№ 57. Байка «Созерцатель воды»
№ 57. Байка «Созерцатель воды»
Вода с ранних лет оказывала на Сережу магическое воздействие. Мама включала кран, набирала воду для купания в ванную, а он тут как тут: стоит, смотрит на струю. Эта привычка немного раздражала. Приходилось выгонять Сережу, так как он мешал осуществлять приготовления к гигиеническим процедурам. Однако сын не сдавался. Как‑ то раз он улучил момент, прошмыгнул в ванную и закрыл за собой на защелку дверь. Теперь никто не помешает. Мама спохватилась не сразу. Дернула дверь: закрыто. Начала стучать, кричать. Ничего не помогает. Разве может сын не слышать, как она колотит в дверь? Наверное, что‑ то случилось. В квартиру позвонили. «Вот не вовремя», – подумала мама, но пошла узнать, кто пришел. На пороге стояла соседка. – Ой, как ты кстати. Помоги! – взволнованно тараторила женщина. Соседка тоже была молодой мамой. Они обе навалились на дверь и сломали защелку. Перед ними возникла удивительная картина. Сережа стоял на табуретке и с безмятежным видом созерцал воду. Казалось, что он ничего больше не слышит и не видит. Мораль. Дети бывают настолько увлечены чем‑ либо, что ничего не замечают вокруг. В это время они становятся особенно уязвимыми и могут попасть в беду. Комментарий. Многие из нас любят созерцать воду в ее различных проявлениях. Эта стихия обладает особым психологическим воздействием, уравновешивая состояние центральной нервной системы. Почему же на воду так пристально и отрешенно смотрит Сережа? Наберусь смелости и выскажу одно предположение. В семье мальчика периодически могут происходить конфликты между родителями. Вот маленький человек сам себе и помогает. Времяпрепровождение в ванной можно назвать водной терапией. Шум воды вытесняет звук голосов ссорящихся взрослых или маминых причитаний на кухне.
Возможно, я ошибаюсь. Буду этому только рада. Диапазон применения байки: психологические консультации для родителей, системная семейная терапия.
№ 58. Байка «Спортсмен‑ терминатор»
В любой добропорядочной школе ежедневно происходят стычки и драки между учениками. Одни подростки умеют драться, а другие оказываются побитыми. Ко второй группе мальчишек относился Денис. На днях он пришел домой в синяках и с разорванным рюкзаком. Родители пытались помочь ребенку, но он молчал. Папа подумал и предложил: «Давай отдадим тебя в спортивную секцию. На борьбу. Там научат нормально драться». Дениска с радостью согласился. Спортивные успехи ученика удивили родителей. Он часами пропадал в спортзале, изучая приемы борьбы. Наступило время первых соревнований между участниками группы. Лучшим оказался Денис. Он был очень доволен собой. Только на лице у тренера застыло разочарование. В раздевалке было шумно. Юные спортсмены обсуждали результаты состязаний. К ребятам зашел тренер и отозвал Дениса в сторону. – Знаешь, победитель, – сказал он, – ты больше не приходи заниматься. Ты вел себя агрессивно. Со злостью расправлялся со сверстниками. Спорт – это не проявление злобы, а развитие души. По теме обсуждаемой нами ситуации дети сочинили страшилку:
Маленький мальчик купил кимоно. Стать самураем мечтал он давно. Саблю свою наточил поострей – Люди, бегите от злобных детей!
Мораль. Занятия спортом – это развитие личности ребенка, его самосознания. Комментарий. В этой байке представлены различные стороны занятия спортом: положительные и отрицательные. Похвально желание постичь восточные единоборства, чтобы научиться себя защищать, давать обидчикам сдачи. В своем увлеченном освоении приемов рукопашного боя ребенок не сумел осознать важное правило: в этом виде спорта учат защищаться, а не нападать. Ловкость и умение не должны быть направлены на причинение физического вреда под влиянием аффективных реакций и сильной агрессии. Настоящий боец умеет регулировать свои эмоциональные проявления. Конечно, в этом случае отрицательную воспитательную роль сыграл отец мальчика. Он отправил сына «научиться нормально драться». Вот Дениска, не осознавая, и выполняет наказ отца.
Прав оказался тренер: спорт – это преодоление себя и саморазвитие. В состязаниях со сверстниками нельзя быть спортсменом‑ терминатором. Диапазон применения байки: психологические консультации в рамках спортивной психологии и семейного воспитания.
