6.Помогите им закрепить изменения и генерализовать их, распространив на отношения с внешним миром
6. Помогите им закрепить изменения и генерализовать их, распространив на отношения с внешним миром Ведущий также должен понимать важность той силы подкрепления, которая существует в группе. Когда участник изменяет какой-то аспект своего поведения — не важно, насколько тривиальный и мелкий — группа должна заметить это изменение. Боб и Мэри Гулдинг часто принимались шумно приветствовать и аплодировать вместе с группой, когда один из участников сообщал даже о незначительном изменении в своей жизни. Группа, которая проводит все время в выражении боли, гнева и негодования, пропускает ключевую часть лечебного процесса и не использует своих возможностей, как мощного агента изменений в жизни человека. Смех и ободрение — смазка лечебного процесса. Смех и ободрение, творчески примененные в группе, могут быть мощной силой, помогающей человеку привести в действие обретенное понимание. С помощью освещения процесса участники группы постепенно углубляют понимание своего поведения и влияния, которое их поведение оказывает на других. Они также будут лучше понимать те последствия, от которых они страдают из-за влияния, оказываемого ими на других. Ялом приводит четыре этапа освещения процесса. 1. Твое поведение таково: a. Когда кто-то делится своими чувствами здесь, ты i. Приходишь к нему на помощь ii. Смеешься или шутишь iii. Злишься (то есть когда кто-то не согласен с тем, что ты говоришь, твои челюсти напрягаются, ты сжимаешь кулаки, сверкаешь глазами, и твой голос становится громче). 2. Вот как твое поведение влияет на мои чувства к тебе: a. Меня раздражает то, что ты вечно спешишь на помощь. b. Мне больно, что ты смеешься над моими чувствами.
c. Я пугаюсь и не хочу честно делиться своими чувствами или мыслями в твоем присутствии. 3. Вот как твое поведение влияет на мое мнение о тебе. a. Я не думаю, что ты на самом деле искренен, потому что ты заботишься обо всех и каждом. b. Я не доверяю тебе и твоему смеху. c. Я думаю, что ты, на самом деле, бесчувственный сукин сын, и я не хочу иметь с тобой дела. 4. Вот как твое поведение влияет на твое собственное мнение о себе: a. Ты пришел в группу именно потому, что был разочарован и зол на самого себя, потому что у тебя не было никаких друзей и удовлетворяющих долгосрочных отношений. Ты считал себя человеком, которого нельзя полюбить, и не обращал внимания на то, что ты сам отталкивал всех от себя. Хочешь ли ты продолжать придерживаться поведения, которое доставило тебе столько неприятностей, и, самое важное, хочешь ли ты измениться? Модель групповой психотерапии, разработанная Яломом, шаг за шагом проводит участников группы через каждый из этих этапов. Участник должен отдавать себе отчет в своем поведении и осознать, как оно в конечном итоге приводит к его разочарованию в самом себе и в своей жизни. Модель Ялома можно обобщить в виде последовательности изменений на основании четырнадцати важнейших допущений: 1. На нас влияют и нас формируют наши межличностные взаимоотношения, и наше видение межличностного мира зависит от тех взаимоотношений, которые были у нас в детстве. 2. Групповая психотерапия может предоставить коррективный эмоциональный опыт в отношении искаженных или нарушенных межличностных взаимоотношений, которые возникли на ранних этапах нашей жизни. 3. Групповая психотерапия действует как социальный микрокосм нашего межличностного мира. 4. Групповая психотерапия является средством для изучения межличностных взаимоотношений. 5. С помощью процесса консенсуальной валидации и самонаблюдения участники группы начинают осознавать паратаксические искажения, вмешивающиеся в их межличностные взаимоотношения.
