5.2.1.1.2. Центральная алексия
5. 2. 1. 1. 2. Центральная алексия Нарушения переработки конвенциональной (обычной) информации. Аграфи-ческая алексия. В старых литературных источниках расстройства чтения описывались в сочетании с расстройствами письма, или аграфией, и назывались «агра-фическая алексия». У пациента с центральной алексией в основном нарушается чтение хорошо знакомых конвенциональных слов, а также менее часто используемых слов. Чтение отдельных букв нарушено значительно меньше, чем при периферической алексии. Часто отмечаются вербальная и литеральная паралексия. Попыток компенсировать нарушения чтения слов путем чтения по буквам не наблюдается. Согласно классическому описанию центральной алексии, одним из ее основных отличий от периферической алексии являются расстройства письма. Пациенты не в состоянии писать буквы и слова. При попытках написать буквы они рисуют прямые и изогнутые линии с некоторыми элементами нужной буквы. В более тяжелых случаях письмо нарушается полностью, и пациент способен нарисовать лишь несколько простых линий. В менее тяжелых случаях письмо знакомых простых слов под диктовку сохранно, но нарушения вновь проявляются после правильного написания одной-двух букв других слов. Копирование при аграфической алексии нарушается не так сильно, как письмо под диктовку и спонтанное письмо, в то время как для периферической алексии характерно обратное. Пациенты с аграфической алексией часто способны перевести печатные буквы в рукописные. Аграфическая алексия часто сопровождается аномией, акалькулией, различными типами апраксии и дезориентацией в пространстве. Часто наблюдается правосторонняя гемианопия.
Нарушения переработки неконвенциональной (необычной) информации. Поверхностная и глубокая дислексия. Эти типы центральной алексии были описаны относительно недавно. Алексия чтения конвенциональных, знакомых слов является относительно легкой. Расстройства главным образом наблюдаются при чтении неконвенционального материала, в том числе бессмысленных слов при глубокой дислексии и неправильных слов при поверхностной дислексии. Маршалл и Ныокомб были, возможно, первыми исследователями, изучавшими пациентов с этими в чем-то противоположными типами расстройств чтения, называемыми поверхностной дислексией и глубокой дислексией (Marshall, Newcombe, 1966, 1973). Глубокая дислексия. Нарушения фонологического уровня. Глубокая дислексия характеризуется нарушениями перевода орфографии целостного слова или разложения последовательности орфографических элементов на артикуляционные последовательности. Главным проявлением глубокой дислексии является фонологическая дислексия (Beauvois, Derouesne, 1979). Она также описывается как нарушения преобразования «текста в звук» (см. обзор в McCarthy, Warrington, 1990). В то же время, слово может распознаваться зрительно, что обеспечивает доступ к его значению и позволяет воспроизвести звучание слова (Caplan, 1996). Маршалл и Ньюкомб описали пациента Дж. Б. с глубокой дислексией, у которого проявлялась фонологическая дислексия, или избирательные трудности чтения бессмысленных слов, и семантическая паралексия (Marshall, Newcombe, 1973). Фонологическая дислексия наблюдалась у пациента К. Р. Н., обследованного Шеллисом и Уоррингтон (Shallice, Warrington, 1980). У пациента наблюдались значительные нарушения чтения бессмысленных слов, но он мог прочитать многие слова, возможно, опираясь на их значение по семантическому каналу. Другой пациент У. Б. демонстрировал полную неспособность читать бессмысленные слова, но правильно читал почти 90% отдельных слов (Funnell, 1983).
