Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 48. Байка «Ребенок потерялся во времени»




№ 48. Байка «Ребенок потерялся во времени»

 

При посещении своих знакомых я разговорилась с сыном одного из них, которому уже исполнилось шесть лет. Для поддержания разговора мне пришло в голову задать элементарный вопрос: когда у него день рождения? Мальчик смело ответил:

– У меня день рождения на даче.

Я немного растерялась.

– На даче? То есть летом?

– Ну да.

– А в каком месяце?

С небольшим волнением я ожидала ответа.

– Летом.

Ребенок явно не мог назвать месяца, в котором у него день рождения. Тогда пришлось задавать наводящие вопросы.

– В самом начале лета? В июне?

– Да, – прозвучал неуверенный ответ.

– А может, в середине лета? В июле?

– Да.

– Может, в августе? Когда ты уже собираешься возвращаться с дачи домой, в город?

– Да.

Я повернулась к матери и спросила, когда у ее ребенка день рождения. Она ответила:

– 10 августа.

Мораль. Знания и представления об окружающем мире являются важнейшей предпосылкой развития мышления и основой успешного обучения многим школьным предметам.

Комментарий. Удивляться не нужно. Не только в шесть лет, но и во 2–3‑ м классах у учащихся в 40 % случаев обнаруживается незнание времен года[3]. Среди школьников распространены ошибочные обозначения даже бытового времени: утро, вечер, завтра, скоро, потом, недавно, на днях. Такие проблемы ориентировки приводят к возникновению трудностей в усвоении грамматики языка.

Стимулировать развитие у ребенка представлений о времени могут в первую очередь сами родители. Как это делать? Покажу это на примере некоторых рекомендаций, которые разработаны для достижения целого ряда важных задач:

• приучать детей к чтению;

• развивать «чувство языка»;

• пополнять словарный запас;

• учить рассуждать, оперируя полученной информацией;

• формировать представления об окружающем мире;

• развивать образное мышление.

Есть и много других задач. Потребуются определенные усилия, чтобы у детей возникало меньше проблем в обучении русскому языку (как чтению, так и письму).

Диапазон применения байки: коррекционно‑ развивающая помощь учащимся начальных классов.

 

№ 49. Байка «Ребенок спасет семью от развода»

 

В этот день Анечка была особенно капризной, и мама ни на секунду не могла оставить ее одну. Максим, как обычно, поздно вернулся с работы, поужинал и улегся на диване перед телевизором. Он даже не поинтересовался, как прошел день, как чувствует себя дочка. Муж был уверен: с него достаточно того, что он полностью обеспечивает семью, а в остальное можно не вмешиваться.

Молодые люди поженились, когда девушка забеременела. Максим к тому времени уже окончил университет и имел неплохую работу. Он уверял, что у него в семье будет достаток во всем, и даже нашел дополнительный заработок. Хотя молодая мама и не работала, но бывало так, что после дня, проведенного с дочерью, она просто валилась с ног.

– Пожалуйста, поиграй немного с Анечкой, а я позанимаюсь за компьютером, – просила жена. Муж только взглянул на нее и ничего не сказал. – Максим, кажется, я тебя о чем‑ то попросила.

Женщине было трудно скрыть раздражение. Она подумала: «Ну вот, началось».

Уже несколько месяцев отношения между супругами и просьбы к мужу посидеть с дочкой заканчивались ссорами. Женщина чувствовала, что отношения разваливаются. Они с мужем чересчур отдалились друг от друга.

Все лето мама с Анечкой провели у ее родителей. Иногда жена приезжала с дачи домой, но постоянно все заканчивалось ссорами и скандалами. Нервы не выдерживали.

– Тебе чего‑ то не хватает?! – кричал Максим так громко, что малышка пугалась и плакала.

– Но я же не собираюсь всю жизнь быть домохозяйкой! – возмущалась жена.

– Тебе карьеры захотелось? – спросил муж с иронией в голосе. – Для чего ты еще годишься, кроме кастрюль? Хотя знаешь, с ведением хозяйства у тебя тоже ничего не получается. Оглянись, какой здесь бардак.

Женщина не могла поверить, что с ней разговаривает тот самый человек, в которого она без памяти влюбилась всего два года назад. Что с ним стало?

– Опять убегаешь к мамочке? – крикнул Максим, когда увидел, что супруга достает большую сумку.

– Я не хочу, чтобы моя дочь слышала эти крики! – ответила она.

– Это и моя дочь, и я не позволю тебе ее увезти! – крикнул муж.

Вот тогда‑ то и началось. Она проигнорировала его фразу и продолжила сборы. Он подошел и внезапно надавал ей пощечин.

Вечером перед сном супруга сказала:

– Максим, послушай. Нам нужно сходить на семейную консультацию.

Жена боялась реакции мужа, но он промолчал. На следующий день за ужином неожиданно он сказал:

– Я согласен, если консультация для тебя важна. Я не хочу, чтобы ты потом говорила, что это только моя вина.

В кабинете супругов встретила немолодая приветливая женщина. Первые сеансы были ужасными. Жена не могла удержаться от слез. Было стыдно, что при чужом человеке приходится выяснять отношения. Через какое‑ то время супруги начали разговаривать, не перебивая друг друга. В процессе обсуждений был сделан вывод: дочь – это единственная причина, по которой делаются попытки сохранить брак.

С тех пор прошло много времени. Супруги давно находятся в разводе. Никто из них об этом не пожалел, кроме ребенка…

Мораль. После развода родителей наиболее пострадавшей стороной являются дети, так как им причиняют психическую травму.

Комментарий. Ребенок всегда переживает из‑ за развода родителей. Дети воспринимают его весьма субъективно, демонстрируя самые разнообразные реакции:

• становятся агрессивными и неуправляемыми;

• погружаются в безразличие;

• начинают плохо учиться в школе;

• ограничиваются в социальных контактах, дистанцируясь даже от друзей.

 

Дети могут с нетерпением ожидать возвращения отца на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Одни из них печалятся, но систематически не болеют. Другие дети уже на второй день после развода выглядят так, словно их подменили. Это зависит от того, как ребенок понимает развод: уходит папа навсегда или он вскоре вернется обратно[4].

Ребенку часто сообщают о том, что «папа разводится и уезжает навсегда», «родители не будут больше жить вместе» и т. п. Это обстоятельство превращает развод в утрату, и такое переживание потери одного из родителей становится очень тяжелым.

В случаях с маленькими детьми, которые еще не способны сами все понять или получили от родителей неясные, косвенные объяснения внезапного отсутствия отца, невозможно установить непосредственную связь психологического момента развода с внешним событием – информацией о разводе. Осознание наступит позже и будет выглядеть как детское горе и протест в контексте причиненной психической травмы.

Есть важная рекомендация для родителей: сделать все возможное, чтобы ребенок меньше всего пострадал при нарушении отношений между супругами и в период развода.

Диапазон применения байки: индивидуальная психолого‑ педагогическая помощь детям, родители которых разводятся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...