Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава V. Возникновение прав на землю 4 глава




См. также коммент. к ст. 30.1, 38.1 ЗК.

 

Статья 31. Выбор земельных участков для строительства

1. Анализ правил п. 1 ст. 31 ЗК показывает, что:

1) речь идет не только о российских гражданах и юридических лицах, но также об иностранных гражданах и юридических лицах, лицах без гражданства, заинтересованных в предоставлении им земельных участков для целей строительства;

2) заинтересованное лицо вправе подать в органы государственной власти и органы местного самоуправления письменное заявление, которое:

а) должно содержать те сведения, которые прямо перечислены в п. 1 ст. 31 ЗК: отсутствие хотя бы одного из них - обесценивает данный документ;

б) могут быть указаны и иные сведения, способствующие правильному и своевременному разрешению вопроса о предоставлении земельного участка: во всяком случае, правила п. 1 ст. 31 не препятствуют этому;

3) в заявлении одновременно указывается и сам выбранный заявителем земельный участок (если он осуществил свой выбор, поскольку это было возможно), и ходатайство о предварительном согласовании места размещения объекта. Иначе говоря, нет необходимости подавать два разных заявления (одно о выборе земельного участка, а другое о предварительном согласовании);

4) заявитель вправе (хотя и не обязан!) прилагать к заявлению технико-экономическое обоснование проекта строительства и (или) необходимые расчеты (если они осуществлены). Во всяком случае, отказ в принятии заявления (на том основании, что заявитель не приложил указанные расчеты и технико-экономическое обоснование) - правилам ст. 31 не соответствует.

2. Правила п. 2 ст. 31 обязывают (а не только предоставляют право) органы государственной власти и органы местного самоуправления (перечисленные в ст. 29 ЗК, см. коммент. к ней):

1) обеспечить своевременный выбор земельного участка, всемерно учитывая при этом содержание заявления (если оно соответствует закону);

2) осуществить выбор участка на основе (т.е. игнорировать их невозможно, необходимо в полной мере соблюсти их требования) документов:

а) государственного земельного кадастра. Они (эти документы) должны в свою очередь соответствовать Закону о кадастре (см. об этом коммент. к ст. 70 ЗК);

б) землеустройства. При этом необходимо учитывать, что состав таких документов и их содержание определяется Законом о землеустройстве (см. коммент. к ст. 68, 69 ЗК);

3) должны учитывать экологические (руководствуясь при этом Законом об охране окруж. среды, Законом об атмосфер. воздухе и др. актами законодательства об охране природы), градостроительные (при этом нужно исходить из Градостроительного кодекса РФ, из Закона об архитектуре и др. актов) и иные условия (санитарные, культурно-исторические и т.п.) использования соответствующих территорий и недр (при этом нужно исходить из норм Закона о недрах) в границах земельного участка;

4) определить несколько вариантов размещения объекта, а также провести процедуры согласования размещения объекта (если это предусмотрено нормами федеральных законов, например, Закона об охране окруж. среды, Закона о местном самоуправлении и др.) с соответствующими органами государственной власти (например, органами санэпидемслужбы, природоохранными, водоохранными и др.), а также органами местного самоуправления (например, районной администрации), муниципальными организациями (например, осуществляющими природоохранную, транспортную, экологическую и т.п.) деятельность).

По письменному запросу органа местного самоуправления (на территории которого находится земельный участок, в отношении которого осуществляется выбор) следует получить необходимую информацию (ее объем определяется в соответствии с перечисленными выше и другими федеральными законами, иными правовыми актами) о разрешенном использовании этих земельных участков объектами инфраструктуры, перечисленными в абз. 2 п. 2 ст. 31 ЗК. Кроме того, по запросу органа местного самоуправления предоставляются:

а) технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Эти условия должны быть предоставлены бесплатно и своевременно;

б) дежурные кадастровые карты (планы), которые ведутся в соответствии с Законом о кадастре. На этих картах (планах) должно быть точно указано местоположение выбираемого земельного участка.

Указанная выше информация (сведения, документы) должна быть предоставлена:

- соответствующими (например, органами землеустройства, инженерной службы и т.п.) органами государственной власти, органами местного самоуправления, муниципальными организациями на бесплатной основе;

- не позднее двух календарных недель (т.е. и нерабочие дни при исчислении срока - исключать нельзя). Отчет этого срока начинается со следующего (после дня получения запроса) дня (ст. 191 ГК).

