29. Организация коррекционно-логопедической и воспитательной работы в группах дошкольников с ОНР.
29. Организация коррекционно-логопедической и воспитательной работы в группах дошкольников с ОНР. 1. Коррекционная работа строится следующим образом: - логопед проводит индивидуальные и подгрупповые занятия; - воспитатели дублируют занятия по заданию логопеда, развивая все компоненты речевой системы; - родители выполняют домашние задания логопеда. 2. Работа логопеда. а) Индивидуальные занятия с детьми в кабинете. Они включают в себя: - упражнения на развитие правильного дыхания; - работу по воспроизведению слов как простого, так и сложного слогового состава; - артикуляционную гимнастику для губ и языка, служащую для укрепления мышц речевого аппарата; - постановку и автоматизацию необходимых звуков. б) Подгрупповые занятия. На этих занятиях дети знакомятся: - со звуками (гласными и согласными); - учатся различать звуки (по твердости - мягкости и глухости- звонкости); - делить слова на слоги; - определять количество слогов; - определять место звука в слове; - составлять звуковые схемы слов; - выполнять пальчиковую гимнастику, поскольку тонкие движения наших пальцев напрямую связаны с формированием речи и, соответственно, правильного произношения. Частью таких занятий является лексическая работа, в ходе которой происходит обогащение словарного запаса детей по определенной теме, изучаемой неделю или две в зависимости от сложности. Актуальна и работа над развитием грамматического строя речи, подразумевающая развитие умений и навыков формирования правильных грамматических окончаний слов: зеленый - зеленая- зеленое- зеленые; согласование прилагательных с существительными:
сочный апельсин, ароматное яблоко, мягкая слива; числительных с существительными: один мяч, два мяча, пять мячей; правильное употребление простых и сложных предлогов, образование относительных и притяжательных прилагательных и т. п. 3. Работа воспитателей. Ежедневное проведение вечерних занятий с детьми на закрепление знаний по: - лексической теме; - коррекции слоговой структуры слова, - автоматизации проблемных звуков, - формированию фонематического слуха и восприятия, - развитию грамматических категорий, - сенсорных и моторных навыков, - обогащению и активизации словарного запаса, - развитию высших психических функций, памяти. 4. Работа родителей. Вместе с ребенком выполнять задания рекомендованные логопедом по логопедическому дневнику: - проговаривание отраженно и самостоятельно слов какого-либо типа слоговой структуры слова; - автоматизация проблемных звуков в слогах, словах, фразах, стихах; - выполнение практических заданий на развитие внимания, мышления, памяти, сенсорных и моторных навыков; - следить в быту за речью ребенка - мягко и ненавязчиво просить исправляться, если слово или звук в слове произнесен неверно. Опыт работы показывает, что осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность, сократить период коррекционного обучения. Ежегодно разрабатываю план работы с родителями на весь учебный год, который способствует решению возникающих проблем у детей в процессе обучения. 30. виды, структура логопедических занятий. Требования к построению разных видов логопедических занятий. Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.
Под фронтальным и подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы выполняют одну и ту же работу. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.
Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка. При легких нарушениях фонетической системы (дислалии) индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю, при тяжелых (дизартрии) – 3 раза в неделю. Структура индивидуального логопедического занятия 1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения: а) упражнения по тренировке губ; б) упражнение по тренировке нижней челюсти; в) упражнения для тренировки языка. 2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов. 3. Упражнения по развитию речевого дыхания. 4. Упражнения по развитию мимической выразительности. 5. Упражнения по формированию речевого голоса. 6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи. 7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия. 8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка. 9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова. 10. Формирование лексико-грамматических представлений. 11. Обучение элементам грамоты. 12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления. 13. Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|