Принцип минимизации убытков
Если фирма получает убытки, то различают следующие ситуации: а) валовой доход фирмы больше переменных издержек. Фирме следует продолжать работать, поскольку за счет полученного дохода возмещаются все переменные затраты и часть постоянных. б) убытки фирмы меньше постоянных расходов. Не следует закрываться, т. к. при этом ей нужно оплатить пост. затраты и тем самым увеличить собст. убытки в) убытки больше пост. издержек. Закрытся. г) убытки равны пост. издержкам – безразлично. Принцип сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Эта сигнальная система, позволяющая предпринимателю определять оптимальный объем пр-ва. Фирма находится в равновесном состоянии (и производит оптимальный объем пр-ии) при условии, если MR = MC. См. график: 5. Поведение фирмы в рыночных условиях: фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодат-во
Термин "конкуренция" означает соперничество, столкновение различных интересов. В рыночной экономике конкуренция естественна и неизбежна, меняются только ее формы и методы. Конкуренция – это экономическое соперничество между производителями за наиболее выгодные условия произ-ва и реализации продукции. Условия при которых осущ-ся конкурентная борьба наз-ся рыночной структурой. Она харак-ся: кол-вом продавцов на рынке, типом предлагаемого продукта, степенью конроля над ценами, условиями входа в отрасль и доступностью инф-ции. Разичают 4 типа рыночных структур: Совершенная конкуренция (свободная) – множествомелких товаропроизводителей предлагают однотипную продукцию. Доля каждого из них в общем объеме продаж невелико, поэтому отдельные продавцы не в состоянии влиять на цены. Цена на таком рынке формируется под воздействием спроса и предложения. Вход для конкурентов свободен (элементы такого рынка имеются на рынке сельскохозяйственной пр-ии, напр-р рынок картофеля).
Если одно из условий совершен-го рынка не выполняется, то возникает р ынок несовершенной конкуренции. Ее главные черты: 1. Наличие крупных фирм производителей, имеющих возможность контролировать рынки. 2. Контроль за деят-тью конкурента с целью принятия адекватных своевременных решений. К рынкам несовершенной конкур-ции относят монополистич-ую конкур-цию, олигополию и монополию. На рынке монополистической конкуренции продавцы предлагают, как правило, похожие товары, товары одного назначения, но отличающиеся качеством, т.е. набором особых потребительских свойств, которым не обладают другие сходные товары. Таким образом, продавцы являются своего рода монополистами и стараются убедить нас, потребителей, что их товар в данной товарной группе является самым лучшим, например, по дизайну, упаковке, экономичности, экономичным параметрам и т.д. (с помощью рекламы). Дифференциация товара позволяет продавцам самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Принято считать, что на таком рынке на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% объема продаж, а на долю восьми - не менее 50%. Вход на такой рынок достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако у новых продавцов могут быть и трудности, т.к. ниши заняты. Дифференциация продукта определяет степень монополизации рынка: чем более однородна продукция, тем в большей мере товары могут друг друга и конкуренция сильнее, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция и легче устанавливать монопольную цену. (рынок бытовой химии, парфюмерия, одежда, обувь и т.д.)
Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько фирм. Как правило, на таком рынке четыре крупные фирмы (по объемам поставок и продаж) контролируют от 65 до 99% рынка. Доступ на такой рынок ограничен, затруднен. Одним из основных барьеров являются размеры капитала, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олигополию. На рынке чистой олигополии - однородная продукция (цемент, алюминий и т.д.). Дифференцированная олигополия - это рынок, на котором продается разнородная продукцию, но одного функционального назначения (например, это, автомобили, покрышки, автокосметика и т.д.). К олигополии обычно относится картель (договор по ценам и объемам продаж с целью максимизации прибыли). Если в картель объединяются все предприятия, то он ведет себя как фирма - монополист. (автомобилестроение, металлургия, нефтедобыча) Монополию можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, как тип фирмы (картель, синдикат, трест, концерн), а с другой - как экономическое поведение фирмы. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, а значит один продавец на рынке, который контролирует ситуацию на рыке и устанавливает монопольно высокую цену, позволяющую получать монопольно высокую прибыль. Вход на такой рынок теоретически возможен, а практически нет. Существует множество барьеров для входа на такой рынок. Причины возникновения монополий: эффект масштаба, исключительные права (естественные монополии), собственность на редкие ресурсы, авторские права. Характерные черты конкуренции: 1) жестокость, конфликтность взаимодействия между предпринимателями; 2) взаимное соперничество; 3) суверенное право участников конкуренции на реализацию своего экономического интереса неизбежно приводит к столкновению интересов, к достижению своего интереса за счет других. Конкуренция между предпринимателями за потребителя вызывает соответствующие методы конкурентной борьбы: снижение цен за счет уменьшения издержек производства и обращения, улучшение качества, соответствие товара (услуги) необходимым требованиям, послепродажный сервис и т.д. Поэтому методы конкуренции могут быть:
- ценовые, связанные с возможностью снижения цен; - неценовые, связанные с изменением свойств продукции, приданием ей качественно новых свойств в создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей и новых, не существующих ранее, совершенствование услуг, соответствующих товару (гарантийный и постгарантийный ремонт, обучение персонала и т.д.). Ценовая и неценовая конкуренция всегда существуют вместе, речь может идти лишь о преобладании того или иного метода. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система нормативных актов, отдельных правовых норм и институтов, призванных обеспечить защиту покупателя от монополии производителя путем установления экономических, организационных и других ограничений (регулирование процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, система юридических санкций за монополитические действия. М ожно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. Современное антимонопольное законодательство в РФ имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Переход к рыночным отношениям невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды. Законодательство выделяет группу предприятий-монополистов, к которым относятся предприятия, доминирующие на определенном товарном рынке. Доминирующими признаются предприятия, доля которых на рынке составляет 65 % и более. Антимонопольный орган может снизить этот, процент, но не менее чем до 35. Антимонопольный орган ведет реестр предприятий-монополистов.
6. Макроэкономические показатели: цели и инструменты макроэкономической политики Макроэкономика – это наука, изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Она стремится не только объяснить происходящие события, но разработать экономическую политику, направленную на реализацию основных макроэкономических целей. Макроэк-ий анализ позволяет осуществлять гос-ную политику в области обеспечения: 1.стабильность темпов экон-ого роста. 2.стабильных цен. 3.полной занятости. 4.экспортно-импортного равновесия. В макроэконом. ан. важная роль отводится системе национальных счетов – это совокупность макроэк-их показателей, на основе которых рассчитывают и прогнозируют: динамику экон-ого роста; формирование и исполнение бюджета, проблемы налогооблажения,уровень цен и последствия инфляцийи др. Основными макроэкономическими показателями, измеряющими результаты экономической деятельности, являются ВНП, ВВП, ЧНП, НД, ЛД. ВНП – это рыночная стоимостьсовокупного общ-го продукта, произведенного в экон-ке за 1 год. Это денежный показатель, позволяющий агрегировать пр-во различных видов прод-ции. Различают номинальный (объем национального пр-ва выраженный в текущих ценах) и реальный ВНП (совокупный общ-ный продукт отчетного года выраженный в ценах базового продукта). ВНПр=ВНПном/I(индекс цен в сотовых долях) Инфлирование и дефлирование Реальный ВНП = Номинальный ВНП / Дефлятор ВНП Если индекс цен <1, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону увеличения, которое называется инфлированием; если индекс цен >1, то происходит дефлирование Дефлятор (индекс цен) = отношению цен рын. корзины данного года на цену рын. корзины предыдущего года. (в %) Различают ВВП и ВНП. Валовой внутренний продукт – рассчит-ся по территориальному признаку (стоимость совокупного продукта произведенного в рамках тер-рии данного гос-ва). Валовой национальный продукт (ВНП) – рассчитывается по национальному признаку (стоимость общ-го пр-та, произведенного нац-ными предприятиями внутри страны и за ее пределами (как правило ВВП отлич-ся от ВНП на 1 – 1,5%) ВНП = ВВП – Доходы иностр. компаний полученные в данной стране + Доходы нац.компаний зарубежом. ВВП (РФ), млрд.руб: 99-4823,00г- 7306, 01г – 8944, 02г -10834, 03г -13285…. ВНП – измеряет стоимость конечной продукции, произведённой гражданами данной страны в данной стране и за рубежом.
