Методы государственного воздействия на рынок.
Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство. Государственные расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Налогообложение. Налоги - основной источник бюджетных средств. Подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация. Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Современная ситуация: Составлен список приоритетных предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку гос-ва (среди них ММК). Т.к. безработица растет и будет расти, то хотят увеличить размер пособий, гос-во будет помогать семьям переезжать в другие места, где еще есть работа. Сильно пострадала металлургическая и нефтяная отрасли. №10. Инфляция и система антиинфляционных мер. Инфляция (от латинского – вздутие денежной массы) - кризисное состояние (заболевание) денежной системы. Это обесценивание денег, снижение покупательской способности, проявляющаяся в устойчивом росте общего уровня цен.
Причины инфляции: Инфляция спроса. В результате дисбаланса между денежной и товарной массой совокупный спрос увеличивает совокупное предложение, а следов-но рост общего уровня цен. Это м.б. вызвано: 1) ростом денежной массы у населения. 2) ростом гос-ых расходов. 3) милитаризация эк-ки. 4) кредитно-денежная экспансия. 5) денежной эмиссией. Инфляция спроса представляет монитористский подход, по которому считается, что цена определяется количеством денег в обращении: P = f(M), где Р- цена, f-функция, М-деньги. В этом случае для снижения инфляции требуется уменьшить кол-во денег в обращении. В этом случае проводится следующая политика: повышается ставка %, ограничивается кредитная экспансия, сокращаются гос. расходы. Инфляция предложения (издержек). Рост цен в эк-ке обусловлен ростом издержек произ-ва. Это м.б. вызвано: 1) ростом цен на ресурсы. 2) ростом з/п. 3) налогооблажением. 4) монополизацией рынка. 5) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и услуг в отсутствие стимулов; появление новых потребностей человека. Согласно Кейнсу цена представляет соотношение прироста з/п и производительности труда: P = (K*W)/A, где Р- цена, W- з/п, К- доля з/п в издержках производства, А-производительность труда. Если (K*W)>А, то инфляция. Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией, инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период). Рис. 25.2. Кривая А.Филлипса Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 25.2). При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику цены снижаются до Р3, а безработица – до U3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы.
Виды инфляции (с точки зрения проявления): открытую инфляцию – имеет место в рыночной эк-ке и развивается по спирали «доходы и цены»; подавленная – скрытая форма инфляции, проявляющаяся в снижении качества продукции, изменение структуры ассортимента, увеличения дефицита в экономике, рост очередей, харак-на для административной эк-кт, проявляется в виде товарного дефицита. типы инфляции: 1) Ползучая (умеренная), когда цены растут менее, чем на 10% в год, 2) Галопирующая инфляция (от 10 до 200% в год) - Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. 3) гиперинфляция (более 200% в год) - ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой выражает четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и рычаги управления не действуют. Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен, который измеряет соотношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (потребительской корзиной) в текущем и базовом периодах. Индекс цен в данном периоде = цена потребительской корзины в данном периоде / цена корзины в базовом. (*100%) Темп инфляции: (индекс цен потреб. корзины отчетного года – индекс цен потр. корзины базисного года)/ индекс потреб. корзины базисного года * 100 % Правило «семьдесят» показывает, через сколько лет уровень инфляции увеличится в 2 раза. = 70 / Индекс инфляции, где - кол-во лет, необходимых для удвоения существующего уровня инфляции. Последствия инфляции: Невысокие темпы инфляции способствуют оживлению эк-ки, росту прибыли, будет способствовать бллагоприятной рыночной коньюктуре. Высокая инф-ция приводит: - к обесцениванию сбережений населения, - усилению социальной напряженности, - к утрате стимулов к накоплению, - усилению диспропорций в развитии эк-ки, - замедлению обновления произ-ва, - искажению структуры потребительского спроса, - падению курса национальной валюты, - увеличение стабильности иностранной валюты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|