Модуль "Общение"
Общий замысел этого модуля—раскрепостить всю тему общения. Получить изобилие способов общения, тех, с кем можно общаться, тем, на которые можно общаться. И не иметь отрицательных реакций на общение. 1. Говори о чем угодно Побудите клиента говорить о чем угодно, и тем самым доведите до него идею, что он может это свободно делать. Пусть он обнаружит, о чем ему нравится говорить. " О чем тебе нравится говорить? " " Расскажи мне о ___" " Чем ты интересуешься? " " Расскажи мне о ___" " О чем ты часто говоришь? " " Что ты говоришь о ___? " 2. Методы общения Исследуйте способы, которыми можно общаться. Тем самым расширьте взгляды клиента на то, сколько есть способов общения. Пусть клиент поймет, что всё—это общение. Ему нужно научиться находить сотни способов. Звонки, письма, поднятые брови, молчание, телепатия, картинки, музыка, спутники, воспоминания, факсы, плач, смех, и так далее. Пусть он продолжает, пока не осознает, что есть бесконечное количество способов. " Как можно общаться? " " Назови мне какие-то способы общения" " Какие ты знаешь способы общения? " " Скажи, какие ты наблюдал методы общения" 3. Отправители и получатели Исследуйте разнообразных отправителей и получателей общения. Типы людей, которые общаются. Пусть клиент опять же осознает, что все общаются, и расширит свои взгляды на мир общения. Клиент должен научиться продолжать дальше, перечисляя всё больше и больше тех, кто общается. Полицейские, политики, мамы, коты, дикторы, фотомодели, пожилые люди, молодые люди, муравьи, привидения, боги, герои мультфильмов, и так далее. " Кто общается? " " Назови мне кого-то, кто общается"
" Какие есть источники общения? " " Какие есть получатели общения? " 4. Модель общения Пусть клиент построит работоспособную модель процесса общения, Лучше, если он нарисует её на бумаге или покажет с помощью небольших предметов на столе. В ней должны быть хотя бы отправитель, получатель, сообщение и канал передачи. 5. Составные части общения Пройдитесь по разнообразным частям общения и добудьте мысли и реакции клиента по каждой из них. Используйте любые поощряющие вопросы, например: " Подумай о ___", " Расскажи мне о ___", и так далее. Если нужно, подробнее обсудите модель общения. Говорить Слушать Думать Обращать внимание Отправлять Получать Задумывать идеи Передавать сообщения 6. Направления общения Пройдитесь по мыслям и реакциям, связанным с присутствием или отсутствием нескольких направленных потоков общения. Сначала позвольте клиенту понять, что имеется в виду и как это действует. Затем углубитесь в любые мысли клиента по данному виду общения. Например, его может беспокоить, что другие говорят о нем, или ему может быть трудно начинать общение с кем-то. Суть здесь в том, чтобы понять, что существуют все эти разнообразные направления, и заметить, какие из них текут, а какие нет. Если нужно, нарисуйте эту таблицу и обсудите, что относится к каждой клеточке. Позвольте клиенту обнаружить множество возможностей.
