Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понимание против переживания




Рутан и Стоун (1993) подчеркивают, что, хотя инсайт и понимание жизненно важны во всех формах лечения, обычно их самих по себе недостаточно для реального изменения личности. Возможность переживать жизнь и других людей другим (и более удовлетворительным) способом является основой любого эффективного процесса изменения или исцеления. Так же, как АА и другие двенадцатишаговые программы, группа может дать своим участникам уникальный обучающий опыт. Понятие сплоченности группы, принадлежащее Ялому, отражает потенциальную пользу от принадлежности к здоровой поддерживающей среде, в которой основным эмоциональным переживанием является опыт принятия, эмпатии, поддержки, заботы, предсказуемости и честности. Для любого человека (аддикта или не-аддикта) невозможно пережить такой опыт и не быть глубоко измененным им. И хотя существуют некоторые разногласия по поводу определения и полезности коррективного эмоционального опыта, теперь признается, что он включает в себя нечто большее, чем просто «долюбливание человека до здоровья»: предоставление ему (или ей) подлинного, реального опыта заботы со стороны аутентичной, реальной заботящейся личности. Лучше было бы называть отношения, которые выстраиваются в хорошо функционирующей группе, коррективными эмоциональными отношениями.

Алкоголики и аддикты (возможно, более, чем неаддиктивные личности) испытывают крайние сложности в установлении взаимно удовлетворяющих взаимоотношений. Способность их устанавливать требует скорее возможности научиться на опыте, нежели получения формулы, объясняющей, как это делать. Рутан и Стоун подытоживают это, когда пишут:

«Группы обеспечивают уникальные терапевтические возможности для того, чтобы достичь как понимания (эмоциональный и когнитивный инсайт), так и коррективного эмоционального опыта; они обеспечивают возможности для построения новых психических структур (на основе лучших, более аутентичных и питающих отношений), а также для проб и отработки новых образцов поведения. Ведущим групп не нужно выбирать один из краев этого континуума; им следует удостовериться в том, что задействованы оба его конца, и что пациенты получают как информацию, так и переживания» (1993, стр. 141).

Исследования результатов терапии

В то время как многие качества терапевтов, описанные Гротьоном и другими, безусловно, восхитительны, наука говорит нам, что вещи не всегда таковы, какими они кажутся. Исследование продемонстрировало, что, в то время как многие врожденные характеристики, описанные опытными клиницистами (такими как Витакер, Полстер и другие) действительно играют очень значительную роль в удачном лечении, взаимодействие между характеристиками терапевта и успехом лечения является тонким и деликатным. Тем не менее, прежде чем читатель составит для себя впечатление, что обладание описанными врожденными характеристиками — это все, что требуется для удачного лечения, важно понять, что именно исследование обнаружило касательно данного фактора. Струпп и Хэдли (Strupp & Hadley, 1979) заключили, что, в то время как неспецифические факторы (характеристики терапевта) были решающими в установлении первоначального альянса с пациентом, их было недостаточно для позитивного исхода лечения, если оно длилось дольше двух или трех встреч. После начальной встречи специфические факторы (такие как техника, тренинг и опыт) играли в лечении уже более значительную роль. Струпп и Хэдли обнаружили, что люди, которые не являлись профессиональными терапевтами, но обладали такими важными качествами, как способность проявлять заботу и тепло, могли принести немедленное облегчение многим пациентам в процессе первых нескольких сессий, если могли продемонстрировать свою способность понимать пациента и сопереживать ему. Однако, после установления отношений, когда от непрофессиональных терапевтов потребовались более специфические вмешательства, они терялись в том, как и на что реагировать. Именно здесь требуются специальный тренинг и навыки профессионального терапевта, чтобы помочь пациенту выйти за пределы нынешнего состояния.

В одном из наиболее доскональных и полных обзоров всех исследований результатов лечения Бергин (Bergin, 1971) согласился с этой позицией, заключив, что удачная психотерапия определяется в большей степени характеристиками терапевта. Он обнаружил, что тремя самыми основными факторами, способствующими успешному лечению, являются (в порядке убывания степени важности):

1. Характеристики пациента.

2. Характеристики терапевта.

3. Техника терапевта или его теоретическая ориентация.

Открытия Бергина предполагают, что два из трех самых важных для результата фактора находятся вне контроля университетов и тренинговых организаций, а также за пределами возможностей обучения. Словами Касселла, приведенным ранее в этой главе, «Возможно ли научить чувствительности? » Разумеется, способность проявлять заботу представляет собой важнейшую переменную в успешном лечении, но оказалось, что это что-то, что терапевты приносят с собой в терапевтическую ситуацию. Тем не менее, как предположили Витакер и Малоун (1953), терапевты могут быть гораздо более эффективны, если у них самих был успешный терапевтический опыт. Это — хороший аргумент в пользу того, что терапевтам в процессе тренинга следует самим пройти личную терапию прежде, чем они займутся пациентами. Разумеется, это справедливо и для групповых терапевтов. Им будет важно получить хороший опыт групповой терапии прежде, чем они сами смогут рассчитывать на то, что станут хорошими групповыми ведущими. Открытия Бертина также подчеркивают важность вклада пациента в успех терапии. То, что многие пациенты не подходят для психотерапии — это факт. Они или слишком нарушены, или слишком сопротивляются для того, чтобы получить пользу от лечения. Особенности характеристик таких пациентов будут рассмотрены далее в этой главе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...