25. характеристика речи у дошкольников с 2 уровнем речевого развити.
25. характеристика речи у дошкольников с 2 уровнем речевого развити. В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы. 26. характеристика речи у дошкольников с 3 уровнем речевого развити. Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.
27. характеристика речи у дошкольников с 4 уровнем речевого развити. При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное. 28. задачи и основные направления работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Задачами подготовки к усвоению грамотой являются: – формирование потребности в умении выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; – уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса детей; – развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений); – уточнить понимание детьми используемых предлогов; – учить детей понимать смысл читаемого текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно; – заучивание наизусть речевого материала; – формирование умения у детей использовать в процессе общения, монологической и диалогической форм речи;
– развитие у детей вербальных и невербальных форм общения со взрослыми и сверстниками; – поощрять интерес детей к литературе, развивать их воображение и творческие способности; – развитие у детей умения регулировать свою деятельность и поведение с помощью речи; – развитие умений планировать свою деятельность в речевых высказываниях; – привитие культуры речи в повседневном общении и на занятиях [7, с. 65]. Учитывая вышеописанные особенности, процесс обучения подготовки к грамоте детей с ОНР должен включать: 1. Подготовка руки к письму (занятии по развитию мелкой моторики): – развития кинетической и кинестетической основы движения; – развитие согласованных движений обеих рук; – развитие динамики кисти руки и движений пальцев; – развитие зрительно - моторной координации. 2. Формирование фонематического восприятия и слуха: – узнавание и дифференциация звуков речи; – дифференциация одинаковых звуков по силе, высоте и тембру; – дифференциация слов, близких по звуковой структуре; – дифференциация слов; – дифференциация фонем сходных артикуляционных и акустических характеристик; – навыков звукового анализа и синтеза. 3. Коррекция звукопроизношения: – развитие речевого дыхания; – формирование артикуляционной базы (точность движения, плавность, темп, стабильность конечного результата, умения переключаться от одного движения к другому); – постановка, автоматизация звуков в разных позиционных условиях; – дифференциации поставленных и автоматизированных звуков; обработка звуков в спонтанной речи в различных видах деятельности [1, с. 45; 2, с. 98]. Следовательно, в процессе подготовке к грамоте детям дошкольного возраста с ОНР необходимо создавать условия для развития не только речевых умений и навыков, но и развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, так как это будет способствовать предотвращению трудностей, которые могут возникнуть на этапе обучения чтению и письму в школе. Это обязательный элемент обучения при подготовке детей к грамоте в комплексном взаимодействии всех специалистов в различных видах деятельности ребенка. При выполнении работ по подготовке дошкольников к обучению грамоте следует обратить внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держа ручку, координации движений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|