Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29. Организация коррекционно-логопедической и воспитательной работы в группах дошкольников с ОНР.




29. Организация коррекционно-логопедической и воспитательной работы в группах дошкольников с ОНР.

1. Коррекционная работа строится следующим образом:

- логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия;

- воспитатели дублируют занятия по заданию логопеда, развивая все компоненты речевой системы;

- родители выполняют домашние задания логопеда.

2. Работа логопеда.

а) Индивидуальные занятия с детьми в кабинете.

Они включают в себя:

- упражнения на развитие правильного дыхания;

- работу по воспроизведению слов как простого, так и сложного слогового состава;

- артикуляционную гимнастику для губ и языка, служащую для укрепления мышц речевого аппарата;

- постановку и автоматизацию необходимых звуков.

б) Подгрупповые занятия.

На этих занятиях дети знакомятся:

- со звуками (гласными и согласными);

- учатся различать звуки (по твердости - мягкости и глухости- звонкости);

- делить слова на слоги;

- определять количество слогов;

- определять место звука в слове;

- составлять звуковые схемы слов;

- выполнять пальчиковую гимнастику, поскольку тонкие движения наших пальцев напрямую связаны с формированием речи и, соответственно, правильного произношения.

Частью таких занятий является лексическая работа, в ходе которой происходит обогащение словарного запаса детей по определенной теме, изучаемой неделю или две в зависимости от сложности.

Актуальна и работа над развитием грамматического строя речи, подразумевающая развитие умений и навыков формирования правильных грамматических окончаний слов:

зеленый - зеленая- зеленое- зеленые;

согласование прилагательных с существительными:

сочный апельсин, ароматное яблоко, мягкая слива;

числительных с существительными:

один мяч, два мяча, пять мячей;

правильное употребление простых и сложных предлогов,

образование относительных и притяжательных прилагательных и т. п.

3. Работа воспитателей.

Ежедневное проведение вечерних занятий с детьми на закрепление знаний по:

- лексической теме;

- коррекции слоговой структуры слова,

- автоматизации проблемных звуков,

- формированию фонематического слуха и восприятия,

- развитию грамматических категорий,

- сенсорных и моторных навыков,

- обогащению и активизации словарного запаса,

- развитию высших психических функций, памяти.

4. Работа родителей.

Вместе с ребенком выполнять задания рекомендованные логопедом по логопедическому дневнику:

- проговаривание отраженно и самостоятельно слов какого-либо типа слоговой структуры слова;

- автоматизация проблемных звуков в слогах, словах, фразах, стихах;

- выполнение практических заданий на развитие внимания, мышления, памяти, сенсорных и моторных навыков;

- следить в быту за речью ребенка - мягко и ненавязчиво просить исправляться, если слово или звук в слове произнесен неверно.

Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность, сократить период коррекционного обучения. Ежегодно разрабатываю план работы с родителями на весь учебный год, который способствует решению возникающих проблем у детей в процессе обучения.

30. виды, структура логопедических занятий. Требования к построению разных видов логопедических занятий.

Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.

 

Под фронтальным и подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы выполняют одну и ту же работу.

Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.

 

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению.

Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка. При легких нарушениях фонетической системы (дислалии) индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю, при тяжелых (дизартрии) – 3 раза в неделю.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

а) упражнения по тренировке губ;

б) упражнение по тренировке нижней челюсти;

в) упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

5. Упражнения по формированию речевого голоса.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...