№ 41. Байка «Побег со своего дня рождения»
№ 41. Байка «Побег со своего дня рождения»
Мише через месяц исполнялось 15 лет. Он давно мечтал красиво отпраздновать день рождения. Изводил родителей просьбой позвать к себе домой около десяти одноклассников и оставить их без присмотра взрослых. Мама возражала, но папа ее успокоил: – Ничего страшного. Мы уйдем в кино, а ребята пусть отдыхают. Это же молодежь. Так и сделали. На день рождения к Мише пришли больше десяти сверстников. Все они были в хорошем настроении и желали весело провести время. Вначале все было замечательно: они сидели за столом, смеялись, поздравляли именинника. Быстро поев, подростки стали искать развлечений. Вскоре такое началось! Мальчишки принесли с собой алкоголь. Выпили и стали развлекаться. Брали полиэтиленовые пакеты, наполняли их водой и бросали в прохожих с балкона. Некоторые ребята выбегали покурить на лестничную площадку, где вступили в конфликт с соседями из‑ за дыма сигарет, проникавшего в квартиры. К тому же они кидали на пол окурки и плевались. Одной девочке от выпитого стало плохо, и ее постоянно тошнило в туалете и на кухне. Другие девочки пытались ей помочь, но раковина засорилась, и вода хлынула на пол. Миша начал паниковать. Он не мог контролировать ситуацию и боялся возникших проблем. Именинник тайком сбежал, позвонил родителям и попросил их быстрее вернуться домой. Папа с мамой были вынуждены отправить по домам всех одноклассников. Многие из них даже обрадовались: праздник оказался немного экстремальным. Мораль. Подростки не сразу учатся культурно и интересно отдыхать. Комментарии. Каждый из нас в детстве мечтал проводить время с друзьями без присмотра родителей. Вспомните, чем иногда все заканчивалось? Случались даже опасные ситуации. Это нормально. Так приобретается социальный опыт. Воспитанные дети, понаблюдав за поведением сверстников, могут прийти к выводу, что сами так поступать не будут. Таким образом, происходит научение. Спасибо родителям, что устроили подростку свободный отдых и предоставили свободный выбор.
Диапазон применения байки: консультации психолога для подростков.
№ 42. Байка «Подростки с рискованным поведением»
Химия – очень занятный урок: Взрывом из колбы пробит потолок, Завуча школы не стало в момент… Это Антона эксперимент!
(Детский стишок‑ страшилка ) Мораль. Среди детей всегда найдутся те, кто не умеет думать о последствиях совершенного поступка. Комментарий. Вам, наверное, известны нашумевшие истории о школьниках, которые не хотели выполнять контрольную работу и звонили в приемную директора с ложными сообщениями о заложенной в коридоре бомбе. В одной школе с углубленным изучением английского языка подросток так сделал дважды, пока его не вычислила федеральная служба. Родители мальчика были оштрафованы на 100 тысяч рублей. Откуда берутся дети, склонные к рискованному поведению? Предупреждаю, что ответ на этот вопрос может не понравиться родителям. Причиной является внутренняя установка ребенка на вседозволенность и неуважение к другим людям, включая самых родных и близких. Таким детям явно во многом потакали. Возможен и другой сценарий развития семейных событий: детей просто мало воспитывали, демонстрируя определенное пренебрежение к выполнению общих для всех людей социальных норм и правил. В рискованных поступках много эгоцентризма. Ребенок делает то, что ему хочется. Он сосредоточен на собственных запросах и планах. Окружающие люди в его понимании вторичны или вообще не учитываются в контексте рискованного поведения. Зачинщик неприятностей сосредоточен на получении лично значимого результата.
В школе во время экспериментов на уроках с такими подростками придется находиться постоянно рядом и вместе с ними выполнять все действия. Жесткий контроль и строгая система наказаний – почти единственная возможность осуществить их перевоспитание. К сожалению, время для этого почти упущено. Только совместные усилия семьи, школы и других учреждений способны изменить установки на рискованное поведение и сформировать способность осознания последствий своих поступков. Диапазон применения байки: консультации психолога с подростками и их родителями, тематические семинары для учителей и воспитателей групп продленного дня, психологические тренинги для родителей, арт‑ терапия для членов семьи, воспитывающих подростков с рискованным поведением.
№ 43. Байка «Помогающий мальчик»
Сергей оканчивал 9‑ й класс. Он отличался от многих сверстников редкой особенностью – желанием всем помогать. Подростка воспитывала одна мать. Она часто приговаривала: «Главное, сынок, чтобы у людей о тебе оставалась хорошая память». Сергей решил после окончания 9‑ го класса поступать в медицинский колледж. Вот он и старался напоследок всем сделать что‑ нибудь приятное. Своей заботливостью ученик вызывал явный протест у некоторых одноклассников. Они вели себя совсем иначе. Какая помощь другим людям?! О себе нужно думать и заниматься только тем, что интересно. О. Григорьева в стихотворении «Кому что? » написала об этом так:
Весь день Петров На верстаке Строгал брусок Рубанком. А Кадыков Невдалеке Пинал ногой Жестянку. Петров пилил, Сверлил, Строгал, Долбил, Дробил, Соединял И мастерил Скворечник Из струганных Дощечек. А Кадыков Стучал, Бренчал, Пылил, Долбил, Пинал Жестянки, Банки, Крынки И разорвал Ботинки.
Мораль. Помогая другим людям, ребенок учится создавать собственную занятость, ставить и решать задачи, обретать поддержку других людей. Комментарий. Оказывать помощь людям по собственному желанию способны не все подростки. В этом помогает «нравственный индикатор». Он спасает человека от черствости, зазнайства, потребительства.
Как это ни прискорбно, но сейчас молодые люди чаще ищут тех, кто бы им помогал. Речь идет о внутренней установке: «С кого бы что‑ то получить». К сожалению, эгоцентризм сопутствует воспитанию в духе индивидуализма. «Быть собой» воспринимается как синоним выражения «жить для себя любимого». Произошла подмена нравственных понятий. Я считаю, как ты относишься к людям, так и они будут поступать в отношении тебя. Есть такое психологическое понятие, как «эффект бумеранга». Попробуйте поучаствовать в подобной ситуации. Вы будете удивлены, насколько четко это взаимосвязано. Выбор за каждым из нас: создавать или разрушать. Диапазон применения байки: консультации психолога для подростков и родителей, тренинги для подростков, выступления психолога на классных часах в школе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|