Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример может помочь в прояснении этого момента.




Пример может помочь в прояснении этого момента.

В начале сессии амбулаторной психотерапевтической группы, которая собиралась еженедельно уже больше года, Бетти рассказала, что ухудшение ее физического состояния может потребовать хирургического вмешательства, и что ее работодатель решил сократить ее рабочее место, как только здоровье помешает ей выполнять свои обязанности. Пока остальная группа сидела, потрясенная и шокированная бессердечным решением нанимателя лишить ее работы, Бетти выразила гнев на то, что она назвала предательством, добавив: «Я-то думала, что люди, с которыми я работаю, заботятся обо мне! ». После того, как ведущий дал Бетти достаточно времени, чтобы выплеснуть часть своего возмущения на людей, которые о ней не заботятся, он спросил, чувствует ли она, что люди здесь, в этой группе, заботятся о ней прямо сейчас. Бетти быстро ответила «да», но также добавила, что она сомневается в этом в отношении Тома, наименее демонстративного и меньше всего вербально поддерживающего члена группы. Том, слегка задетый ее комментарием, сказал, что, хотя все остальные так ясно озвучивали свое беспокойство и возмущение неподобающим обращением с ней ее нанимателя, его мысли были примерно такими: «Слишком все это многословно, и совершенно неважно». Несколько членов группы, которые и до этого были недовольны очевидной апатией Тома, повернулись к нему, обвиняя его в отчужденности, бессердечии и безразличии. Понаблюдав некоторое время за тем, как группа атакует Тома, ведущий вмешался, чтобы не дать сделать его козлом отпущения, поскольку было ясно, что тот превращается в контейнер для нежелательных и отрицаемых чувств всей группы. Ведущий, оставшись верным теме о не заботящихся людях, спросил группу: «Заботится ли кто-нибудь в группе о том, чтобы Тому была предоставлена свобода не выражать себя, или выражать непопулярные или отличные от других чувства? »

Пит, молчавший до этого момента, немедленно сказал Тому, что заботится о том, чтобы Том мог честно говорить о своих чувствах, даже если они такие непопулярные, как безразличие. После еще одной побуждающей реплики ведущего, попросившего участников присвоить свои проекции на Тома, двое других членов группы присоединились к нему, признавшись, что им тоже было трудно выражать чувство заботы, потому что они пришли сегодня в группу, озабоченные своими собственными конфликтами и стрессами. Свободный и от контейнирования всего плохого, и от регрессивного сговора группы заботиться о Бетти, Том через несколько минут заговорил, протестуя против мнения группы: «Фактически, я очень даже забочусь о Бетти! » Затем он добавил, что его жена и ближайшие друзья всегда обвиняли его в том же самом (что он отдаленный и бесчувственный). Том попытался объяснять свою позицию дальше, говоря группе, что ему всегда было сложно демонстрировать свой интерес или заботиться о других, потому что он считал, что это ничего не изменит, и вообще это совершенно неважно. В этот момент Энди обратился к Тому со словами: «Я слышу то, что ты говоришь, но ты смотришь как на дерьмо, когда кто-нибудь говорит с тобой! » После слов Энди лицо Тома изменилось, и он сказал группе, что только что вспомнил постоянный спор с матерью в детстве о том, заботится ли о нем отец. Том вспомнил, как кричал своей матери: «Отец смотрит на меня, как на дерьмо, когда я говорю с ним! » Его мать всегда защищала отца, говоря Тому: «Твой отец заботится о тебе, даже если он этого не показывает». В этот момент Энди продолжил тему, обратившись к Тому: «Посмотри, что ты делаешь. Ты становишься таким же, как твой отец, и это жутко, это мой самый большой страх — стать таким, как мой отец».