3. Применяя правила п. 3 ст. 31 ЗК, необходимо учесть, что:

1) органы местного самоуправления (например, администрация города, села, деревни) обязаны (а не наделены только правом) проинформировать (например, через местные СМИ, по кабельному телевидению, путем вывешивания объявлений и т.п.) население о возможном либо предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. В практике клиентов юридической фирмы "ЮКАНГ" возник вопрос: считается ли обязанность по информированию населения выполненной надлежащим образом, если на земельном участке, выделенном для строительства, был установлен стенд с макетом объекта? Нет, не считается: дело в том, что информация должна быть предоставлена еще до выбора соответствующего земельного участка. Нужно проинформировать именно о возможном либо предстоящем предоставлении земельного участка;

2) гражданам (в том числе и не проживающим в данной местности), их объединениям, религиозным и общественным организациям, органам территориального местного общественного самоуправления (например, комитетам жильцов, советам самоуправления и т.п.) предоставлено право участвовать (например, путем обсуждения на собраниях, обращения с заявлениями и ходатайствами, с предложениями и т.п.) в решении вопросов, затрагивающих интересы населения и связанных:

а) с предстоящим выбором земельного участка (в том числе путем изъятия и выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд);

б) с предоставлением земельного участка для строительства. Изменения, внесенные в п. 3 ст. 31 ЗК, вступили в силу с 18.10.2004;

3) особые гарантии предоставлены представителям коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей:

а) при предоставлении земельного участка в местах традиционного их проживания и осуществления хозяйственной деятельности (если строительство не связано с традиционными промыслами), они вправе проводить:

- сходы (например, данного поселения, района и т.п.);

- местные референдумы (при этом необходимо руководствоваться законодательством о референдумах);

б) органы государственной власти и органы местного самоуправления при разрешении вопроса о предварительном согласовании мест размещения объектов обязаны учитывать результаты таких сходов и референдумов. Игнорирование последних - может послужить основанием для признания недействительным решения, указанного в ст. 32 ЗК (см. коммент. к ней).

4. Ряд особых обязанностей органов местного самоуправления предусмотрен в п. 4 ст. 31 ЗК. Они обязаны:

1) проинформировать (письменно, предварительно и заблаговременно), например, путем направления им официальных уведомлений:

а) землевладельцев (к ним относятся лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, абз. 4 п. 2 ст. 5 ЗК);

б) землепользователей (к ним относятся лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования (абз. 3 п. 2 ст. 5 ЗК);

в) арендаторов (к ним относятся лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды (абз. 5 п. 2 ст. 5 ЗК). См. об их правах также коммент. к ст. 5, 20-22, 24 ЗК. В практике клиентов юридической фирмы "ЮКАНГ" возник вопрос: должна ли упомянутая информация предоставляться также обладателям сервитутов? По всей видимости, в п. 4 ст. 31 ЗК - налицо пробел. Тем не менее, впредь до его восполнения нужно исходить из буквального содержания п. 4 ст. 31 ЗК, а это означает, что обладателей сервитутов органы местного самоуправления вправе проинформировать, но такой обязанности на них ст. 31 ЗК не возлагает;

2) информация (упомянутая выше) должна содержать сведения о возможном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, об объекте, который предполагается построить на этом земельном участке. Конкретный порядок и условия предоставления такой информации могут быть предусмотрены как федеральными законами (в том числе Законом о СМИ, Законом об информации и т.п.), так и законами, которые приняты (либо будут приняты) в субъектах РФ;

3) если для размещения объекта строительства необходим выкуп земельного участка у его собственника (гражданина или юридического лица), то орган местного самоуправления обязан также:

а) проинформировать (в порядке, предусмотренном законом) собственника земельного участка о возможном выкупе;

б) осуществить также информирование не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка путем направления собственнику письменного уведомления об этом. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления - допускается только с согласия собственника (ст. 279 ГК);

в) соблюсти требования правил ст. 49 и 55 ЗК (см. коммент. к ним).