6. С помощью обратных связей от ведущего и других участников группы каждый человек может научиться осознавать влияние своего поведения на чувства и мысли окружающих о нем и понять, как это влияет на его собственное мнение о себе. 7. Учитывая это новое понимание, человек осознает, что он сам отвечает за реальное, а не выдуманное состояние своих межличностных отношений. 8. Учитывая эту ответственность, человек начинает понимать, что он сам может модифицировать или поменять собственное поведение. 9. Очень важно то, что понимание находится в прямой зависимости от интенсивности чувств, испытываемых пациентом. И наоборот: чем более интеллектуализирован процесс, тем меньше научение и меньше корреляция с изменениями. 10. Изменение является прямой функцией мотивации, вовлеченности в работу группы, ригидности межличностной структуры характера и стиля межличностного общения. Следовательно, чем более мотивирован, вовлечен и чем менее ригиден индивид, тем больше у него будет шансов изменить свое поведение. 11. Изменения в группе могут способствовать изменениям в других межличностных взаимоотношениях. Величина изменений зависит от интенсивности самоанализа и количества обратных связей, которые предоставляют пациенту другие участники группы. 12. Иррациональные страхи, связанные с возможными переменами, будут преодолены, и изменения не приведут к возникновению страха перед потерей индивидуальности, смертью, одиночеством и поглощенностью. 13. Через определенный период времени социальный микрокосм группы приведет к тому, что внешнее поведение будет честно представлено в группе, и новоприобретенные поведенческие навыки постепенно будут экспортированы во внешний мир. Поведение в группе и вне группы станет более конгруэнтным. 14. В конце концов, процедура адаптации развивается внутри, вначале в группе, затем распространяясь на внешний мир. Участники группы применяют новоприобретенные навыки вне группы, возвращаются в группу с этим опытом, и постепенно вносят изменения в свое поведение. Степень искажений начинает снижаться. Повышается способность участников к созданию здоровых взаимоотношений. Постепенно снижается уровень тревожности, а самооценка участников повышается до такой степени, что они чувствуют в себе силы быть самими собой. Рост положительных откликов со стороны других участников ведет к повышению самооценки и уверенности в себе. Цикл подлинного самовыражения, риска и повышения самооценки в конце концов приводит к формированию все более автономной и свободной от конфликтов личности.
Интеграция современного аналитического подхода Модель интеракционной групповой психотерапии Ялома — один из наиболее широко применяемых подходов к групповому лечению (Dies, 1992). Частично причина его популярности в том, что это относительно простой, практичный и прямой подход, который легко постичь и выучить. Его текст хорошо написан и легко понимается. Все основные положения для проведения эффективной группы ясно определены. Его модель также легко адаптировать, и поэтому ее изложению было уделено столько внимания. Однако, ни одна модель не может вмещать в себя все и подходить каждому. Следовательно, другие — альтернативные, но дополняющие эту модель подходы также должны быть нами изучены. Базовая модель Ялома по-прежнему является предпочтительной для ранней и средней стадий выздоровления. Однако, этой модели недостает полноты, необходимой для лечения химически зависимых индивидов на поздних этапах выздоровления. Чем более очевидным становится то, что для достижения долгосрочного выздоровления должны быть модифицированы характерологические особенности, ассоциированные с химической зависимостью, тем более широкая теоретическая база становится необходимой для того, чтобы затронуть все разнообразные динамики, которые имеют вероятность проявиться в длительной групповой терапии. Поскольку изменение характера занимает больше, чем несколько месяцев лечения, то для дополнения рекомендаций Ялома требуются более экстенсивные и содержательные модели группового лечения. Надлежащее лечение характера часто требует нескольких лет психотерапии. АА и другие двенадцатишаговые программы интуитивно знают это и утверждают, что преодоление дефектов характера требует многих лет работы по программе. Современный подход Луиса Ормонта (Louis Ormont) — одна из моделей, которая подходит к долгосрочному лечению более основательно, оставаясь при этом в согласии с теоретической позицией Ялома.
