5.3.1.3. Музыкальная алексия и аграфия
5. 3. 1. 3. Музыкальная алексия и аграфия Музыкальная алексия чтения нот и музыкальная аграфия написания нот могут сопровождать моторную или сенсорную амузию или наблюдаться в случаях без амузии. Они могут наблюдаться вместе с алексией и аграфией речи, как у двух профессиональных музыкантов, которых наблюдал Браст (Brust, 1980). Один случай — 22-летняя студентка, перенесшая переднюю любэктомию и удаление менингиомы под левой височной долей. После операции у пациентки развилась тяжелая транскортикальная афазия. Через 18 месяцев аномия и трудности понимания стали легкими, но она не могла читать с листа простые мелодии и часто допускала ошибки при попытках скопировать интервалы. Обычные чтение и письмо были нарушены более значительно. Признаков моторной или сенсорной амузии не наблюдалось. У второго пациента, описанного Брастом, речевые и музыкальные алексия и аграфия развились после инфаркта мозга (Brust, 1980). Томограмма показала наличие инфаркта в задней части левой височной доли и передней части левой теменной доли. В этом случае письмо и чтение нот были нарушены более значительно, чем обычное письмо и чтение. 5. 3. 2. Анатомические аспекты 5. 3. 2. 1. Моторная амузия Роль поражения лобной доли правого полушария. Моторная амузия обычно наблюдается при поражениях лобной доли правого полушария. Манн описал случай моторной амузии без афазии (Mann, 1888). Вскрытие показало кисту во второй лобной извилине правого полушария. Хеншен провел анализ всех ранее опубликованных анатомических случаев амузии и пришел к выводу, что локализация поражения во второй лобной извилине левого полушария была наиболее типичной при инструментальной амузии, а развитие авокалии связано с поражением триангулярной части третьей лобной извилины зоны того же полушария, кпереди от зоны Брока (Henschen, 1920-1922). Ботез и Вертгейм (Botez, Wertheim, 1959), МакФарланд и Фортин (McFarland, Fortin, 1982) описали поражения правого полушария и инструментальную амузию у двух пациентов, в том числе у одного с авокалией.
Экспериментальные исследования моторной амузии преимущественно ограничивались пением. Гордон и Боген обнаружили утрату мелодий с относительно менее нарушенным ритмом при обследовании путем правосторонней инъекции амитала натрия у восьми пациентов (Gordon, Bogen, 1974). При тестировании были обследованы пациенты с эпилепсией при подготовке к височной или лобной лобэктомии. После левосторонней инъекции у пяти пациентов мелодический контур и ритм были сохранны, хотя не превосходны. Пациенты с передними поражениями справлялись с заданием хуже, чем пациенты с задними поражениями, независимо от места инъекции. Аналогичные результаты были опубликованы Борчгревинком (Borchgrevink, 1980). После правосторонней инъекции пациенты утратили мелодическую линию, но не ритм. Постепенная утрата ритма наблюдалась у одного пациента после левосторонней инъекции амитала натрия. 5. 3. 2. 2. Сенсорная амузия Роль поражения височной доли правого полушария. Хеншен подчеркнул роль левой височной доли в сенсорной амузии. Но при попытке объяснить развитие амузии без афазии в случаях поражений правого полушария он также рассматривал возможность того, что полушарное доминирование для музыки является не столь жестким, как для речи (Henschen, 1926). Фейхтвангер посвятил амузии отдельную монографию (Feuchtwanger, 1930). Он пришел к выводу, что задняя часть первой височной извилины обоих полушарий является особой слуховой зоной, интегрирующей шум, музыку и речь. Вертгейм и Ботез наблюдали рецептивную амузию в случае легкой афазии Вернике, что указывает на поражение левого полушария в задней части первой височной извилины (Wertheim, Botez, 1961).
Позднее отсутствие четкого полушарного доминирования при сенсорной амузии изучалось в серии экспериментальных исследований пациентов с односторонними поражениями мозга, вызванными височной лобэктомией при лечении хронических припадков или инфаркта. В большинстве исследований было обнаружено доминирование правого полушария при переработке музыки, но обнаружилось, что переработка музыки также нарушается у пациентов с поражениями левого полушария. Милнер использовала тест музыкальных способностей Сишора для диагностики различения высоты, громкости, ритма, продолжительности, тембра и запоминания мелодий до и после височной лобэктомии (Milner, 1962). До операции не было обнаружено нарушений ни в одном тесте. После височной лобэктомии, независимо от полушария, обнаружены некоторые нарушения всех обследованных типов слухового восприятия. Но более значительные нарушения различения двух коротких музыкальных последовательностей и восприятия тембра зафиксированы после правосторонней лобэктомии, чем при левосторонней. В случаях, когда удаленная область включала в себя извилину Гешля, тестирование давало те же результаты. Дихотический музыкальный тест также показал доминирование правого полушария в переработке музыки у пациентов после право- и левосторонней височной лобэктомии (Schankweiler, 1966) и у пациентов с инфарктом правого полушария по сравнению со здоровыми испытуемыми (Schulgoff, Goodglass, 1969). Пациенты с поражениями левого полушария продемонстрировали лучшее различение ошибки в знакомой песне, чем пациенты с поражениями правого полушария (Shapiro et al., 1981). Однако способность различать знакомые мелодии может сильнее нарушаться у пациентов с поражениями левого полушария, когда при узнавании песни можно опираться на ее слова, а у пациентов с поражениями правого полушария сильнее нарушается распознание мелодий без слов (Gardner et al., 1977). Поэтому возможно, что слова тесно связаны с мелодией, и развитие сенсорной амузии можно объяснить нарушением переработки слов при поражениях левого полушария. На различия переработки музыкальной информации в левом и правом полушарии также указывают исследования, опирающиеся на двухкомпонентную модель хранящейся в памяти мелодии (см. обзор в Pretz & Morais, 1993). Один компонент содержит информацию о мелодическом складе вообще, а второй компонент характеризует определенные интервалы между отдельными тонами. Предполагается, что первый компонент перерабатывается в правом полушарии, а переработка второго компонента происходит в левом полушарии.
Бевер и Чиарелло использовали методику дихотического прослушивания для сравнения распознания мелодий у людей, не занимающихся музыкой, которые, предположительно, ориентируются на компонент мелодического строя, и у музыкантов, которые при распознании мелодий умеют ориентироваться на интервалы (Bever, Chiarello, 1974). На практике подтвердилось, что при распознании мелодий музыканты демонстрируют преимущество правого уха (доминирование левого полушария), а лица, не занимающиеся музыкой, в той же задаче демонстрируют преимущество левого уха (доминирование правого полушария). В дальнейшем Перец обследовал сосудистых пациентов с односторонними инфарктами в правом или левом полушарии (Peretz, 1990). При тестировании требовалось сравнить две мелодии, которые могли быть одинаковыми или различаться изменением мелодического строя или изменениями интервала между двумя последовательными тонами при сохранном направлении мелодии (восходящем или нисходящем). Оказалось, что поражение левого полушария вызывает нарушение способности ориентироваться на интервалы при сохранности ориентации на мелодический строй. Пациенты с поражениями правого полушария демонстрировали нарушения обоих типов распознания — с опорой на интервал и мелодический строй, что, возможно, указывает на то, что ориентация на интервал каким-то образом связана с сохранностью переработки информации о мелодическом строе. Разумеется, необходимы дальнейшие исследования, но уже имеющиеся данные подчеркивают роль обоих полушарий в переработке музыкальной информации при преобладающей роли правого полушария, в отличие от функции речи, преимущественно латерализованной в левом полушарии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|