5. Применяя правила п. 5 ст. 31 ЗК, нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) результаты выбора земельного участка (осуществленного с учетом правил п. 4 и 5 ст. 30 ЗК, см. коммент. к ней) оформляются "Актом о выборе земельного участка для строительства". Форма акта письменная, он должен содержать исчерпывающие сведения о выбранном земельном участке (т.е. его местоположение, кадастровый номер и т.п.). Кроме того, в случаях предусмотренных федеральным законом (но не законами субъектов РФ!) допускается утверждении (госорганом соответствующего субъекта РФ) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (данное положение введено в п. 5 ст. 31 ЗК федеральным законом от 27.12.09.N 343-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты РФ" и вступило в силу с 29.12.09);

2) в той мере, в какой это необходимо, в акте могут быть отражены и сведения об установлении охранной или санитарно-защитной зоны выбранного земельного участка. Можно составить и отдельный акт;

3) к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления:

а) проекты границ каждого земельного участка (если их несколько);

б) возможные варианты выбора из нескольких земельных участков;

в) расчет убытков собственников земельных участков (если предполагается выкуп земельного участка для нужд государственных или муниципальных);

г) расчет убытков землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков (если земельный участок предполагается изъять для государственных или муниципальных нужд);

д) до 09.12.06 также расчет потерь сельскохозяйственного производства или потерь лесного хозяйства (если выбран земельный участок, на котором такое производство осуществлялось). После вступления в силу изменений, внесенных в п. 5 ст. 31 ЗК Законами N 201 от 04.12.06 и N 232 от 18.12.06 - данное положение из п. 5 исключено.

При возмещении убытков и иных потерь (в том числе и при расчете их сумм) - необходимо руководствоваться правилами ст. 62, 63 ЗК (см. коммент. к ним). См. также письмо Минэкономразвития от 08.08.08 N 11013-ИМ/Д23 "О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству".

6. Характеризуя правила п. 6-8 ст. 31 ЗК, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) решением органа местного самоуправления (или органа государственной власти):

а) утверждается предварительное согласование места размещения объекта (по правилам ст. 30 ЗК);

б) утверждается акт о выборе земельного участка (см. об этом выше);

в) оформляется отказ в размещении объекта.

В любом случае такое решение принимается в соответствии с правилами ст. 32 ЗК (см. коммент.);

2) копия решения (она изготавливается самим органом местного самоуправления или органом государственной власти), в том числе и решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю (т.е. это не право, а обязанность органа, принявшего решение). Выдача производится не позднее 7 календарных дней (т.е. и нерабочие дни при подсчете не исключаются). Отсчет начинается со следующего дня после дня утверждения решения (ст. 191 ГК). К решению прилагается проект границ земельного участка (если решение положительное);

3) упомянутое выше решение:

а) является основанием (т.е. служит необходимой юридической предпосылкой) для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (иначе говоря, само оно - не заменяет последний документ);

б) действует в течение трех календарных лет с момента его утверждения. В любой день этого срока оно может быть предъявлено к исполнению;

4) собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке (либо другим его улучшением), в той мере, в какой:

а) они были проинформированы (в порядке, описанном выше) о возможности изъятия (в том числе у собственника - путем выкупа) земельного участка;

б) они тем не менее осуществили на этом земельном участке строительство объекта или иным образом улучшили земельный участок (например, путем его мелиорации, удобрения, осушения и т.п.);

5) важная гарантия прав упомянутых выше лиц содержится в абз. 3 п. 8 ст. 31 ЗК: они вправе требовать возмещения от органов государственной власти или органов местного самоуправления (принявших решение о предварительном согласовании места размещения объекта):

а) убытков, причиненных ограничением их прав в связи с тем, что несмотря на истечение 3-летнего срока (указанного в п. 8 ст. 31 ЗК) - решение о предоставлении земельного участка так и не было принято;

б) до 29.05.07 этих убытков, даже в том случае, если указанный 3-летний срок был продлен в установленном порядке. Однако Законом N 69 от 10.05.07 - данное положение из п. 8 - исключено.

Возмещение убытков производится в порядке, предусмотренном в ст. 62 ЗК (см. коммент.).

