Расчет производственных площадей
Площади производственных помещений определяют одним из следующих методов: – аналитически (приближенно) по удельной площади, приходящейся на один автомобиль, единицу оборудования или одного рабочего; – графически (более точно) по планировочной схеме, на которой в принятом масштабе вычерчиваются посты (поточные линии) и выбранное технологическое оборудование с учетом категории подвижного состава, с соблюдением всех нормативных расстояний между автомобилями, оборудованием и элементами зданий; – графо-аналитически (комбинированный метод) путем планировочных решений и аналитических вычислений. Ориентировочно площадь любой зоны ТО, участка диагностирования (без потока) или ТР определяется, м2: (4.15) где fa – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Fоб – суммарная площадь оборудования в плане, расположенного вне площади, занятой автомобилями (см. форму 15), м2; П – расчетное число постов в соответствующей зоне; Кпл – коэффициент плотности расстановки постов и оборудования, зависящий от назначения производственного помещения. По ОНТП коэффициент Кпл имеет следующие значения в зависимости от назначения зон, участков и помещений: Зона обслуживания и ремонта................................................................ 4,0-5,0 Участки, помещения: слесарно-механический, медницко-радиаторный, агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования
сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, При наличии настольного, переносного оборудования и приборов, а также настенного подвесного оборудования в суммарную площадь должны входить площади столов, верстаков и стеллажей, на которых устанавливается оборудование и приборы, а не площади самого оборудования. Если оборудование занимает меньшую площадь в плане, чем площадь устанавливаемого на него автомобиля, то в суммарную площадь оно не включается. Примером могут служить подъемники с габаритными размерами подъемной платформы меньшими, чем габаритные размеры автомобиля (табл. 4.5). Таблица 4.5 – Нормы размещения и нормы площади постов ТО и ТР
Примечания. 1. Для автомобилей и автобусов с размерами длины и ширины, отличающимися от размеров, приведенных в таблице, категория определяется по наибольшему размеру. 2. Категория автопоезда определяется по габаритным размерам автомобилей-тягачей. 3. Сочлененные автобусы относятся к III категории. При поточном производстве площадь зоны ТО, участка диагностирования где LЗ – длина зоны (участка), м; BЗ – ширина зоны (участка), м; где Lл – рабочая длина линии, м; а – расстояние от автомобиля до наружных ворот (см. табл. 4.6), а = 1,5...2 м. где La – габаритная длина автомобиля, м; П – число постов в соответствующей зоне (участке); а – расстояние между автомобилями, находящимися на потоке, а = 1,2...2 м. Таблица 4.6 – Нормы между ПС и элементами
На рис. 4.7 показана схема планировки поточной линии для определения длины зоны обслуживания. Рис. 4.7. Схема планировки поточной линии обслуживания: Lз..д – расчетная длина зоны обслуживания, м; Lл.д – расчетная длина линии пуживания, м; La – габаритная длина автомобиля, м; а – расстояние между автомобилями на постах поточной линии, м; а1 – расстояние от автомобиля до въездных и выездных ворот, м
При поточном производстве работ по диагностированию следует учитывать то обстоятельство, что диагностические стенды при контроле технического состояния тормозов автомобиля, прицепа, как правило, позволяют последовательно проверять тормозные механизмы колес сначала передней, затем задней осей автомобиля и такой же последовательности – прицепа. Длину зоны поточной линии диагностирования (рис. 4.8) можно определить графо-аналитическим методом, используя выражение где Lз.д – длина зоны диагностирования данного вида, м; L¢а – длина, занимаемая автомобилем в плане при двух его положениях (для автомобиля с двухосным прицепом при четырех положениях), м; Пд – число остальных рабочих постов на линии диагностирования данного вида.
Рис. 4.8. Схема планировки поточной линии диагностирования: Lз.д – расчетная длина зоны диагностирования, м; Lл.д – расчетная длина линии [диагностирования, м; Lа – длина автомобиля в плане L при двух его положениях на тормозном стенде, м; a, a1, Lа – см подпись к рис. 4.7 При применении тамбуров со стороны въезда на поточную линию и съезда с нее, отделенных от рабочих постов перегородками любого тина, чтобы не загрязнять рабочее помещение зоны отработавшими газами и исключить сквозняки, фактическая длина поточной линии тогда длина зоны На рис. 4.9 показана схема планировки такой поточной линии. В первом тамбуре (пост «подпора») подвижной состав отогревают в зимнее время, предварительно контролируют его техническое состояние (мастер или бригадир зоны) с целью уточнения предстоящего объема работ по данному виду ТО. Кроме того, наличие поста «подпора» обеспечивает ритмичность работы в целом. Во втором тамбуре (выездном) механик ОТК контролирует качество выполнения работ. Рис. 4.9. Схема планировки поточной линии с тамбурами: L3 – длина зоны, м; Lл – рабочая длина линии, м; Lл.ф – расчетная фактическая длина линии с тамбурами, м; а1, а, – см. подпись к рис. 3.7; 1 – 1-й тамбур; 2, 3, 4 – рабочие посты; 5 – 2-й тамбур
При проектировании поточных линий размеры помещения зоны по длине и ширине должны быть кратные стандартному размеру пролетов, равному 6 м, допускается размер пролета по ширине здания, равный 9 м. На рис. 4.10 показана схема планировки поточной линии для определения ширины зоны. Ширина зоны: вариант а) вариант б) где Bа – габаритная ширина автомобиля, м; Bоб1, Bоб2 – соответственно наибольшая габаритная ширина оборудования, устанавливаемого с одной и другой стороны линии, м; а2, а4 – см. табл. 3.6; а3 = 0,2-0,3 м.
Рис. 4.10. Схема планировки поточной линии для определения ширины зоны при расположении оборудования по обе стороны поточной линии (а) и с одной стороны (б): В3 – расчетная ширина зоны, м; Воб1, Воб2 – наибольшая ширина в плане стационарного оборудования, расположенного по обе стороны поточной линии обслуживания, м; Ва – габаритная ширина автомобиля, м; а2 и а4– расстояния от боковых поверхностей автомобиля до оборудования и до стены, м; а3 – расстояние от оборудования до стены, м
Например, расчетом получено, что Вз = 7,5, a L3 = 39,7 м. В этом случае ширину помещения зоны можно принять с пролетом 9 м, а длину здания – 42 м, т. е. кратной 6 м (сетка колонн 9x6 м). Площадь участка (отделения) Настольное и настенное (подвесное) оборудование в суммарную площадь оборудования участка не входит. При заезде автомобиля или автопоезда на участок (сварочный, малярный, кузовной, шиномонтажный) площадь, занимаемая подвижным составом, должна суммироваться с площадью оборудования: Для приближенного расчета площади участка (группы участков) где fp 1, fp 2 – соответственно удельные площади, приходящиеся на 1-го и последующего рабочих участка, м2 (табл. 4.7); Таблица 4.7 – Удельные площади, приходящиеся
РТ – технологическое число рабочих, одновременно работающих на данном участке в большей смене.
Отступление от расчетной площади при проектировании или реконструкции любого производственного помещения допускается в пределах +20% для помещений с площадью до 100 м2 и ±10 % для помещений с площадью свыше 100 м2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|