№ 59. Байка «Стремительная девочка»
Ольга одна воспитывала дочь. Помогала только бабушка, которая готовила и убирала дома. Дочка у нее была с некоторыми особенностями. О таких говорят, что они гиперактивные. Повышенная активность проявлялась во всем. Начинаешь разговаривать с дочкой, а она уже на подоконнике стоит и смотрит в форточку. «Когда она успела взлететь на окно? Хорошо, что у нас первый этаж», – подумала мама. Постираешь дочке колготы, рубашки, а через пару дней все грязное и мятое. Ребенок даже не может попить сока без последствий. Обязательно обольется. Что уж говорить про мороженое. Больше всего Ольгу угнетала привычка дочери все вытаскивать из шкафов и полок, ронять со стола, перемещать все вещи в разные комнаты и на кухню. За ней приходилось часами убирать, все раскладывать по своим местам. Однако горы игрушек, книг и одежды вырастали стремительно и неумолимо. Никакие просьбы не давали ощутимых результатов. В быту и школе дочь не отличалась старательностью, усидчивостью и аккуратностью. Часто капризничала. Начинала кричать и обзывать маму. Она говорила, что ее папа лучше и зря его выгнали из дома. Только злая мама может так поступить. Ольга удивлялась: «Почему у дочери возникают такие фантазии? Она мужа не выгоняла. Он сам ей изменил и ушел к молодой женщине». Однако переспорить разбушевавшегося ребенка было невозможно. Силы у Ольги таяли на глазах.
Вот и получалась семейная закономерность: чем активнее и стремительнее дочь, тем пассивнее уставшая мать. Мораль. Гиперактивным детям требуются особые условия для воспитания и сверхтерпение родителей. Комментарий. Родители слышат от специалистов, что существует синдром гиперактивности. Он характеризуется двигательной расторможенностью, неупорядоченной активностью. Такие ученики (по статистике, в основном мальчики) вертятся на уроках, смотрят в тетради соседей по парте, поворачиваются к учителю спиной. Помните известное выражение по этому поводу: «Петрова! Мне надоело видеть твою спину! » Они могут начать разговоры со сверстниками, находящимися в другом конце класса. При выполнении нового задания суетятся и с грохотом роняют учебники или школьные принадлежности. На начальном этапе обучения я наблюдала, как такие дети могут вскочить во время урока и без разрешения помчаться в коридор, к столу учителя. Они выкрикивают ответы с места, не обдумывая их. Громким голосом пытаются подсказать то, чего не знают сами. На уроках физкультуры во время построения снуют по спортивному залу. После звонка на урок продолжают бегать и что‑ то выкрикивать в коридорах школы. Справляться с этой проблемой очень сложно. Потребуется коррекция на протяжении многих лет. Проявления гипердинамического синдрома начнут нивелироваться к подростковому возрасту. Родителям придется набраться терпения и показывать на собственном примере, как правильно себя вести. Одновременно с этим приходится решать задачи формирования культуры поведения, которая представляет собой внутреннюю, устойчивую основу личности, проявляющуюся в уважительном отношении к окружающим, чувстве собственного достоинства. Она закладывается постоянными упражнениями в общении и включает опыт нравственного воспитания, в частности, на положительных образцах и примерах из жизни родителей и близких людей. Основные правила по воспитанию культуры повседневного общения следующие. • Вставай утром всегда в одно и то же время.
• Не хочешь сразу вставать – лежи спокойно и не капризничай, никого не обзывай. • Не бегай с бутербродом, кусками съестного – поешь за столом. • Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней, не перешагивай через две ступеньки сразу. • Аккуратно вешай и складывай свою одежду. Если она запачкалась, то скажи об этом маме. Не нужно удивлять ее видом грязной кофточки или юбки утром перед работой. С вечера все должно быть чистым и подготовлено к школе. • Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате. • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор. • На улице, в транспорте, школе и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Не кричи в школьных коридорах, особенно после звонка на урок. • При общении со старшими старайся слушать их внимательно, даже если смысл не всех слов тебе понятен. При этом лучше стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику, а не крутиться и вертеться. • Умей выслушать и своего ровесника, не перебивай, не кричи, не хлопай его по плечу. Такие панибратские манеры далеко не всем нравятся. • Никого не обижай – ни словом, ни поступками. Если есть возможность, то помоги. • С уважением относись к труду взрослых, особенно если они стараются что‑ то сделать хорошо и красиво. Ничего не разбрасывай. Если ты что‑ то взял, то убери за собой на место. У тебя прислуги нет. • Уважай отдых взрослых. Как ни странно, они устают. Не мешай им посидеть несколько минут с закрытыми глазами, вытянутыми ногами, не кричи при этом, не требуй тут же внимания, не капризничай и не злись. Взрослые действительно отдыхают, а не бездельничают. • Умей признаться, что был не прав. • Не считай чем‑ то унизительным уступить другому в споре, совместной работе. Всегда можно договориться в корректной форме. • Живи и поступай так, чтобы окружающим людям с тобой быть хорошо, легко и радостно. • Верь, что у тебя все получится!
Диапазон применения байки: психологическое сопровождение гиперактивных учеников, психологическая коррекция, консультации психолога для родителей и учителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|