7. Места Пусть клиент найдет много мест, где можно общаться. Идея в том, чтобы вывести его за пределы чувства, что таких мест не хватает. По сути можно общаться где угодно. Узнавайте всё больше мест, пока клиент не сможет продолжать бесконечно и поймет это. " Где можно общаться? " " Откуда можно посылать сообщения? " " Где можно получать сообщения? " 8. Говорить или не говорить Исследуйте, о чем говорится, в противоположность тому, о чем не говорится. Есть и общение, и отсутствие общение. Пусть клиент откроется к той идее, что можно при желании изменить и то, и другое. " О чем тебе говорят другие? " " О чем тебе не говорят другие? " " О чем бы ты хотел, чтобы тебе говорили другие? " " О чем ты говоришь другим? " " О чем ты не говоришь другим? " " О чем бы ты хотел говорить другим? " " О чем люди говорят друг с другом? " " О чем люди не говорят друг с другом? " " О чем люди должны говорить друг с другом? " еще " Когда ты говоришь? " " Когда ты не говоришь? " или " Откуда ты знаешь, когда говорить? " " Откуда ты знаешь, когда не говорить? " 9. Типы доставки сообщений Проведите диалог о разных способах доставки сообщений, то есть разных отношениях и стилях. Нам нужно выяснить, что человек чувствует, когда другие применяют эти способы, когда он сам их применяет, и когда другие применяют их друг к другу. Мы разыскиваем все, что застряло или фиксировано, и все, на что есть реакции. Например, наш клиент может сказать, что ему не нравится в других высокомерие. Тогда мы прежде всего выясняем, что он имеет в виду. Не принимайте просто обобщение или номинализацию, нам нужно получить какие-то восприятия. Так, что он видит, слышит, чувствует, и называет это высокомерием. Где, когда и как. Затем выясните, как он на это реагирует. Например, чувствует ли он себя злым, грустным, маленьким и так далее. Что бы вы ни нашли, проработайте это соответствующей техникой. В любом случае улучшите понимание того, как действует этот способ. Но в широком смысле, мы хотели бы, чтобы личность стала более гибкой по отношению к этому способу, получила больше свободы выбора, и утратила фиксированные, слепые манеры поведения по отношению к этому способу.
Вы можете использовать список способов общения, например такой: - напористый, молчаливый, восторженный, лицемерный, таинственный, высокомерный " Что ты чувствуешь по отношению к (напористым) людям? " " Что ты думаешь о (напористых) людях? " " Откуда ты знаешь, что они (напористые), что ты замечаешь? " " Как ты реагируешь? " " Ты бываешь иногда (напористым)? " " Когда, где, что? " " Как ты делаешь себя (напористым)? " " Откуда ты знаешь, что пора быть (напористым)? " 10. Типы реакций на сообщения Исследуйте разные способы реагирования на сообщения, разные отношения к приходящим сообщениям. Мы в основном стараемся найти нежелательные фиксированные, автоматические реакции. Но мы к тому же можем выяснить, как действуют желательные реакции, чтобы чаще их использовать. Обязательно исследуйте разные позиции восприятия; сам реагируешь, другой реагирует на тебя, другие реагируют друг на друга. Хотелось бы обязательно исследовать, почему люди реагируют именно так. Может быть, что-то включает эти реакции? Как они так реагируют, что они на самом деле делают, чтобы сформировать такую реакцию? Что они думают, чувствуют, говорят себе, вспоминают, и так далее? В частности ищите все, что нужно повторно пережить, расфиксировать, объединить, и так далее. По крайней мере проведите переосмысление. Вот образец списка реакций: - отказ, с восторгом, игнорировать, апатия, шок, заинтересованно, скука, болезненно, удивленно, неверие, обиженно, униженно, страх " На какие сообщения ты реагируешь со (страхом)? " " Что тогда происходит? " " Что ты делаешь? Что ты видишь? Что ты себе говоришь? " 11. Общение в разных сферах Исследуйте общение в самых разных сферах жизни. Цель этого—заметить, что общение происходит на разнообразных уровнях и в разных масштабах. Так что обсудите примеры общения в каждой сфере, того что человек замечал или что может вообразить. Как оно устроено, что сообщается?
