Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы функционирования рынка




Общая характеристика рыночной экономики: основные элементы, структура и принципы функционирования рыночной экономики.

Рынок - это система социально-экономических отношений по поводу предпринимательской деят-ти на основе многообразных форм собственности и обмене ее результатами. Рынок - это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда (специализация приводит к росту производительности труда, =>, к появлению излишков продуктов, которые в виде товаров поступают на рынок).

2. Возникновение частной собственности (частная собственность дает возможность эконом-ой свободы хозяйствующему S-ту).

3. Развитие товарного производства (эквивалентного обмена различных полезностей).

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

Элементы: -Товар- это экономическое благо предназначенное для обмена.2 свойства: Полезность(способность удовлетворять потребности человека).Способность обмениваться на другой продукт. На эквивалентной основе, в этом случаи продукт становится товаром. -Деньги- это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, кроме того, деньги это самое ликвидное средство обмена, то есть товар способный обмениваться на любые продукты человеческого труда. Облад своист.:-мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров)

-средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением)

-средство накопления -средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу) -мировые деньги (понимается множество их разновидностей, различающихся способами обращения и учета возможности превращаться из одних форм в другие)

Спрос - это платежеспособная потребность, количество товара (блага или услуги), которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени.

Величина (или объем) спроса - это максимальное количество данного товара, которое покупатель готов приобрести по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.

Закон спроса отражает обратную зависимость между ценой товара и спросом на данный товар при прочих равных условиях, иначе, чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями, и наоборот, если цена снижается, то количество покупок данного товара возрастает.

Предложение

Предложение - количество товара, которое производители согласны и могут продать за определенный период времени при данных условиях.

Величина (или объем) предложения - это максимальное количество данного товара, которое продавец готов предложить по некоторой цене за данный период времени при данных условиях.

Закон предложения показывает прямую зависимость объема предложения от изменения цены: чем выше цена, тем больше предложение, а чем ниже цена - тем меньше. Кривая предложения имеет положительный, восходящий характер.

 

Структура рынка: В завис-ти от критериев различают след. виды рынков:

Первый: по объектам:- @ товаров и услуг ( потребительский рынок). Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. -@ факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля (урожай, сырье, материалы,), рабочая сила(биржи труда) и средства производства (@капитала,купли-продажи средств производства, зданий, сооружений). @ инвестиций объектом рыночных отношений являются капиталовложения. - Ф инансовый @ это,@, где покупаются и продаются финан.средства:деньги, ценные бумаги.(на этом рынке формируются ссудный%-он указывает минимальный уровень отдачи, эффективности капитальных вложений. Второй критерий: по географическому положению: • местный (локальный) рынок;• региональный рынок;• национальный рынок;• мировой рынок. Третий к-рий по проявлению конкуренции- Совершенной (свободный) к. - тип рынка характеризуемый наличием большого количества продавцов, предлагающий однородную продукцию, доступ на рынок свободный - Несовершенной к. - хара-но незначительное кол-во фирм.существует жесткая борьба для проникновение на конкретный рынок. Монопольной кон-ии - @ характеризующий большое кол-во мелких фирм предлагает разнородную продукцию, доступ на рынок относительно свободный, может контролировать цены на продукцию.(существуют различия в качестве. Внешнем виде итд.производимых различными фирмами. Которые делают этот товар чем то уникальным, хотя и взаимо-мым)

- Монополия –@-ные условия, когда одна единственная фирма является продавцом данной продукции. Не имеющих близких заменителей, барьеры для вступление новых фирм практически непреодолимы. - Олигополия- существование на @ нескольких крупных фирм. Продукция которых может быть как разнородной так и однородной, вступление новых фирм как правило затруднено, особенностью является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою прод-цию. 4) по степени свободы а) свободный б) регулируемый в) теневой

Свобод. рынок имел место в эпоху становления капиталистического способа произв-ва.

Регулируемый рынок. на рынке действуют круп. предпр-я-товаропроизводители. Прежде чем вложить фин., матер., людские ресурсы в произв-во проводится тщательное изучение всех составляющих рынка (конкуренты, потребители, поставщики, правовоые и нормативные базы). Реализацией созданного продукта занимаются специализироанные коммерч. орг-ции (оптовые фирмы, торговые агенты, товарные биржи, брокеры и т.д.) Теневой рынок. Все рыноч. сделки совершаются с нарушением действующего законодат-ва. 5) В завис-ти от объема продаж. а) рынок оптовой торговли б) рынок розничной торговли

Принципы функционирования рынка

- Свобода выбора видов и форм деятельности. Предприниматели сами выбирают направление своей деятельности

- Всеобщность рынка. Он характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства.

- Саморегулирование деятельности. (экономическая свобода самосоздание и самозакрытие, свобода прекращения деятельности предприятий в большинстве случаев оказывается вынужденной, однако очищает экономику от неэффективных звеньев).

- Принцип договорных отношений. действует во взаимных поставках и в закупках и в обязательствах, как форма регулирования трудовых отношений могут выступать и трудовые контракты между нанимателями и работниками.

- Свобода ценообразования. При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Она никем не назначается, формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть рыночными.

- Самофинансирование. хозяйственная единица, самостоятельный экономический субъект, представляющий юридическое лицо и имеющий, обязан осуществлять финансов самообеспечение, т. есть самофинансирование.

- Государственное регулирование. осуществляется посредством законодательство (обязательные гос. платежей в бюджет, необходимые для осуществления финансовой политики,).

- Конкуренция т.е. экономическая свобода хоз.суб.обуславливае соперничества за наиболее предп-ные условия и реализ. прод., кон-ция означает, что отдельный участник @ не может повлиять на уровень цен и V продаж

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...