Модуль "Деятельность"
Эмоции 1. Фиксированные эмоциональные реакции ¤ Важнее всего заняться застрявшими, закрепляющими реакциями. Найдите момент фиксированной эмоции, затем углубитесь в нее с помощью диалога, прояснения происшествий, расфиксирования, объединения противоположностей, возвращения утраченных частей, или чего-то еще подходящего. Идея здесь в том, чтобы превратить любые фиксированные эмоциональные реакции в подвижные эмоциональные отклики. Вопросы предназначены просто для того, чтобы приступить к работе и что-то активизировать. Апатия: (Апатия—это когда обстоятельства действия, стимулы, желания считаются " вещами", просто частями неизменной обстановки. Их нужно превратить обратно в процессы, подконтрольные личности, насчет которых у клиента есть свобода выбора. ) " Скажи мне, что тебя совсем не волнует" " Что совсем не важно в твоей жизни? " " Что всё равно никогда не изменится? " " Может быть, ты ничего не можешь поделать насчет чего-то? " " Что ты даже не пытаешься сделать? " " Может быть, ты для чего-то просто не создан? " " Может быть, что-то безнадежное для изменения? " Горе: (Горе относится к тому, что потеряно или чего нет. И на самом деле к тому, что личность порвала отношения с какой-то своей частью. Верните эту часть обратно. ) " Что напоминает тебе о том, что ты потерял? " " Расскажи мне что-то грустное" " Чего недостает в твоей жизни? " " Может быть, что-то должно быть, но его нет? " Страх: (Страх относится к неизвестному, личность не смотрит. Преобразуйте в наблюдение и обучение. ) " Что не должно случиться? " " Что ты стараешься предотвратить"
" Может, что-то тебе угрожает? " " Кто-то тебя преследует? " " Что-то скрыто в твоей жизни? " " Как ты относишься к неизвестному? " " На что ты не хочешь обращать внимания? " " В твоей жизни есть какая-то путающая часть? " " Есть ли что-то, что ты не можешь узнать? " (Невыраженная) Обида: (Присваивание другому чтения мыслей. Обида на других за то, что они не выполнили невысказанных человеком желаний. Возьмите за это ответственность и восстановите общение. ) " С чем ты не согласен, но не сказал об этом? " " Что тебе не нравится в ком-то другом? " " Что кто-то другой не должен был делать? " " Может быть, кто-то другой что-то делает не так, как ты хочешь? " Стыд: (Скрывание своих частей, за которые не взята ответственность. Воссоедините их. ) " Чего ты стыдишься насчет себя? " " Чего тебе лучше бы было не делать? " " Насчет чего ты стесняешься? " " Что ты стараешься скрыть насчет себя? " Обвинение: " Кто ответственен за состояние, в котором ты находишься? " " Что или кого ты обвиняешь за то, что твоя жизнь такая? " " За какие части твоей жизни ответственны другие? " Сожаление: (Человек что-то должен был сделать, но не сделал. Помещение причины в прошлое вместо настоящего. Переместите внимание и причину в настоящее и будущее. ) " Чего ты не должен был никогда делать? " " Какая часть прошлого не дает тебе покоя? " " Что тебе лучше было бы сделать? " " Скажи мне, какие ошибки ты совершил" Ненависть: (Не признавать хорошие качества в других, и в частности в себе. На самом деле это связано с частью личности, за которую она не принимает ответственности. ) " Кто злой человек? " " Кого бы ты убил, если бы тебя за это не наказали? " " Кому бы ты с радостью навредил? " " Что тебе хотелось бы уничтожить? "
" Есть ли в твоей жизни то, что должно быть уничтожено? " Жалость: " Кого тебе жалко? " " Кому ты должен помочь? " " Кто не может справиться с жизнью сам? " Безразличие: " Чем ты не интересуешься? " " К чьей жизни ты не имеешь никакого отношения? " " Что ты даже не собираешься менять? " 2. Моделирование эмоций ¤ Выясните, как наш клиент приходит в разнообразные эмоциональные состояния. В основном ресурсные, которые полезны для него. Начните с тех, которые он уже иногда выражает, и выясните, как именно он в них приходит. Например, что он видит, что он слышит, что он чувствует, снаружи и внутри, в какой последовательности. Не принимайте ответа, что это " просто происходит". Либо что-то включает эмоции, либо человек чувствует, что обстоятельства подходят для этой эмоции, и есть конкретные способы активизации эмоции. Когда вы проработали те эмоции, которые клиент уже хорошо выражает, до того момента, когда он может их активизировать, возьмитесь за те, которые у него не совсем получаются, но которые другие люди выражают. Выработайте возможные стратегии для перехода в такие эмоции. Здесь можно использовать, например, такие ресурсные эмоциональные состояния: изумленно, радостно, смело, увлеченно, возбужденно, шутливо, преданно, творчески, гордо, заботливо, признательно, безмятежно, доверяюще, умиротворенно, храбро, решительно, довольно, страстно, смешно, соблазнительно, жизнелюбиво, любяще, расслабленно, заинтересованно, восторженно, вызывающе, в экстазе, уравновешенно, любопытно, энергично, интимно, опекающе, неотразимо, сексуально, чувственно, умно, заигрывающе, почтительно, и так далее. 3. Тренировка эмоций D Потренируйте выражение всего диапазона разнообразных эмоций. Простой способ выполнения этого упражнения—брать высказывания из любой художественной книги и говорить их с заданным эмоциональным выражением. Каждая эмоция должна повторяться, пока фасилитатор не будет удовлетворен тем, что клиент её освоил. Потренируйте и отрицательные эмоции. Используйте любой список эмоций, но по крайней мере выполните такие: апатия, стыд, горе, страх, сожаление, скука, спокойствие, дружественный, любопытный, радостный, восторженный.