Кроме того, после вступления в силу изменений внесенных в п. 8 ст. 31 Законом N 69 от 10.05.07 (с 29.05.07) было также установлено, что при осуществлении собственником (землепользователем, землевладельцем, арендатором) земельного участка строительства либо осуществления иных улучшений земельного участка расположенного в границах зарезервированных земель указанные лица должны быть об этом предварительно проинформированы. Лишь при этом условии на таких лиц переходит риск затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке (с его улучшением).

7. Согласно правилам п. 9 ст. 31 ЗК заинтересованные лица (в том числе и заявители) вправе обжаловать в судебном порядке:

1) решение о предварительном согласовании мест размещения объекта. Например, такую жалобу могут подать граждане, общественные организации, чье мнение (высказанное при обсуждении вопроса о выборе земельного участка) было проигнорировано, другие заинтересованные лица;

2) решение об отказе в размещении объекта. Оно может быть обжаловано, например, заявителем.

В той мере, в какой суд признает недействительным решение о предварительном согласовании места размещения объекта:

а) орган государственной власти (орган местного самоуправления), принявший это решение, - обязан возместить гражданину или юридическому лицу все понесенные им расходы, связанные с подготовкой документов (необходимых для принятия этого решения);

б) суд указывает в резолютивной части своего решения о необходимости возмещения указанных затрат. Речь в данном случае идет только о реальном ущербе (о возмещении упущенной выгоды в п. 9 ст. 31 ЗК не сказано).

8. Анализ правил п. 10 ст. 31 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) в них содержится существенное изъятие из общих правил ст. 29 ЗК (об органах, которые вправе принимать решения по вопросам о предварительном согласовании мест размещения объекта);

2) они подлежат применению лишь в случаях, когда упомянутое решение принимается в городах Москве и Санкт-Петербурге: в этих городах, по общему правилу, органы местного самоуправления не вправе принимать решение о предварительном согласовании размещения объекта строительства и о выборе земельного участка. Данное решение принимается органом исполнительной власти упомянутых субъектов РФ (например, Правительством г. Москвы). Лишь в случаях, предусмотренных в законах этих двух субъектов РФ, такое решение вправе принять и соответствующие органы местного самоуправления (например, районная управа в г. Москве).

9. Завершая анализ правил ст. 31 ЗК, нужно учитывать также:

1) правила ст. 32 ЗК (она подробно регулирует порядок принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, см. коммент. к ней);

2) правила ст. 32 ЗК (в них установлены нормы предоставления земельных участков, см. коммент. к ней);

3) нормы ст. 34 ЗК (они регулируют порядок предоставления земельных участков гражданам, для целей, не связанных со строительством, см. коммент. к ней);

4) нормы ст. 39 ЗК (они посвящены сохранению права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения, ранее построенных на этом земельном участке, см. коммент. к ней);

5) ст. 61 ЗК о порядке признания недействительным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (в том числе и решения о предварительном согласовании размещения земельного участка либо об отказе в размещении объекта, упомянутых в ст. 31 ЗК). См. коммент. к ст. 61 ЗК.

Об ответственности за нарушение норм ст. 31 ЗК см. коммент. к ст. 74-76 ЗК. См. также комментарий к ст. 25 ЗК.

 

Статья 32. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

1. Анализ правил п. 1 ст. 32 ЗК позволяет сделать ряд выводов:

1) решение о предварительном согласовании места размещения объекта (упомянутое в ст. 32 ЗК):

а) является основанием установления границ земельного участка в соответствии с заявками граждан или ЮЛ, а также для учета этого земельного участка в соответствии с Законом о кадастре. См. также Порядок от 20.02.08;

б) выносится по результатам рассмотрения заявления гражданина и (или) юридического лица о выборе земельных участков для строительства (оно подается в соответствии со ст. 31 ЗК, см. коммент. к ней);

в) принимается не всегда, а в случаях, указанных в ст. 30 ЗК (см. коммент. к ней);

2) таким же основанием служит и проект границ земельного участка;

3) работы по установлению границ земельного участка на местности и по его государственному кадастровому учету осуществляются за счет самого заявителя (гражданина или юридического лица).