При расчете ВНП следует избегать двойного счета, т. е. необходимо учитывать ст-ть только конечных производств (исключая ст-ть промежуточных товаров). Под конечными понимается пр-ты, принадлежащие для конечного потребления.(напр. 1.зерно-10р,2.мука – 10+12р, 3.хлеб – 22+8, итого 30р.) При расчете ВНП принимается во внимание либо стоимость кон. продуктов, либо добавленная стоимость, созданная на всех стадиях производства. ВНП м. б. определен либо путем суммирования всех расходов на покупку всего объема произведенной в данном году продукции, либо по средствам сложения всех доходов, получ. от пр-ва объема продукции данного года. ТО что потрачено на приобретение продукта явл. доходом для тех, кто вложил свои ресурсы в производство данного продукта и его реализации на рынке. Расчёт ВНП по расходам: в сумме все расходы, понесенные субъектами рынка на приобретение годового объема товаров и услуг. Учитывают: 1) потребительские расходы (С), 2) валовые частные инвестиции (инвестиционные расходы) (I), 3) гос-ые расходы (G), 4) чистый экспорт (Х=экспорт-импорт) ВНП по расходам = Личные расходы + Инвестиц. вложения + Гос. закупки + Чистый экспорт Расчёт ВНП по доходам: отражает первичные, т.е. ещё не перераспределённые, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда, рентные платежи, прибыль и образование распред. ср-в, несвяз с выплатой доходов, амортизацию,косвенные налоги на бизнес,взносы на соц.страхование,арендные доходы. Рентные платежи образуют статью дохода собственника собст. капитала, земли, зданий, сооружений. Прибыль состоит из 2 частей: прибыли корпорации (налог на прибыль корпорации, дивиденды, нераспр. прибыль, направл. на увеличение реальных активов фирмы) и доходов на собственность. Ср-ва, не связ. с выплатой доходов вкл. в себя аморт. отчисления и косвенные налоги, которые входят в состав издержек фирм (акцизы, НДС, налог на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины). ВНП по доходам = з/п + рентные платежи + прибыль + амортизация + косвенные налоги. Помимо ВНП для хар-ки нац-го объема пр-ва испоьзуют следующие показ-ли: Чистый национальный продукт – частьт произведенного ВНП, за вычетом той части продукта, которая необходима для замены капитала, изношенного в процессе произ-ва. ЧНП вкл.в себя только чистые инвестиции. ЧНП = сумме конечной продукции и услуг, оставщуюся для потребления, после замены списанного оборудования. Национальный доход – общий доход, полученный поставщиками ресурсов, за их вклад в создании ВНП данного года. НД вкл.в себя все виды факторных доходов, полученных в данном году. (%, з/п, рента, прибыль) Национальный доход (НД): НД = ЧНП (чистый национальный продукт) минус косвенные налоги (НДС, акцизы…) Это заработанный доход всех участников в текущем производстве. Это сумма фондов потребления и чистого накопления. Личные доходы – весь доход, полученный населением в данном году, который м.б. направлен на: уплату налогов, на потребление, на сбережение. Личный полученный доход = НД – взносы на социальное страхование – нераспределённые прибыли корпорации – налоги на прибыль корпорации + трансфертные платежи. Личный располагаемый доход = ЛПД – индивидуальные налоги. Взаимосвязь макр-их показателей: ВНП - амортизация = ЧНП ЧНП - косвенный налог на бизнес = НД НД – прибыль(налог на прибыль + нераспределенная чистая прибыль) – взносы на соц.страх-ние + трансфертные платежи (безвозмездные выплаты из бюджета соц.хар-ра) = ЛД ЛД – индивидуальные налоги = располагаемый доход (идет на потребление и сбережение). Уровень экон-го благосостояния в общ-ве, помимо показателя ВНП на душу населения, определ-ся кол-вом свободного времени, продолжительностью свободного времени, кач-вом прод-ции, экологич-ми последствиями произ-ва, наличием теневой экон-ки и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|