" Представь себе (придумай, вспомни) какое-то общение отдельного человека" " Представь себе какое-то межличностное общение" " Представь себе какое-то групповое общение" " Представь себе какое-то планетарное общение" " Представь себе какое-то общение между разными видами жизни" " Представь себе какое-то телепатическое общение" " Представь себе какое-то духовное общение" " Представь себе какое-то внетелесное общение" " Представь себе какое-то общение с планетой" " Представь себе какое-то межпланетное общение" " Представь себе какое-то галактическое общение" " Представь себе какое-то вселенское общение" " Представь себе какое-то общение со всем-что-есть" 12. Неудобство в общении с людьми Это одна из ключевых техник по общению. Мы спрашиваем о людях или о типах людей, с которыми клиенту неудобно или нежелательно общаться. А затем мы работаем над развитием готовности и способности общаться. Наша мишень—любое застрявшее или фиксированное отсутствие общения с людьми. Мы ищем людей, общению с которыми клиент сопротивляется, людей, которых он старается избегать. А затем мы просим его делать именно то, чего он старается не делать. Не во внешней жизни, а просто как упражнения в воображении. Мы просим нашего клиента говорить что-то человеку, с которым ему неприятно разговаривать. На первых порах подойдет очень общее общение, но желательно, чтобы клиент к тому же научился выдавать очень конкретные разговорные фразы, и даже говорить их как будто бы тому человеку. Вы можете подробнее развить эту тему, если сочтете необходимым. Вы, например, можете поставить стул рядом с нашим клиентом, попросить его вообразить того человека на стуле, и прямо говорить что-то этому человеку. Еще вы можете играть роль человека, которому он не может смело посмотреть в лицо, и помогать ему постепенно это сделать. Обязательно проработайте все соответствующие позиции восприятия, людей, которых ему неловко слушать, говорить им что-то, или просто наблюдать. Прорабатывайте каждый полученный тип людей, пока общение с ним не раскрепостится. Продолжайте узнавать то, что можно сообщить и что нет, пока общение не станет свободным, и только тогда спрашивайте о следующем человеке. " Насчет кого тебе не хотелось бы, чтобы он тебе что-то говорил? "
" Что было бы приемлемо, чтобы ___ тебе сказал? " " Что ___ лучше бы не говорил тебе? " (или что ___ не хотел бы тебе говорить) " Кому тебе не хотелось бы что-то говорить? " " Что ты можешь сказать ___? " " Чего бы ты не хотел говорить ___? " " Насчет кого ты не хотел бы, чтобы они общались друг с другом? " " Что могут ___ и ___ сказать друг другу? " " Что ___ и ___ лучше бы не говорили друг другу? " (Можно спросит вместо двух четыре вопроса, по одному в каждом направлении. Можно еще спросить: " что вряд ли... ", " что немыслимо... ", " что даже трудно вообразить... ", " что было бы неожиданно... " ) " О ком тебе не хотелось бы думать? " " Что ты согласен думать о ___? " " Чего тебе не хотелось бы думать о ___? " Если клиент сам не предлагает активных, красочных людей, а выбирает только безопасных и скучных, можно брать людей из заготовленного списка. Список составляется из общих типов людей, которые могут быть трудными для данного клиента, например: - Президент, проститутка, убийца, твоя бывшая жена, Бог, психиатр, кредитор. 13. Неловкость насчет тем Здесь мы ищем любые темы, о которых неприятно разговаривать. Постарайтесь добыть темы, о которых клиенту не хочется говорить, или которые вызывают у него неприятные чувства. Мы ищем не конкретные секреты, а то что вообще вызывает у клиента неловкость. И что бы мы ни извлекли, мы поднимаем уровень общения насчет этого. То есть мы просим клиента говорить об этом. Говорить, почему он не хочет говорить об этом—это и есть говорить об этом, так что здесь используется маленькая уловка. Еще постарайтесь выяснить, что на самом деле происходит, почему ему становится неловко, какой здесь действует механизм, и что лежит в основе этого. И проработайте это любой соответствующей техникой. Найдите много тем и проработайте каждую до раскрепощения. Занимайтесь этим тоже с нескольких позиций восприятия: получать сообщение, выдавать его, наблюдать его, и так далее. " О чем тебе не хотелось бы слышать? " " А что именно тебе не хотелось бы слышать о ___? " " Что произойдет, если ты услышишь об этом? " " Что ты не против услышать о ___? " " О чем тебе не хотелось бы говорить? " " Что тебе не хотелось бы говорить о ___? " " Что бы произошло, если бы ты рассказал о ___? " " Что