2. Применяя правила п. 2, 3 ст. 32 ЗК, нужно учесть, что:

1) решение о предоставлении земельного участка (не следует этот документ путать с решением о предварительном согласовании места размещения объекта):

а) выносится органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в ст. 29 ЗК (см. коммент. к ней);

б) принимается на основании письменного заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства (оно должно соответствовать требованиям п. 1 ст. 31 ЗК). К заявлению должна прилагаться кадастровый паспорт, составленная в соответствии с Законом о кадастре;

2) упомянутое выше решение должно быть принято органом государственной власти и органом местного самоуправления не позднее двух календарных недель (т.е. и нерабочие дни не подлежат исключению из подсчета). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после дня поступления заявления (ст. 191 ГК);

3) до 01.01.07 ст. 32 ЗК содержала п. 3, в котором было установлено, что в той мере, в какой испрашиваемый заявителем земельный участок подлежит изъятию (а у собственника - выкупу, см. коммент. об этом к ст. 49, 55 ЗК) для государственных или муниципальных нужд:

а) одновременно с решением о предоставлении земельного участка принимается и другое решение - об изъятии (либо выкупе) земельного участка. Объединять их в одном документе (т.е. принять одно общее решение) - недопустимо;

б) необходимо проинформировать собственника (иного владельца земельного участка), у которого предполагается выкупить (изъять) участок, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (например, ст. 279 ГК, см. об этом подробнее коммент. к ст. 55 ЗК).

Законом N 232 от 18.12.06 - п. 3 признан утратившим силу.

3. Характеризуя правила п. 4 ст. 32 ЗК, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд (к иным случаям предоставления земельного участка - правила п. 4 ст. 32 ЗК не следует применять, в этом их отличие от правил пунктов 1-3 ст. 32 ЗК), должны содержаться в решении соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Эти условия необходимо довести до сведения всех заинтересованных лиц (см. о порядке информирования коммент. к ст. 32);

2) упомянутые выше условия должны предусматривать:

а) возмещение всех убытков, связанных с изъятием земельного участка. Эти убытки включают в себя не только реальный ущерб, но также и упущенную выгоду (ст. 15, 393 ГК). При этом необходимо обратить внимание на то, что речь идет о возмещении убытков не собственникам (у последних земельный участок подлежит выкупу, а не просто изъятию), а у землепользователей, землевладельцев, арендаторов (см. о том, кто относится к перечисленным лицам, коммент. к ст. 5 ЗК);

б) до 01.01.08 - также возмещение потерь сельскохозяйственного производства (данное положение признано утратившим силу Законом N 232 от 18.12.06); а до 09.12.06 - также лесного хозяйства (данное положение признано утратившим силу Законом N 201 от 04.12.06) При этом состав потерь сельскохозяйственного производства и порядок их возмещения, определение их размера до 01.01.08 определялся по правилам ст. 58 ЗК (см. коммент. к ней);

3) эти условия могут предусматривать (хотя это и не обязательно) права других лиц. Речь идет:

а) о правах, которые обременяют предоставляемые земельные участки (например, права залогодержателя, права владельца сервитута и т.п.);

б) о так называемых" ограничениях прав на землю" (они отличаются от сервитутов и перечислены в ст. 56 ЗК, см. коммент. к ней).

4. Для правильного понимания норм ст. 32 нужно также учитывать правила:

1) ст. 32 ЗК (о нормах предоставления земельных участков, см. коммент. к ней);

2) ст. 26 ЗК (о документах, которыми оформляются права на земельные участки, см. коммент. к ней);

3) ст. 28 ЗК (они определяют общие начала приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, см. коммент. к ней);

4) ст. 62 ЗК (о возмещении убытков владельцам земли);

5) ст. 63 ЗК (о гарантиях прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, см. коммент.).

См. также коммент. к ст. 30.1, 30.2, 38.1, 38.2 ЗК.

 

Статья 33. Нормы предоставления земельных участков

1. Применяя правила п. 1 ст. 33 ЗК, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) предельные размеры предоставления земельных участков (упомянутые в ст. 33 ЗК) могут устанавливаться:

а) из земель, находящихся только в государственной или муниципальной собственности (см. об этом коммент. к ст. 17-19 ЗК). Если земля находится в частной собственности граждан и (или) юридических лиц, - применять правила п. 1 ст. 33 ЗК оснований нет;

б) только при предоставлении земельных участков в собственность граждан. Иначе говоря, правилами п. 1 ст. 33 ЗК не следует руководствоваться, если земельный участок предоставляется:

- в собственность организаций;

- в постоянное (бессрочное) пользование граждан и юридических лиц (ст. 20 ЗК);

- в пожизненное наследуемое владение граждан (ст. 21 ЗК);

- в аренду (ст. 22 ЗК);

- в срочное безвозмездное пользование (ст. 24 ЗК).