4. Эмоциональные блоки ¤ Используйте мускульное тестирование, чтобы проверить способность личности выражать: экстаз, восторг, радость, любовь, скуку, злость, сожаление, страх и любые другие эмоции, по выражению которых у нее возможно есть блоки. Если что-то не тестируется положительно, используйте любую технику для проработки этого. Проведите диалог, повторно переживите происшествия, объедините противоположности и так далее. Или просто потренируйте эмоцию, побудите человека выразить её и научите выражать её полнее. Модуль " Деятельность" 1. Варианты ¤ Спросите клиента о разнообразных вариантах действий. Ему нужно осознать изобилие того, что он может сделать. Неважно, глупо это, невозможно, реально или удобно. Просто узнайте много вариантов. " Назови мне какие-то варианты действий"
2. Решение D Потребность принимать только " правильные" решения может удерживать человека от действий. Нет 100% правильных решений. Или можно сказать, ВСЕ решения правильны по-своему. В любом случае будет полезно и обсудить это с клиентом, и потренировать его принимать решения без особого прикрепленного к ним багажа. " Прими решение" 3. Согласование деятельности à Проведите согласование деятельности по основным областям жизни или работы клиента. ¤ Исходное намерение ¤ Желаемые цели ¤ Общий план ¤ Идеальное положение дел ¤ Осязаемая продукция ¤ Измерение количества ¤ Подробные проекты ¤ Повседневные действия ¤ Реальное положение дел 4. Стратегии ¤ Исследуйте стратегию личности по предпринятию действий. Что она делает, прежде чем действовать? Как она решает, когда действовать? Узнайте точные особенности восприятия и так далее. Если нужно, улучшите стратегию. " Откуда ты знаешь, когда действовать? " 5. Перерывы ¤ Выясните, что клиент делает в промежутках между действиями. Нужны ли перерывы? Что он такое необходимое делает в этих перерывах? Чего недоставало бы, если бы у него не было этих перерывов. Поработайте над объединением любых противоположностей, чтобы он мог делать разные вещи одновременно.
6. Бессмысленное D Потребность делать только то, что логично и правильно, может стеснять способность действовать. Чтобы быть свободным и способным, нужно уметь действовать и без основательных причин. Потренируйте клиента делать " бессмысленные" вещи. Например, становиться на голову, говорить со стулом, или что-то еще. Скорее всего он будет глупо себя чувствовать насчет того, что он не может обосновать аналитически, но именно с этим нам нужно разобраться. " Сделай что-то бессмысленное" 7. Сделай что-то D Пусть клиент выберет то, что он хотел бы осуществить. Затем снова и снова просите его СДЕЛАТЬ что-то для этого. Сначала он может быть озадачен, или настаивать, что он здесь ничего не может поделать. Настаивайте, чтобы он всё равно это сделал. Ему нужно суметь по крайней мере сесть и записать что-то, сходить позвонить, или просто подпрыгнуть. Идея в том, чтобы выйти за рамки оправданий ничего-не-делания к осознанию, что всегда можно что-то сделать. Могут всплыть всевозможные плохие чувства, и вы можете проработать их с помощью семантического процессинга, или просто настаивать, чтобы он всё равно это сделал. Не будьте слишком услужливыми, подсказывая, что это может быть. " Что ты хотел бы сделать или осуществить? " " Сделай что-то для этого" (повторять) 8. Предпринимать действия à Пройдитесь с клиентом по его личной жизни и побудите его предпринять действия относительно всего, что не движется. Лучше всего делать это в его реальном жилом или рабочем пространстве. Например, переберите все, что лежит на его столе, и пусть он либо проработает это, поручит это другому, сохранит в архиве, или выбросит. Затем перейдите к циклам побольше в его жизни. Выясните, относительно чего он не принимает решения, что остается в подвешенном состоянии из-за того, что он не знает как или колеблется действовать. Пусть он предпримет меры относительно этого. 9. Не должен был делать ¤ Одна из причин избегания действий—это что личность сделала что-то неудачное в прошлом, или что-то " доказавшее", что нужно лучше готовиться, или что-то еще. Исследуйте такие случаи. Узнайте все подробности. Если можно, добавьте любые недостающие ресурсы, переосмыслите и так далее. Двигайтесь к готовности предпринимать действия, даже хотя можно что-то сделать не так. Ошибки—это часть жизни, материал для обучения. Проработайте любые встретившиеся причины воздерживаться от действий. " Что ты сделал, чего не должен был делать? "