Некоторые авторы предполагают, что, кроме фонологической дислексии, при глубокой дислексии также присутствует дефицит семантического канала, вызывающий семантические ошибки, которые часто наблюдаются при глубокой дислексии, как в случае Дж. Б. Маршалла и Ньюкомба (Marshall, Newcombe, 1973). При чистой фонологической дислексии семантические ошибки отсутствуют (см. обзор в Denes et al., 1999). Пациенты с глубокой дислексией могут демонстрировать определенные трудности чтения функциональных слов, например «если», «и», «для», «к», «при», и лучше читают существительные, чем глаголы и функциональные слова, а также конкретные слова лучше, чем абстрактные. Глубокая дислексия часто связана с тяжелой афазией Брока (Kertsz, 1982); возможно, что глубокая дислексия, как и афазия Брока, является многокомпонентным синдромом, включающим в себя нарушения как фонологического, так и лексико-семантического канала (Newcombe, Marshall, 1980a, 1980b; Shallice, Warrington, 1980). Поверхностная дислексия. Нарушения семантического уровня. Поверхностная дислексия характеризуется утратой способности использовать семантически опосредованное чтение слов, а также чтение целостного слова путем прямого перевода в артикуляционные последовательности. В то же время, фонологический перевод орфографического описания слова в его произношение остается сохранным (Caplan, 1996). При поверхностной дислексии чтение отдельных букв, распространенных слов и бессмысленных слов сохранно, и пациент пытается компенсировать нарушения чтения путем чтения на фонологической основе. Этот тип чтения опирается на набор общих правил произношения слов, которые можно использовать для замены нарушенного семантического пути. При предъявлении слова, которое не соответствует общему правилу произношения, например так называемого неправильного слова, пациент с поверхностной дислексией будет стараться прочесть его в соответствии с общим правилом, допуская ошибки в чтении из-за так называемой «регуляризации» (см. обзор в McCarthy, Warrington, 1990). Маршалл и Ньюкомб описали двух пациентов (Дж. С. и С. Т. ), допускавших такие ошибки (Marshall, Newcombe, 1973). Уоррингтон обследовал двух пациентов, проявлявших трудности чтения такого неправильного слова, как «nephew», хотя им было легче прочесть такое распространенное слово, как «classification» (Warrington, 1975). В качестве примеров неправильных слов МакКарти и Уоррингтон называют слова yacht, busy, debt, sew, ache и quay, a boat, time, cash, hike и tree являются правильными (McCarthy, Worrington, 1990). Авторы подчеркивают, что чтение по правилам может применяться к бессмысленным для читающего, но правильным словам, таким как shiboleth, chitterling или herpetology. Пациент с поверхностной дислексией также может быть способен без проблем прочитать бессмысленные слова, но при глубокой дислексии чтение этих слов нарушается особенно сильно. В некоторых случаях поверхностной дислексии нарушения чтения неправильных слов могут быть особенно тяжелыми и распространяться на знакомые неправильные слова. МакКарти и Уоррингтон обследовали пациента К. Т., который читал have и love как hayve и lowve. Поверхностная дислексия часто сопровождается афазией Вернике и аграфией.
Несмотря на сохранное чтение правильных и бессмысленных слов, у пациентов с поверхностной дислексией может быть значительно нарушено понимание прочитанных и произнесенных слов, что указывает на наличие поражения, затрагивающего семантическую систему. Петтерсон и Ходж подчеркнули частую связь поверхностной дислексии с семантической деменцией и ухудшением понимания прочитанного (Petterson, Hodge, 1992). Однако в некоторых случаях семантической деменции с нарушениями понимания устной и письменной речи было описано полностью сохранное чтение правильных, бессмысленных и неправильных слов (Schwartz et al., 1980; Cipolotti, Warrington, 1995). Поверхностную дислексию можно довольно легко выявить у пациентов, говорящих на языках, в которых имеется много примеров несовпадения написания слова с его произношением, например, на английском и французском. Их более трудно выявить у пациентов, говорящих на языках с простой орфографией и простыми правилами перевода написания слова в его произношение, которые можно применить практически ко всем словам (например, русский, итальянский). Некоторые исключения из правил в таких языках можно найти на надсегментарном уровне, например, в постановке ударений (Miceli, Caramazza, 1993).
По нашему мнению, возможно, что основным признаком поверхностной дислексии у носителей таких языков являются скорее нарушения понимания значений слов, которые пациент читает вслух или про себя. Они называются «слепотой на значения слов» или «отчуждением действительного смысла слова». Так, нарушения чтения неправильных слов могут быть дополнительным признаком, связанным с механизмом компенсации нарушений семантических путей чтения, и наблюдаются в основном в языках со сложной грамматикой, например, в английском. В таком случае поверхностную дислексию можно сравнить с отчуждением смысла произнесенного слова при транскортикальной сенсорной афазии, а глубокая дислексия напоминает фонологически обусловленные нарушения повторения при афазии Брока и Вернике. Периферическую алексию, такую как «чистая словесная слепота», можно сравнить с нарушениями повторения при «чистой словесной глухоте». Разумеется, необходимы дальнейшие исследования глубокой и поверхностной дислексии, особенно у пациентов, говорящих на языках с простой грамматикой. Идеографическая алексия. Алексия у пациентов-японцев особенно интересна, поскольку они учатся читать и писать и на фонетическом алфавите, или Капа, и идеографическими знаками, или Kanjii. Несколько случаев алексии у пациентов-японцев указывают на развитие чистой алексии на Капа и Kanjii при левосторонних затылочных инфарктах (Hirose et al., 1977; Kurachi et al., 1979). В случаях алексии фонетического чтения на Капа и относительной сохранности идеографического чтения на Kajii сообщается о более передней локализации поражений (Soma et al., 1989; Varney, 1984). Опираясь на анализ литературных данных, некоторые авторы пришли к тому же выводу (Benson, 1979; Greenblatt, 1983). Предполагается, что при идеографическом чтении Kajii информация перерабатывается с помощью прямого лексического пути, а при фонетическом чтении Капа информация перерабатывается с помощью и лексического, и нелексического фонологического преобразования букв в звуки (Black, Behrmann, 1994). Также обсуждается роль правого полушария в лексическом чтении Kanjii, но при поражениях правого полушария об избирательной алексии Kanjii не сообщается.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|