14. Требования к проведению логопедических занятий.
14. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. 15. 16. 1. Максимальная коммуникативная направленность занятий. 17. Логопед должен создать условия для того, чтобы дети говорили - упражнялись в общении (а не логопед). 18. 19. 2. Активизация мыслительной и речевой деятельности. 20. Подразумевается оречевление мыслительной деятельности (подумал - сказал). Иметь для развития речемыслительной деятельности соответствующий материал (таблицы, схемы, алгоритмы действий и т. д. ). 21. 22. 3. Одновременная (но не на равных) работа над всеми компонентами речи (в зависимости от вида занятия). 23. Имеется в виду, что делается акцент на главную задачу. Например, на развитие звуковой стороны речи на занятии по произношению, но ведутся и работа над развитием связной речи и словарная работа параллельно. И наоборот, на занятии по развитию лексико-грамматических компонентов речи внимание делается на их развитие, а на звуковую сторону обращается меньше. 24. 25. 4. На занятии должны быть представлены по возможности все виды речевой деятельности: 26. а) слушание; 27. б) говорение; 28. в) письмо; 29. г) чтение. 30. 31. 5. Формирование готовности к обучению (в плане развития познавательной деятельности). Развитие: 32. - внимания; 33. - памяти; 34. - переключения с одного вида деятельности на другой; 35. - формирование темпа деятельности; 36. - самоконтроля; 37. - взаимопроверки. 38. 39. 6. Достаточно высокий уровень коррекционного обучения. Имеется в виду: 40. - выбор речевого материала; 41. -выбор методов обучения (они должны давать мыслительную нагрузку ребёнку). Поднимать ребёнка до уровня обучения в массовых ДОУ, ОУ, не занижать требования, работать в " зоне ближайшего развития" ребёнка.
31. Анализ программы обучения дошкольников с ОНР в старшей группе детского сада (филичева, чиркина) Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие». В пособии освещается система коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основные проявления недоразвития речи детей дошкольного возраста и их психологические особенности; изложены приемы формирования звуковой стороны речи, лексики, грамматического строя, связной речи; отражена специфика коррекционно- воспитательного процесса. Методические положения иллюстрированы конспектами логопедических занятий. Пособие включает тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательных занятий по периодам обучения, а также рекомендации по использованию лексического материала. 32. взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в группах для детей с онр. Работа логопеда и работа воспитателя различны при исправлении и формировании звукопроизношения по организации; приемам, по продолжительности. Они требуют различных знаний, умений, навыков, но решают одну задачу: исправление нарушенного звукопроизношения у детей. На подготовительном этапе учитель -логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, а воспитатель по заданию учителя-логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя также имеет большое значение и ведется по следующим направлениям: расширение и активизация словарного запаса; формирование грамматически правильной речи; развитие связной речи; обучение рассказыванию.
Успех коррекционной работы логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя. Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя-логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учителем-логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически-правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т. п. ). Таким образом, для успешного решения всех коррекционных задач, необходимо осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей групп. Эта взаимосвязь более эффективна, если она правильно спланирована, непрерывна и долгосрочна. 33. комплектование групп для дошкольников с ОНР в специальных (логопедический) детских садах. Отбор детей с общим недоразвитием речи, с дизартрией, ринолалией в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских садах и комплектование групп в них производится на заседаниях медико-психолого-педагогических комиссий. Отбор и комплектование детей с нарушениями речи осуществляются на основе соблюдения следующих принципов: I. Отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими аномалиями (в дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они имеют нормальный слух и первично сохранный интеллект). В детские сады, ясли-сады и отдельные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в одну группу зачисляются дети одинакового возраста. Например, в младшую группу — от 2 до 3 лет, во вторую младшую — от 3 до 4 лет, в среднюю — от 3~до 5 лет, в старшую — от 5 до 6 лет и в подготовительную к школе группу — от 6 до 7 лет. В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи принимаются дети. с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся — дети, страдающие заиканием.
Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается также (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обучения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т. д., скомплектованных также по уровню речевого развития. Во время отбора детей и комплектования их в группы перед членами МППК стоят следующие задачи: 1. Определить, подлежит ли ребенок приему в дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи. 1. В какую группу следует зачислить ребенка. 1. На какой срок обучения. Дети с общим недоразвитием речи, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией зачисляются на 2—3 года (в зависимости от возраста и уровня речевого развития): — дети с фонетико-фонемотическим недоразвитием речи зачисляются на один год обучения; § дети с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются на полгода; § заикающиеся дети — на_один год. По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжении обучения, повторно обследуются членами медико-психолого-педагогических комиссий. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|