7.8. Amazon Japan: второй интернет‑ритейлер Японии
Начиная с 2000 г., после открытия своего предприятия в Японии, компания Amazon Japan устойчиво расширяла продажи. С 5, 0 млрд долларов в 2010 г. оборот увеличился до 6, 8 млрд в 2011 г. и до 8, 2 млрд в 2015 г. Это сделало компанию вторым по величине предприятием розничной интернет‑ торговли на японском рынке. Первоначально ассортимент Amazon Japan включал в основном книги, преимущественно иностранные. В этой области бизнеса компания смогла предложить японским потребителям выгодные цены и более быструю доставку по сравнению с японскими книготорговыми предприятиями. Начав с области, где у компании имелись явные «сравнительные преимущества», она расширила свой ассортимент, включив в него все виды медийной продукции, компьютеры и офисные товары, напитки и продукты питания, одежду и автозапчасти. Быстрый рост продаж и устойчивое увеличение ассортимента позволяют считать деятельность Amazon Japan примером успешного проникновения на японский рынок. Материнскую компанию Amazon. com основал в 1994 г. американский бизнесмен Джеф Безос (Jeff Bezos; первоначальное название компании – Cadabra). Начав с торговли книгами, Amazon. com быстро расширил сферу деятельности и превратился в крупнейшего в мире интернет‑ ритейлера. Первоначальный бизнес‑ план Amazon. com был весьма необычным, поскольку в первые 4–5 лет не предполагалось получения прибыли. Такой медленный рост долгое время был причиной подозрений в отсутствии перспектив. Однако серьезные инвестиции в логистику и складские помещения позволили компании не только пережить кризис «доткомов» и интернет‑ бизнеса в начале 2000‑ х, но и получить первую прибыль в 2001 г. Отношение прибыли к обороту (5 млн долларов к 1 млрд) было настолько малым, что это вновь стало поводом для критики предложенной бизнес‑ модели. Тем не менее в 2000‑ х годах ситуация изменилась и Amazon. com многократно доказывал свою прибыльность и эффективность.
Стратегия Amazon. com первоначально строилась по принципу «бизнес – клиент». Впоследствии покупатели получили возможность писать отзывы о купленных товарах, наладилась действенная обратная связь. В настоящее время компанией развивается также и модель «клиент – клиент», поскольку Amazon. com предоставляет площадку для частной торговли. Многие интернет‑ магазины используют эту компанию для продажи товаров в дополнение к собственным торговым площадкам. Кроме перечисленных выше применяются такие методы, как создание торговых сайтов на платформе Amazon. com, соглашения с ритейлерами для продвижения их продукции и многие другие. В целом это представляет собой многоуровневую и диверсифицированную стратегию интернет‑ бизнеса. Открытие японской дочерней фирмы (Amazon Japan) и местного сайта (Amazon. co. jp) состоялось в 2000 г. В 2015 г. оборот Amazon Japan достиг 8, 2 млрд долларов. Это примерно на 40 % меньше, чем у крупнейшего японского интернет‑ ритейлера Rakuten. Однако последний представляет собой не одиночное предприятие, а объединение множества заинтересованных фирм на общей платформе для интернет‑ торговли. С учетом этого Amazon Japan можно считать крупнейшим независимым интернет‑ ритейлером на японском рынке. Особенностью стратегии Amazon Japan является создание мощной логистической базы. Она включает (2014) 2 головных офиса, 12 оптовых центров, два оптовых склада совместно с японской компанией каталожной торговли Nissen, два центра обслуживания покупателей. Это позволяет предоставлять разнообразные виды услуг, не совсем обычные в США и в Европе, но привычные для японских покупателей. К ним относятся: заказ и обсуждение вопросов оплаты и поставки по телефону (с 2006 г. ), регулярные рейсы доставки товаров для постоянных покупателей со скидкой до 10 % (с 2009 г. ), получение заказа в ближайшем конбини (с 2008 г. ), возможность вернуть заказанный товар и получить выплаченные деньги (ранее возврат осуществлялся талонами Amazon Japan, но с 2012 г. начался возврат денег банковским переводом).
К этому следует добавить простоту и удобство сайта Amazon. co. jp для пользователей. Существуют также версии сайта для разнообразных мобильных платформ, прежде всего для чрезвычайно распространенного в Японии доступа с мобильных телефонов. Конструкция сайта ориентирована на особенности восприятия на местном рынке (большой объем информации мелким шрифтом на первой странице, спокойная цветовая гамма, быстродействующие серверы). Все посетители сайта (не обязательно покупатели) получают возможность оставить отзыв о продукте. Предоставляется большое число не связанных с продажей собственных товаров услуг, таких как аукцион, семейный сервис, скидки для студентов и т. п. И наконец, серьезным преимуществом Amazon Japan стало создание собственной системы продажи «цифрового контента», т. е. аудиовизуальной продукции и книг в цифровом формате. В области продаж музыки и фильмов Amazon Japan серьезно отстает от лидеров рынка. Однако торговля цифровыми версиями книг, газет, журналов и комиксов в настоящее время устойчиво растет и имеет неплохие перспективы. Это стало возможным после вывода на японский рынок адаптированного ридера Kindle и быстрого расширения числа наименований цифровой книжной продукции. На японском рынке печатной продукции традиционно доминируют крупные издательства. Каждое из них пытается создать собственную систему распространения цифровых версий книг, а общих форматов и принципов организации торговли в этой области пока не выработано. Amazon Japan делает упор, во‑ первых, на иностранные цифровые книги и, во‑ вторых, на продукцию малых издательских компаний. Такая стратегия приносит позитивные результаты в виде устойчивого роста продаж. Итак, основными факторами успеха Amazon Japan можно считать выбор уникального товара (иностранной печатной продукции) для начала операций, большие вложения в логистику и складскую инфраструктуру, предоставление покупателям широкого набора привычных услуг, создание удобного и адаптированного к местным условиям сайта, а также развитие собственной системы реализации электронных книг. Именно эти причины позволяют объяснить быстрый рост продаж на сложном японском рынке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|