Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предсказуемые кризисы зрелого возраста




Кое в чем мы похожи на некоторых ракообразных. Омар растет и развивается, сбрасывая целый ряд защитных панцирей. Он освобождается от наружного панциря, как только тот начинает ему мешать, и становится ранимым и чувствительным до тех пор, пока не нарастет новый панцирь.

Каждый переход на следующую ступень развития заставля­ет человека разрушать существующую защитную структуру. Он становится ранимым и чувствительным как эмбрион, но при­обретает и его способность постепенно приспосабливаться к окружающим условиям. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжитель­ный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия.

Все, что происходит с нами: окончание учебного заведе­ния, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы, — все влияет на нас. Эти знаменательные события яв­ляются вехами в нашей жизни. Однако ступень развития опре­деляется изменениями личности в эти переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий.

Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценнос­тей: работа, положение в обществе, семья и социальные роли.

Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас. Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие [30] черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?

Внутренний аспект проявляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития. Такие кардинальные перемены происходят в жизни повсеместно. Однако люди все равно от­казываются признать, что у них есть система внутренней жиз­ни. Спросите человека, который испытывает спад, в чем его причина. Большинство объяснит это знаменательным событи­ем: «Я почувствовал спад после нашего переезда, после смены профессии, после того как жена вернулась работать в школу и превратилась в заезженного муниципального работника в уни­форме», — и так далее. Вероятно, менее десяти процентов людей осознают, что их состояние не вызвано внешней причи­ной, и могут сказать: «Во мне происходит какое-то измене­ние, и, хотя это болезненно, я чувствую, что должен через это пройти».

В переходные моменты наш образ жизни подвергается вне­запным изменениям в четырех измерениях. Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности. Третье измере­ние: наше восприятие времени — достаточно ли у нас време­ни, или мы начинаем чувствовать его нехватку? Четвертое из­мерение: ощущение физического спада. Все эти ощущения задают основной тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.

Анализ жизни взрослого человека достаточно сложен. Как и в детстве, каждый шаг не только ставит перед нами новые задачи развития, но и требует отказа от тех способов решения, которыми мы пользовались до сих пор. Каждый переход на новую ступень заставляет отказываться от какой-то магии, от какой-то иллюзии безопасности и удобного привычного чувст­ва «эго» во имя развития нашей неординарности.

Я хочу сказать, что мы должны изменить что-то в жизни, если хотим расти. На первый взгляд, стул и сидящий на нем человек — понятия несовместимые. Но иногда нужно поме­нять «стул», чтобы изменить что-то в жизни. Решение, которое было правильным на одной ступени развития, может оказаться неверным на другой. Переходя с одной ступени на другую, мы оказываемся «между двумя стульями». [31]

Слишком резкие изменения? Да. Но это развитие. Знако­мясь с различными жизненными историями, я пришла к убеж­дению, что во время перехода разрушающие или конструктив­ные изменения не только предсказуемы, но и желаемы. Они означают развитие.

Конечно, это не единственная возможность. Если работа над жизнью кажется взрослому человеку слишком жесткой, он всегда может создать «временный дом», окружить себя всеми жизненными ценностями, куда входят работа, школа для детей, общественная деятельность и все остальное. Затем, когда вну­три начнутся изменения, свидетельствующие о приближении новой ступени развития, человек понимает невозможность из­менений в этот момент.

Нехватка денег заставляет молодого человека внезапно оста­вить школу и идти работать, брак не заключается в желаемое время, ребенок рождается или слишком рано, или слишком позд­но, замедляются профессиональный рост и карьера человека — все это мы можем назвать несвоевременными событиями.

Они нарушают последовательность и сбивают ритм ожида­емого жизненного цикла. Люди, жизнь которых из-за этих не­своевременных событий сложилась не так, как хотелось, пыта­ются объяснить неудачу неожиданностью произошедшего. Мы можем услышать: «я набитый осел», или «она появилась слиш­ком рано», или «он оказался прожженным парнем», или «она белая ворона». Любое нарушение привычного ритма жизни может вызывать грызущее чувство, что что-то не в порядке. По наблюдениям социолога Б. Нойгартен, в этих случаях мы обыч­но говорим о сексуальной роли личности, но очень редко при­нимаем во внимание значение возраста человека.

Вундеркинд, любой ценой добивающийся успеха и не тра­тивший время на формирование эмоциональных привязаннос­тей, может в свои стремительно проносящиеся под гром апло­дисментов годы не обращать внимания на чувство пустоты, которое его охватывает по достижении цели. Общество под­стегивает его или ее, как, например, Дороти Паркер, Мерилин Монро и большинство других кинозвезд. Растратив всю свою энергию и достигнув среднего возраста, эти люди бывают шо­кированы тем, что все осталось позади. С другой стороны, те, кто глубоко прониклись целью и с трудом добиваются ее, на­чинают процветать в середине жизни, когда выплескивают на­ружу подавленные эмоции. Это дает им вторую жизнь. [32]

Другие события, которые индивидуум не в силах предотвратить, — это война, депрессия, смерть близкого человека или реальная угроза собственной жизни, которую, например, я испытала в Северной Ирландии. Я называю это несчастным случаем в жизни.

Удар судьбы сильнее, если он совпадает с переходом в оче­редной жизненный цикл. Это заставляет нас активнее решать вопросы, связанные с переходом. Например, некоторые муж­чины, которые только частично освободились от родительской опеки, в период Великой депрессии 1930 года, выбившей у них почву из-под ног, оказались в бедственном положении — они боялись потерять работу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...