10. Вредоносные поступки ¤ Переберите все, что личность сделала и считает это вредоносным. Это к тому же важный повод воздерживаться от действий. Если кто-то кому-то повредил, он вполне может воздерживаться снова действовать в этой области. Осознавайте, что само действие не может быть " плохим". Чем мы здесь занимаемся—так это тем, на что обращено внимание личности, насчет чего она чувствует вину. Здесь неважно, что такого она сделала, нарушив какой-то моральный кодекс, если только она не сдерживает себя из-за этого. Обязательно всегда узнавайте исходные положительные намерения, переосмысливайте всё в положительном направлении, объединяйте расколотые противоположности. " Ты кому-то навредил? " " Ты что-то уничтожил? " " Ты нанес вред хорошему делу? " " Ты с кем-то плохо обращался? " " Ты кого-то унизил? " " Ты обманул чье-то доверие? " " Ты ослабил группу? " " Ты навредил сам себе? " " Ты испортил кому-то настроение? " " Ты не смог что-то сделать? " " Ты испортил имущество? " " Ты сказал что-то не так? " " Ты кого-то эксплуатировал? " " Ты не смог что-то предсказать? " " Ты что-то недостаточно хорошо запланировал? " " Ты чего-то не смог узнать? " " Ты чего-то не смог воспринять? " " Ты что-то не смог сообщить? " " Ты сделал что-то не подумав? " " Ты посчитал что-то само собой разумеющимся? " " Ты сделал что-то, чего не должен был делать? " 11. Сдерживать себя ¤ Личность может по всевозможным поводам воздерживаться от действий. Она может даже не знать этого. В любом случае это полезно исследовать. Может быть, нужно добавить какие-то ресурсы, может быть, нам нужно что-то переосмыслить. " Ты себя сдерживаешь? " Почему? Как? " У тебя есть основания не действовать? " 12. Действующая часть ¤ Проверьте, может, у личности недостает части, предпринимающей действия. Она могла быть когда-то потеряна. Как бы там ни было, нам лучше выяснить, что нужно для того, чтобы вернуть эту часть. Проведите возвращение утраченных частей. 13. Противоположности ¤ Большинство людей или действуют, или бездействуют. Они особенно активны в одних ситуациях и особенно неактивны в других. Исследуйте это как расколотость на противоположности. Какие качества и переживания есть у человека в одном режиме, которых нет у него в другом. Проведите объединение противоположностей. 14. Нежелательные ощущения ¤ Проверьте, какие у клиента есть нежелательные ощущения в связи с предпринятием действий. Проведите повторное переживание, чтобы прояснить их. " Есть ли какие-то нежелательные ощущения в связи с тем, чтобы предпринимать действия? " 15. Требования ¤ Выясните, что нужно для того, чтобы личность могла действовать. Нужны ли какие-то особые условия или требования. Какое положение дел идеально для предпринятия действий. Чего для этого не хватает? Добавьте ресурсы, вообразите сборку составных частей. Если требуемые обстоятельства неразумны, переосмыслите или повторно переживите их. " Что тебе нужно, прежде чем действовать? " 16. Последствия ¤ Исследуйте последствия предпринятия действий. Может быть, есть неприятные будущие происшествия, с которыми личность не хочет встретиться лицом к лицу. Используйте повторное переживание, чтобы прояснить их. " Что может произойти, если предпринять действия? " 17. Ожидание ¤ Может быть, личность ждет чего-то и поэтому ничего не делает. Давайте выясним, что это, и разберемся с этим. " Может быть, ты чего-то ждешь? " Чего?
18. По воле других ¤ Может быть, способность личности действовать привязана к кому-то другому. Может быть, личность воспринимает, что руководит здесь кто-то другой, или она зависит от каких-то действий другого. Исследуйте и высвободите это. Личность сама должна иметь ресурсы. " Может быть, что-то или кто-то другой решает, действовать тебе или нет? " 19. Нет пространства ¤ Действие требует некоторого пространства. Если клиент воспринимает, что нет пространства, то неудивительно, что ничего не происходит. Используйте разнообразные процессы воображения, чтобы увеличить изобилие пространства. " Может быть, у тебя нет пространства для действий? " 20. Нет времени ¤ Действия происходят во времени, на протяжении определенного периода. Если личность чувствует, что у нее нет времени, то вряд ли что-то произойдет. Действия обычно не мгновенны, они требуют последовательности шагов. Поработайте с восприятиями и идеями человека, проведите повторное переживание, возвращение утраченных частей, объединение противоположностей, или что-то еще. " Может быть, у тебя нет времени для действий? " 21. Слишком занят ¤ Это глупо звучит, но довольно часто люди ничего не достигают, потому что они так заняты какими-то делами. Конечно, это нужно переосмыслить, чтобы человек осознал, что он уже что-то ДЕЛАЕТ. Тогда это становится вопросом выбора, и возвращения своей свободы решать, что делать. " Может, ты слишком занят, чтобы действовать? "
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|