Если членам группы позволить оставаться отчужденными и пользоваться выражениями типа «интересно было бы узнать» или «я думаю», они будут анализировать, комментировать и говорить о том, что они думают, но не будут эмоционально вовлечены. Ормонт стремится создать чувство общности, эту «реторту, в которой происходит обмен чувствами». Он подчеркивает, что эта атмосфера очень отличается от той, в которой приоритет отдается обучению, образованию и интеллектуальному инсайту. Ормонт уверен, что многие индивиды не реагируют на интерпретации, и к ним надо подходить со стороны чувств и действий. Они должны получить опыт, и это событие гораздо более вероятно, если члены группы взаимодействуют друг с другом непосредственно в данный момент. Как писал Ормонт, «Мы всегда хотим взаимодействия участников, чтобы группа была живой и подвижной, но бывают моменты, в которые это просто необходимо, поскольку иначе группа совершенно распадется» (1992, стр. 17).

Сплоченность или общность в группе

Ялом постоянно подчеркивал ценность сплоченности для групповой психотерапии. Он включил ее, как существенный компонент, в число своих двенадцати лечебных факторов, и придал ей специальный статус, указав, что даже если сплоченность сама по себе и не является лечебным фактором, все же она должна быть создана как можно быстрее, потому что без нее ни один из оставшихся одиннадцати факторов не может быть приведен в действие. Были проведены параллели между рабочим альянсом в индивидуальной терапии и сплоченностью в групповой (Flores, 1988, Leszcz, 1992). В большинстве случаев лечение будет очень затруднено, если не уделить достаточного внимания ее поддержанию. Однако, групповую сплоченность, как замечает Scheidlinger (1983), не следует путать со слипанием. Хотя установление терапевтической общности является критически важным, это не значит, что ведущий должен создавать атмосферу группы поддержки, где царит эмоциональное согласие и позволены только позитивные чувства друг к другу. Все, что удерживает членов группы от свободного переживания и выражения таких беспокоящих эмоций, как агрессия, зависть и страх, будет вести к одностороннему и нереалистическому групповому опыту.

Понятие терапевтической общности Ормонта во многом схоже с понятием сплоченности Ялома. Однако, Ормонтовское определение сплоченного сообщества, включенное в это понятие, позволяет обрести более широкий и лучше интегрированный взгляд на сплоченность. Это один из его самых ценных теоретических вкладов, помогающий упрочению межличностного подхода к групповой психотерапии, добавляя последний краеугольный камень к трем главным элементам модели Ялома:

· Здесь и сейчас,

· Взаимодействие между участниками,

· Сплоченность, или установление терапевтической общности.

Ормонт твердо уверен, что если ведущие создадут правильную смесь эмоциональной вовлеченности и взаимодействия всех участников группы, то они овладеют важным источником терапевтической силы и эффективности. Ормонт говорит, что если создана правильная атмосфера, то «эти люди поймут себя лучше вместе, будучи согласной массой, чем они когда-либо смогли бы, имея интерпретации или отдельные инсайты» (1992). Каждый из них как единица будет иметь больший потенциал для вложения и сложения, являясь интегральной частью работающей общности. Если терапевтическая общность создана правильно и действует как динамичное, активное целое, а индивиды полностью вовлечены эмоционально, то члены группы научатся друг от друга большему, чем можно было бы научиться у каждого отдельно. Несоглашательское принятие, честность и соблюдение обязательств будут результатом, если терапевту удастся сохранить вовлеченность каждого участника.

Акцент на непосредственности эмоциональной коммуникации — это то, что отличает современный групповой анализ от более ранних методов классического анализа. Цель подхода Ормонта — сделать игроками всех участников. Если побуждать членов группы говорить о своих чувствах и реакциях друг на друга, то они, как уверен Ормонт, получат гораздо больше пользы, чем если бы они говорили только о себе или своих проблемах. Как пишет Ормонт: «Успешная группа движется вперед как целое. Если аналитик включает всех участников все время, он обнаружит, к своему удовольствию, что в скором времени они сами начнут поддерживать сплоченность группы. Они станут чувствовать любые нарушения своей целостности. Они будут бдительными по отношению к отстающим, к тем, кто не вносит своего вклада, и, таким образом, каждый участник станет частью организма, который представляет собой успешная группа». (1992, стр. 14)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...