей принадлежности к определённому народу или стране. И здесь не надо быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым. Достаточно про-сто родиться в Беларуси или быть американцем, чтобы чувствовать своё изначальное превосходство над другими. Национализм ведёт в тупик, он не рождает ничего, кроме раздора.

 

Гуманизация общественных отношений. Мы уже от-мечали, что в процессе нравственной деятельности между людьми складываются разнообразные отношения, в том числе взаимопомощи или конкуренции, доверия или враж-ды, дружбы или ненависти. Важным условием гуманизации общественных отношений была и остаётся мораль.

 

Задача морали состоит в том, чтобы дать людям знание

 

и понимание идеалов гуманности (человеколюбия), опреде-ляющих нормы нравственности.

 

Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходим не только позитивный взгляд на мир, но

 

и устойчивые нравственные привычки, умение владеть со-бой, регулировать свои поступки. Не всем даны от приро-ды такие качества, как доброта, милосердие, вежливость, порядочность. Нас многое выводит из равновесия, и тогда мы иногда «срываемся», бываем резкими, язвительными, беспощадными, говорим грубости, о которых потом со-жалеем. Практический гуманизм — не просто качество личности, а прежде всего важная общественная цель, дви-жение к которой принесёт и каждому из нас, и обществу в целом реальные достижения.

 

Правообладатель " Адукацыя i выхаванне"


182 Тема 4. Человек и нравственность

Назначение морали состоит в установлении междулюдьми отношений согласия, в устранении или предотвра-щении вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Всё это — условия подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную и счастливую жизнь.

 

Гуманистическое обновление мира на нравственных принципах выступает в качестве цели, а движение к ней служит источником всех других целей, достойных чело-века.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...