7.Развитие графических навыков.
7. Развитие графических навыков. Произношение. Если в течение первого периода обучения большое внимание обращалось на закрепление и осознание наиболее простых по артикуляции звуков и на постановку звуков, то в течение второго периода обучения наряду с продолжающейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (Ф-В, С-3, П-Б, Т-Д, К-Г, Ш-Ж); свистящие и шипящие (С-Ш, 3-Ж); фрикативные и аффрикаты (С-Ц); плавные и виб-ранты (Р-Л, P’-JT); мягкие и твердые (С-С', 3-3' и др. ). По мере включения в материал занятий все новых звуков дети не только овладевают большим количеством правильно произносимых слов, но и знакомятся с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков С, С', 3, 3' дети подбирают существительные к прилагательным - синий, синяя, синие, зеленый, зеленая, зеленые (синий автобус, синяя ваза, синие ленты и т. п. ), при дифференциации звуков Р-Л логопед подбирает предложения, заканчивая или самостоятельно строя которые, дети должны употребить существительные в определенных падежах (Дрова рубят... (топором). Дрова пилят... (пилой) и т. п. ). В то же время включаются всевозможные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, по опорным словам, по демонстрации действия. Постепенно в предложения включаются предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, под, из-за, из-под, между, через. В конце второго периода обучения, когда все звуки речи дети уже правильно произносят, появляется возможность включить в логопедическую работу упражнения в пересказе более сложных текстов.
Сочетание тренировочных упражнений на закрепление поставленных звуков с анализом и синтезом звукового состава способствует быстрейшему введению в речь поставленных звуков. Подготовка к обучению грамоте. Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими - слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных, двусложных, трехсложных слов, проводят разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двуслож-ных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Тема. Звук С Цель: закрепление правильного произношения звука С. Деление слов на слоги. Составление предложений по опорным словам. Образование новых слов способом словосложения. Оборудование: фишки для составления схем; набор картинок для деления слов на слоги; таблица предложений. 1. Организационный этап.
2. Постановка цели.
а) - У ворот сказочной страны нас встречает Снежная Королева. Она нам предлагает запомнить и назвать только " снежные" слова из всех сказанных ею. Итак, слушайте внимательно:
снег, солнце, снегопад, сахар, снежинка*, соль, сыр, сосна, снеговик, снежок*. Дети отбирают соответствующие картинки. б) из всех слов подобрать картинки к данным схемам снег сне жок сне го пад в) — А тут нас встречает Чиполлино. Помогите ему перекинуть мостик через речку. А мостик выстроить из предложений, которые нужно составить из слов. Соня, купить, сок. Соня, катать, коляска. г) Перебравшись через речку по мостику, дети встречаются с Самоделкиньм. Он выстроил для птиц и зверей уютный домик в 3 этажа. На первом этаже поселятся звери и птицы, в названии которых один слог. На втором этаже — в названии которых два слога. На третьем этаже - звери и птицы, в названии которых три слога.
3. Физминутка. А сегодня у зимы новоселье, Пригласила нас она на веселье. Дом построен из сугроба А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога А какой ширины? Вот такой ширины. 4. Образование новых слов способом словосложения. Встреча с Петрушкой. Петрушка огорчен, он получил от Знайки задание: из двух слов составить одно. Например: листья падают - (листопад) лес рубит - (лесоруб)* первый класс - (первоклассник)* дрова сечь - (дровосек)* снег падает - (снегопад) сено косят - (сенокос) пыль сосет - (пылесос) сам летит - (самолет) сам катит - (самокат) Предложить придумать предложения с этими слова ми. 5. Итог занятия. Какой звук повторяли? Какие слова составляли из двух слов? Найти три игрушки, названные этими словами. Тема. ЗвукЗ Цель: закрепление правильного произношения звука 3. Звуковой анализ и синтез прямого слога. Согласование прилагательных с существительными. " НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗООПАРК" 1. Организационный этап. Дети стоят вокруг стола логопеда. Ребята, мы сегодня пойдем в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем. Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога логопед огорчается и заканчивает разговор словами: " Конечно, мы постараемся помочь".
Слова, отмеченные звездочкой, предлагают назвать детям, правильно произносящим звук Р.
Логопед достает из конверта листок с загадкой.
Загадки: Это что за зверь лесной встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, уши больше головы? (Зайка) Пестрой лентой притворяясь, в зелени травы скользя, Извиваясь, изгибаясь по земле ползет...... (змея). Он в заповеднике пасется, как вихрь по прерии несется. Могуч, отважен, грозен он, зовется этот зверь... (бизон). Рогатая, а не олень. Дает молоко, а не корова. (Коза) По ходу отгадывания загадок логопед выставляет на стол игрушки зверей.
Интонационно логопед выделяет в словах звук 3.