См. коммент. к указанным нормам ЗК;

2) указанные выше предельные размеры предоставления земельных участков подлежат применению, если земля предоставляется:

а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом о том, что относится к крестьянскому (фермерскому) хозяйству, нужно судить исходя из Закона о фермерах;

б) для осуществления садоводства, огородничества и животноводства. При этом нужно исходить из норм Закона о садоводах (в которых легально определяются понятия "садоводство", "огородничество" и т.п.);

в) для дачного строительства. При этом нужно исходить из норм Закона о потребит. кооп., т.к. они регулируют и деятельность дачных кооперативов;

г) для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом не играет роли, что земельный участок для данных целей предоставляется индивидуальному предпринимателю (ибо он строит дом не для осуществления предпринимательской деятельности, а для личного, бытового, семейного использования);

3) в первых трех случаях предельные размеры земельных участков устанавливаются законами (а не актами исполнительных органов!) субъектов РФ, а в последнем случае - нормативными правовыми актами органа местного самоуправления (в том числе, например, и решением администраций районов, городов и т.д.).

2. Специфика правил п. 2 ст. 33 состоит в следующем:

1) они посвящены лишь установлению максимальных (а не минимальных!) размеров земельных участков. В практике клиентов фирмы "ЮКАНГ" возник вопрос: нет ли противоречий между правилами п. 1 и 2 ст. 33 ЗК? Противоречие очевидное (в п. 1 устанавливается, что предельные (в том числе и максимальные) размеры предоставления земельных участков устанавливаются только актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в п. 2 говорится, что максимальные размеры устанавливаются также законами федеральными. По-видимому, законодателю нужно уточнить редакцию пунктов 1 и 2 ст. 33 ЗК (например, дополнив п. 1 ст. 33 ЗК словами "а в случаях предоставления участка из земель, находящихся в федеральной собственности, - также федеральными законами");

2) в п. 2 ст. 33 ЗК речь идет о максимальных размерах земельных участков, предоставляемых:

а) исключительно для целей, перечисленных в п. 1 ст. 33 ЗК;

б) бесплатно (а не за деньги, иную форму оплаты). Таким образом, к максимальным размерам земельных участков, предоставляемых за плату, - правила п. 2 ст. 33 ЗК не могут применяться;

3) если земельный участок предоставляется из земель, находящихся:

а) в федеральной собственности - "максимальный размер" должен быть определен в нормах федерального закона;

б) в собственности субъекта РФ - в нормах закона соответствующего субъекта РФ. Следует учитывать, что к "государственной собственности на землю" относятся и собственность на землю всей Российской Федерации, и собственность на землю ее субъектов;

в) в собственности муниципальных образований - нормативными актами соответствующих органов местного самоуправления.

3. Особенности правила п. 3 ст. 33 ЗК состоят в том, что:

1) они подлежат применению в той мере, в какой земельный участок предоставляется для любых иных целей (нежели указанные в п. 1 ст. 33 ЗК);

2) и они относятся к случаям предоставления земельных участков именно в собственность граждан;

3) в соответствии с ними предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии:

а) с нормами отвода земель. Эти нормы устанавливаются для конкретных видов деятельности отдельными нормативными актами;

б) с правилами землепользования и застройки (они определяются в различных федеральных законах, например, в Законе об ОСЗ, в Законе об архитектуре) в иных нормативных актах, а также в правовых актах, принимаемых субъектами РФ;

в) землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (определяемой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Законом о землеустройстве и другими нормами действующего законодательства).

4. Для правильного применения норм ст. 33 ЗК нужно учитывать также правила:

1) ст. 34 ЗК (о порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством;

2) ст. 36 ЗК (о порядке приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения);

3) ст. 40 ЗК (о праве собственников земельных участков на использование последних);

4) ст. 42 ЗК (об обязанностях собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...