Неожиданное открытие сходства, существующего между их позициями, было сделано мною во время конференции Американской Ассоциации Групповой Психотерапии (AGPA) в 1992 году в Нью-Йорке, когда двое этих маститых практиков работали в одном экспертном совете старших групповых терапевтов, представляя в нем противоположные теоретические взгляды. После просмотра советом и аудиторией видеозаписи того, как доктор Ялом ведет демонстрационную группу, члены совета представляли критические замечания и предлагали различные рекомендации, основываясь на своих наблюдениях. Они также осуществляли альтернативные вмешательства, отражающие их теоретические позиции. В результате оживленных и порой провокативных дебатов, происходивших между экспертами, присутствующим в аудитории, вскоре стало очевидно, что доктор Ормонт и доктор Ялом во многом схожи, имеют множество одинаковых соображений и мнений о необходимых и важных элементах эффективной групповой психотерапии. В результате такой удивительной взаимности, проявившейся в то время, как эти уважаемые практики отстаивали свои теоретические позиции, у меня возник важный вопрос. Как мог Ирвин Ялом, самопровозглашенный экзистенциалист, испытавший влияние теории Салливана и часто открыто критиковавший классическую психоаналитическую теорию, быть настолько согласным с Луисом Ормонтом, групповым психотерапевтом и самопровозглашенным современным психоаналитиком, основывающимся на психоаналитической теории? Важно изучить и сопоставить их взгляды на групповую психотерапию, чтобы лучше объяснить и идентифицировать то общее, что в них содержится. Есть надежда, что это предприятие приведет к более полному пониманию совпадающих элементов двух подходов. И потом, возможно, такая попытка синтеза и интеграции теоретических позиций приведет к появлению более законченной и убедительной теории групповой психотерапии вообще и интерперсональной групповой психотерапии в частности. Это важное предприятие, особенно в свете огромной популярности сочинений доктора Ялома, его лекций и теорий, и того огромного влияния, которое он имеет на публику и профессиональное сообщество (Dies, 1992). Несмотря на популярность, его классический текст «Теория и практика групповой психотерапии» часто подвергается критике многих уважаемых групповых теоретиков, которые называют его модель групповой психотерапии атеоретичной, или «набором техник в поисках теории». Его книгу часто хвалят, как дающую самые прагматичные рекомендации и необходимую информацию для новоиспеченных групповых терапевтов, но все же многие считают, что она нуждается в более организованном теоретическом обосновании. Я надеюсь, что твердая теоретическая основа Луиса Ормонта — современная психоаналитическая теория — сможет обеспечить требуемую поддержку для некоторых рекомендаций Ялома. Более детальное изучение сходств и различий может помочь в выработке более прочного теоретического фундамента для интеракционной или интерперсональной групповой психотерапии. Синтез их подходов, возможно, обеспечит более широкий взгляд на теорию Ялома и снабдит пояснениями, усовершенствованиями и альтернативными обоснованиями рекомендуемые им стратегии.
Как это часто бывает, многие компетентные и опытные практики всех форм хорошей психотерапии имеют множество сходств в своих установках и подходах, несмотря на использование очень непохожих слов для объяснения того, что, как и почему они делают (Frank, 1978; Bergin, 1971). Теоретические обоснования также могут быть временами диаметрально противоположными. И все же, то, что могло казаться противоречивым или оппозиционным в их теоретических объяснениях, может в действительности быть вполне совместимым и взимодополняющим, если наблюдать происходящее в действии или изучать ретроспективно. Ивонн Ага- зарян и Энн Алонсо (Yvonne Agazarian, Anne Alonso, 1993) совершили похожее открытие, когда пытались объяснить, почему их порой расходящиеся взгляды на групповую психотерапию приводят к одинаковым выводам, несмотря на различные интерпретации и объяснения одного и того же феномена. Есть надежда, что то же самое может случиться и в нашем случае, если критически исследовать и сравнить взгляды Ялома и Ормонта на групповую психотерапию. Такая работа может привести к более глубокому изучению интервенций и стратегий, которые докажут свою полезность во всех формах группового лечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|