Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2.2. Аграфия. 5.2.2.1. Клинические аспекты. 5.2.2.1.1. Нарушения переработки конвенциональной (обычной) информации. 5.2.2.1.2. Нарушения переработки неконвенциональной (необычной) информации




5. 2. 2. Аграфия

5. 2. 2. 1. Клинические аспекты

5. 2. 2. 1. 1. Нарушения переработки конвенциональной (обычной) информации

Периферическая аграфия. Апраксическая аграфия. Пациент с апраксической аграфией часто не может при письме держать карандаш или ручку в правильном положении. Если он способен к этому, написание отдельных букв нарушается за счет деформации общего паттерна буквы и его элементов, в том числе, за счет потери некоторых элементов, искажения пространственных отношений между элементами, зеркального написания букв. В более тяжелых случаях пациент может лишь нарисовать несколько коротких линий и пересекающихся друг с другом окружностей, которые смутно напоминают очертания той или иной графемы.

Нарушения распространяются на письмо под диктовку, спонтанное письмо и копирование. Пациент не может при копировании перевести печатный текст в рукописный, даже в его «жалкое подобие». Апраксическая аграфия может наблюдаться в обеих руках или ограничиваться правой рукой.

Апраксическая аграфия может проявляться как относительно изолированный тип апраксии без признаков афазии. Она может встречаться вместе с идеомоторной апраксией (Hecaen, Albert, 1978).

Пространственная аграфия. При пространственной аграфии нарушается пространственная организация письма (Hecaen et al., 1956). Графемы изображаются правильно, но строчки располагаются не горизонтально, а волнами или ступеньками, часто игнорируется левая половина листа, и написанный текст занимает его правую половину. В число других признаков пространственной аграфии входят большие промежутки между буквами в слове и тенденция рисовать лишние па-

лочки в таких буквах, как «ш», «и» и «и». Пространственная аграфия часто сопровождается пространственной алексией и пространственной акалькулией.

Центральная аграфия. Орфографическая аграфия {Spelling agraphia). Этот тип центральной аграфии первоначально назывался «чистая аграфия», «изолированная аграфия», а позднее — «нарушение грамматической сборки» {spelling assembly) (McCarthy, Warrington, 1990). Пациенты с орфографической аграфией демонстрируют нарушения письма под диктовку и спонтанного письма знакомых конвенциональных слов при относительной сохранности копирования. Орфографическая аграфия проявляется в трудностях соблюдения правильного порядка букв в словах с частыми заменами букв (литеральная параграфия) и пропуском букв. Типичное нарушение — это неспособность найти правильную графему, соответствующую той или иной фонеме (амнестическая аграфия). Когда пациента просят написать под диктовку ту или иную букву, он некоторое время пробует искать правильную графему, но, в конце концов, пишет неправильную. Особенно значительны нарушения при написании слов и предложений, которые проявляются как литеральная и вербальная параграфия с заменой не только букв, но и слов. Могут наблюдаться некоторые грамматические трудности, в том числе ошибки в окончаниях слов, отсутствие знаков препинания. Те же трудности могут наблюдаться при составлении слов из карточек с буквами. Между тем, копирование удается пациентам гораздо легче, и ошибки в письме у пациентов с орфографической аграфией относительно редки.

Нарушения грамматики в письме наблюдаются в некоторых случаях с сохранной грамматикой речи (Kinsbourne, Rosenfeld, 1974). Обратные нарушения были описаны у пациента, который мог писать без грамматических ошибок, но допускал множество грамматических ошибок в устной речи (Kinsbourne, Warrington, 1965).

Орфографическая аграфия часто сопровождается пальцевой агнозией, акалькулией и нарушениями ориентации «право-лево» и представляет собой один из главных компонентов синдрома Герстмана.

5. 2. 2. 1. 2. Нарушения переработки неконвенциональной (необычной) информации

Как и при поверхностной и глубокой дислексии, пациенты с относительно сохранной способностью к написанию конвенциональных слов могут демонстрировать два основных типа нарушений: в написании неконвенциональных слов и бессмысленных слов при глубокой аграфии и слов-исключений при поверхностной аграфии.

Фонологическая аграфия и глубокая аграфия. При фонологической аграфии нарушения правописания являются относительно избирательными и распространяются преимущественно на бессмысленные слова, в то время как правописание большинства реальных слов может оставаться сохранным. Нарушения правописания бессмысленных слов также более выражены при орфографической дислексии, однако при фонологической алексии расхождение между сохранным написанием правильных слов и нарушениями написания бессмысленных слов значительно более выражены. Фонологическую аграфию впервые описали Шеллис и др., наблюдавшие пациента П. Р. с непропорциональными расстройствами написания

бессмысленных слов и отдельных графем, соответствующих определенным звукам, между тем, написание реальных знакомых слов и неправильных слов было сохранно на уровне выше среднего (Shallice et al., 1981). В дальнейшем было описано множество таких случаев (Nolan, Caramazza, 1982; Roeltgen et al., 1983; Baxter, Warrington, 1985). В некоторых из этих случаев аграфия была более значительной и включала ошибки семантического типа, как при глубокой алексии (Assal et al., 1981; Bub, Kertesz, 1982; Kremin, 1987). Для таких случаев было предложено название «глубокая аграфия».

Поверхностная или лексическая аграфия. Нарушения семантического уровня. Как и при поверхностной алексии, нарушения письма по лексико-семантиче-скому каналу компенсируются фонологическим переходом от фонем к графемам, приводящим к «регуляризации» неправильных слов. Лексическую аграфию описали у франкоговорящего пациента Бовуа и Деруэзн (Beauvois, Derouesne, 1981). Их пациент писал французское слово monsieur как messieu. Пациент с таким типом аграфии может написать слово answer как anser (Hatfield, Patterson, 1983). В список подобных ошибок регуляризации, перечисленных МакКарти и Уоррингтоном (McCarthy, Warrington, 1990), входит слово mighty, которое пациенты пишут как mite, build как bild, door как dor и т. д. Особые трудности наблюдаются в правописании слов с высоким уровнем грамматической неопределенности, таких как team.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...