2. Основная часть. Знакомство со звуком 3. 1)Ребята, в нашем зоопарке есть сказочная поляна. Хотите побывать там? (Воспитатель включает тихую музыку " Лесной ручей и шумы леса", а логопед вместе с детьми садится на ковер. )
Логопед держит в руках картинку с изображением комара.
Логопед подходит к каждому ребенку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук 3. 2)- Молодцы, хорошо помогали комарику. А теперь давайте вспомним, какие гласные звуки мы поем? И сейчас мы поиграем в игру, которая называется " Живые звуки". Для этой игры нужно четверо ребят. Ко мне подойдут те дети, чье имя я произнесу, показывая зеленый сигнал светофора.
Логопед вызывает 4 детей. Им раздаются линейки с изображением символов гласных звуков:
Логопед напоминает всем оставшимся детям графическое изображение гласных.
Образуются слоги ЗА; ЗО; ЗУ; ЗЫ. 3)- Отгадайте загадку: От дождя спасает, а сам намокает. Хотя намокает, но не промокает. (Зонт)
4)- Теперь давайте вспомним потешки со звуком 3. Потешки: За-за-за, за-за-за - здесь стоит коза. Зы-зы-зы, зы-зы-зы — мало сена у козы. Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу. Логопед повторяет потешки вместе с детьми, затем потешку проговаривает тот ребенок, до которого логопед дотронется зонтом. Интонационно выделяется звук 3. (Пока логопед проговаривает вместе с детьми потешки, воспитатель раскладывает по группе 6 конвертов) 5)- А теперь подойдите все ко мне. Сейчас мы поиграем в игру " Найди конверт". Каждый конверт лежит в условном месте, и я подскажу где. Взяв конверт, вы садитесь на свое место, но конверт не открываете. Миша, твой конверт лежит между столом и стулом.... Паша, твой - на столе.... Катя, возьми конверт, который лежит под столом.... Витя, твой конверт лежит около стула.... Дима, твой - под стулом.... Оля, твой конверт - на стуле. Игра " Четвертый лишний". Открыв свои конверты, дети должны отложить ту картинку, которая не подходит к остальным: 1 конверт: мяч, машина, кукла, коза. 2 конверт: слон, медведь, белка, зонт. 3 конверт: кофта, шарф, варежки, змея. 4 конверт: кошка, собака, корова, ваза. 5 конверт: картошка, капуста, морковь, звезда. 6 конверт: лопата, лейка, ведро, мозаика. Дети откладывают неподходящую к остальным картинку. Например, в первом конверте картинки с изображением мяча, машины, и куклы относятся к разряду " игрушки", и ребенок должен без труда выделить " козу", не входящую в этот разряд. Наборы состоят из таких картинок, что лишней оказывается картинка со словом, в состав которого входит звук 3.
Все дети выставляют свои " лишние" картинки, предварительно называя их.
У последнего ребенка спрашивают, какой звук повторяется во всех этих словах, предварительно ребенок перечисляет все предметы, изображенные на картинках. 6)Физминутка " Зайчики". (Воспитатель ставит веселую музыку, и под нее дети вместе с логопедом выполняют ритмичные движения). Поднимайте плечики, прыгайте, как зайчики. Прыг-скок, прыг-скок, на травку присядем. Тишину послушаем, морковку покушаем. Тише, тише, высоко прыгай, на носках легко! 7)Логопед вместес детьми подходит к фланелеграфу, на котором прикреплены клетки. В специальное отверстие логопед вставляет картинку с изображением козы, а затем меняет ее на картинку с изображением коз.
Логопед заменяет поочередно животных, а дети отвечают на вопросы, кто где живет. 8)- К нам в гости хотели придти три куклы: Катя, Маша и Зоя. Как вы думаете, какая кукла к нам придет?... Ее имя начинается на звук 3. Логопед ставит на стол куклу Зою.
Логопед выставляет на стол бизона, козу и задает аналогичные вопросы. 9)- Ребята, у куклы Зои недавно был день рождения. И друзья подарили ей...... А вот что ей подарили, вы сейчас сами поймете. " История Зои" Зое подарили....... Логопед показывает детям зонт и ставит около куклы. На улииу Зоя пошла без....... Пошел дождь и Зоя вернулась домой за своим....... От дождя Зоя укрылась под.... Красивую ленточку Зоя привязала к....... Вот такая история про Зою. 3. Итог занятия. Ребята, сегодня у нас в гостях какой был звук? Вы узнали много слов с этим звуком. А сейчас назовите слова со звуком 3, которые вы запомнили. Логопед опрашивает всех детей, и те, кто назвали слова правильно, подбирают с пола специально рассыпанные воспитателем маленькие розовые квадратики. У кого квадратиков окажется больше, тому логопед дарит зонтик, который ребенок наклеивает вечером к себе в тетрадь. Тема. Звук Ш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|