тебе хотелось бы сказать о ___? " " О чем другие не должны говорить? " " Что другие не должны говорить о ___? " " Почему? " " Что другие могут говорить о ___? " " О чем тебе не хотелось бы думать? " " Чего ты не должен думать о ___? " " Что ты можешь подумать о ___? " Если клиент не предлагает охотно те темы, насчет которых он чувствует неловкость, мы будем давать ему темы из списка. Подходящими темами могут быть смерть, ходить в туалет, секс, интимные части тела и так далее. Используйте формулировки, которые требуют от клиента усилий, но не ошеломляют его. Ему нужно быть готовым общаться о " бомжах", " говне", " трупах", и тому подобном. Не слишком выходите за рамки словарного запаса клиента. Идея в том, чтобы раскрепостить его готовность общаться, а не в том чтобы говорить " грязные" слова. 14. Неудобные ситуации Добудьте ситуации, в которых клиенту неудобно общаться. То есть, обстановка или обстоятельства ограничивают его способность хорошо общаться. Затем уточните, что именно насчет этих обстоятельств является проблемой и соответственно проработайте это. Мы ищем что-то типа " когда я не помылся", " когда я о чем-то прошу", " когда кто-то выше меня", " во время полнолуния", какие угодно обстоятельства. " В каких ситуациях тебе неудобно общаться? " 15. Границы общения Здесь мы исследуем, есть ли границы того, какое количество общения приемлемо. Постарайтесь установить, есть ли какой-то принцип, определяющий терпимость клиента. Может всплыть что угодно, вероятны фиксированные идеи. Если клиент может принять любое количество общения, мы не будем слишком долго этим заниматься. Но это вряд ли так. " Сколько ты желаешь слушать, то что тебе говорят? " " А почему? " " Как долго ты готов говорить? " " А почему? " " Сколько ты можешь выдержать, когда говорят другие? " " А почему? "
16. Почему не общаться Поработайте над обнаружением фиксированных идей, которые, возможно, мешают общению. Обсудите этот вопрос. Проработайте каждый намек на фиксированную идею. Найдите неприятные ощущения или что угодно еще, из-за чего клиент не общается. Если трудностей мало, вы можете просто получить от клиента много быстрых ответов. " Почему ты должен не слушать? " " Почему ты должен не говорить? " " Почему другие не должны говорить? " " Почему ты должен не слушать себя? " 17. Ложь Неспособность лгать может мешать общению. Лучше научиться и быть готовым лгать, это раскрепостит воображение и способность общаться. Так что просто попросите клиента придумывать ложь и пусть он продолжает делать это, пока это не станет для него совершенно приемлемым. Он может возражать, что лгать нехорошо, и можно проработать эту фиксированную идею. " Скажи мне какую-нибудь ложь" 18. Говорить что угодно Пусть клиент просто говорит что-то, без никаких ограничений. Часто люди ранимы и им неудобно просто говорить то, что вздумается. Это упражнение для преодоления такой сдержанности. Так что пусть клиент говорит что-то без никаких подсказок и предпочтительно без какой-то системы ответов, как способа избежать спонтанности. Если клиент начинает вычислять логические или " хорошие" ответы, увеличьте скорость. Требуйте немедленных ответов без обдумывания. " Скажи что-нибудь" или " Скажи что угодно" 19. Осмысленные сообщения Спросите клиента об осмысленных и бессмысленных сообщениях. Не устанавливайте никаких точных определений или норм того, что это может быть. Идея в том, чтобы побудить клиента осознать, что всё осмысленно или бессмысленно в зависимости от того, как он сам скажет. Но сначала не говорите ему этого. Пусть он поработает над выдачей хороших ответов, пока не поймет что всё зависит от него. " Скажи что-то осмысленное" " Скажи что-то бессмысленное" 20. Что-то еще Получайте быстрые ответы на ряд вопросов, требуя от клиента разнообразные высказывания. Продолжайте работу, несмотря на попытки клиента давать хорошие, логичные ответы или находить в этом большой смысл. Ему должно стать легко просто быстро давать ответы, не сдерживая себя. 1. " Скажи что-то приятное" 2. " Скажи что-то подлое" 3. " Скажи что-то остроумное" 4. " Скажи что-то тупое" 5. " Скажи что-то смешное" 6. " Скажи что-то несмешное" 7. " Скажи что-то интересное" 8. " Скажи что-то скучное" 9. " Скажи что-то странное" 10. " Скажи что-то новое" 11. " Скажи что-то старое" 12. " Скажи то, что ты слышал" 13. " Скажи то, что ты никогда не слышал" 14. " Скажи то, что ты хотел бы услышать" 15. " Скажи то, что ты не хотел бы услышать"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|