После указанных упражнений дети легко овладевают терминами "звук", "слово", "гласный звук", "согласный звук".
После указанных упражнений дети легко овладевают терминами " звук", " слово", " гласный звук", " согласный звук". В течение первого периода обучения все упражнения, касающиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводятся на материале сохранных согласных звуков и гласных А, У, О, Ы. Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирается так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение. Несмотря на то, что количество правильно произносимых звуков ограничено, к концу первого периода появляется возможность проводить некоторые упражнения, привлекающие внимание детей к изменению грамматических форм слова. Так, при дифференциации звуков Й и Л' подбираются существительные к притяжательным местоимениям мой... лимон, олень, билет; моя... лента, лейка и т. д. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единственном, но и во множественном числе, при этом внимание детей обращается на окончания существительных во множественном числе (собаки, сосны, стулья). Включаются упражнения на согласование глаголов с существительными в числе. Например, детям дается задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла... (собака). На дворе залаяли... (собаки). Около дороги растет... (ель). Около дороги растут... (ели). В то же время в связи с появившейся возможностью вводить в активный правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п. ), начинается работа над предложением. Дети составляют предложения по демонстрации действий, по картинкам, по опорным словам, распространяют предложение по вопросам и т. п.
С начала первого этапа обучения начинается развитие графических навыков. Эти занятия проводят воспитатели. Ниже приводим примерные конспекты занятий первого периода обучения. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Тема. Звук У Цель: закрепление правильного произношения звука У. Выделение звука У из ряда гласных и из начала слова. 1. Организационный этап. Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Лена, Оля, Саша, Катя, Дима, Сережа и т. д. 2. В гостях у детей появляется утенок Утя. Утенок вытягивает губки трубочкой и гудит у-у-у. Утенок просит детей помочь спеть его песенку. Сначала поют хором звук У, а потом звук произносят только те, до кого Утя дотронулся трубочкой. Логопед следит за четким произношением звука. Утя делит детей на две группы: одни произносят звук У громко, другие - тихо. Затем меняются ролями. Утя раздает детям карточки с символом звука У. Логопед уточняет, символ какого звука подарили детям. Логопед: - Звук У любит играть в прятки. Я буду произносить звуки, а вы поднимите карточку звука У, когда услышите этот звук. Произносит: А-И-У; О-И-А-У. Логопед: - Звук У иногда прячется в словах. На доске выставлены картинки, которые дети называют: утка, утенок, улитка. Логопед вместе с детьми проговаривает эти слова, выделяя голосом первый звук У. Дети отвечают на вопросы: " Какой звук первый? " " Какую карточку надо поднять? " " Какой звук обозначает карточка? " " Назовите еще раз этот звук". 3. Дети выходят на середину группы и садятся вокруг логопеда. Из игрушечного колодца дети с помощью магнитов выуживают картинки. Логопед их называет, а дети поднимают карточку-символ, услышав первый звук У (волчок, удав, автомобиль, улей, укроп и т. д. ).
4. Утя раздает детям деревянные ложки и просит спеть и отстучать его песенку: Уу-у-у; у-ууу. Логопед подсчитывает с детьми, сколько раз произнесли звук У. 5. Под музыку дети ходят по группе и собирают конверты. На счет раз - взяли конверты. На счет два -достали половину картинки. На счет три - нашли свою пару. Дети называют, какие картинки у них получились: ухо, утюги, утка и т. д. Логопед уточняет, какой звук слышится во всех словах первым. 6. В гости пришел медвежонок Умка. Он просит закончить предложение таким словом, которое начинается со звука У. На подставке стоит электрический...... Мама гладит платье...... В магазине много электрических...... В пруду плавает большая...... У Ути заболело...... 7. Итог занятия. Дети называют, какой звук учились произносить и различать, вспоминают слова с этим звуком, кто приходил в гости, какой звук слышали в их именах. Дети получают силуэты картинок со звуком У для раскрашивания и наклеивания в тетрадь. Тема. Звук А Цель: закрепление правильного произношения звука А. Выделение звука А из ряда гласных и из начала слова. Определение количества звуков в сочетаниях типа АААА. 1. Организационный этап. Логопед предлагает детям занять свои места в той последовательности, в какой их назовут: Лена, Таня, Мгииа и т. д. 2. Дети вспоминают, какой звук был у них в гостях на прошлом занятии (звук У). Называют слова со звуком У, которые учились правильно произносить: ухо, улитка, утюг, утята, утка, утенок. 3. Логопед приглашает помощника, который выставляет на доске только те картинки, которые он называет: антенна, альбом, автомобиль, аптека. Дети хором проговаривают названия картинок, выделяя интонационно первый звук А. Логопед обращает внимание детей на то, что во всех этих словах первый звук А Дети четко произносят звук А хором и индивидуально. На доске появляется символ звука А Дети делятся на две команды. Командир 1-ой получает длинную полоску, другой командир - короткую. Одна подгруппа после сигнала своего командира произносит звук А длительно, а другая кратко. 4. Игра " Дочки-матери". Дети отправляются в кукольный магазин, где им предлагают выбрать только ту куклу, чье имя начинается на звук А. Первыми входят в магазин те, кого логопед назовет ласковым именем. Продавец называет имена кукол, дети внимательно слушают и поднимают руку, когда в имени куклы первым прозвучит звук А: Ира, Лена, Аня, Алена, Света, Анна, Алина, Кира, Айна.
Один из детей называет все имена со звуком А Затем каждый ребенок " покупает" куклу и называет ее именем со звуком А. Организуется диалог на тему:
Дети баюкают своих " дочек", напевая аа-аа. 5. Дети садятся в полукруг около логопеда. Появляется Антошка с деревянными ложками и раздает их детям. Организуется оркестр " Веселый Антошка". Дети, отстукивая заданный ритм, проговаривают сочетания из звуков А а-ааа, аа-а и т. д. Антошка с помощью детей определяет, сколько звуков А в этих сочетаниях. 6. Логопед рассказывает детям о непослушном звуке А, который убегает из слов, и предлагает вернуть шалуна обратно. Для этого организуется игра с мячом. Все участники образуют круг, в центре которого стоит логопед. Он бросает мяч одному из детей, называя слово без звука А. Например: . птека, . втомобиль, . нтенна, . нтон и т. д. Ребенок, возвращая мяч, называет все слово. 7. Итог занятия. Дети называют звук, который учились различать и правильно произносить. В качестве поощрения они получают картинку того предмета, из названия которого " убегал" звук А Дети обращаются к логопеду с просьбой: " Дайте мне, пожалуйста, антенну, автомобиль, альбом и т. д". Эту картинку они наклеивают в свою тетрадь. Тема. Звуки У-А
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|