Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  «Как Сеня догадался?». III. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звука [с] во всех ситуациях общения.




                                    «Как Сеня догадался? »

 - Соня, ты спряталась?

 - Да, иди искать!

 - А мне и искать не надо. Я и так знаю, где ты.

 - Где?

 - За кустами сирени.

Как Сеня догадался, где Соню искать?

 

                                                 * * *

                                         Продавец ребятам рад.

                                         В магазине для ребят

                                         Есть матрёшки расписные,

                                         Есть машинки заводные,

                                         Золотые рыбки

                                         И всем нам – по улыбке.

                                                                                    /В. Степанов/.

 

 

План индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [с]

I. Подготовительный этап:

- развитие слухового внимания и фонематического восприятия

1) выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [с]

С О С С У С С С А С С И С С А С Ы С С А С

2) различение на слух звуков [с-з] в слогах, начале слова, в игре «Свистит – звенит» (поднять карточку с нарисованным колокольчиком ( на звук [з]) или насосом (на звук [с]).

С, З, З, С, С, С, СА, ЗА, ЗА, СА, СА, ЗО, ЗО, СО…

САМ, СОНЯ, ЗОЯ, ЗУБЫ, САПОГ, ЗАМОК, САНИ…

- формирование артикуляционных умений и навыков (артикуляционная гимнастика)

1) «Окошечко» - широко открыть (закрыть) рот до 10 раз.

2) «Улыбка-поцелуй» - чередовать имитацию этих действий (10 раз).

3) «Лошадка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе (если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя-пя-пя) 4-5 раз.

4) «Веник» - рот открыт, выталкивающие движения языком из-за нижних зубов (до 15 раз).

5) «Сердитая кошечка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть спину языка, опустить – 10 раз.

6) «Загнать мяч в ворота» - дуть на вату, вытянув губы трубочкой, загоняя ее между двумя кубиками (до 10 раз).

7) «Кто дальше загонит мяч» - сдуть вату на противоположный край стола, положив широкий передний край языка на нижнюю губу, произнося при этом длительно звук:

ф – ф – ф (до 10 раз).

8) «Холодная струя» - губы сомкнуты с небольшой щелью и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом.

II. Формирование первичных произносительных умений и навыков:

1) постановка звука

- характеристика: звук [с] – согласный, свистящий, глухой, твердый.

- при произнесении звука [с] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1 мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряженная, направленная вниз по середине языка.

- длительно произнести звук с-с-с, на одном выдохе, контролируя при этом в зеркале положение губ («улыбка»), зубов («заборчик» со щелью); ладонью – воздушную струю (холодная, идущая вниз).

«Насос» свистит, выпуская воздух: с - с - с - с.

2) автоматизация звука [с]:

- в слогах – звук [с] в прямом ударном слоге в начале слова,

- звук [с] в прямом ударном слоге в середине слова,

- звук [с] в прямом безударном слоге в середине слова,

- звук [с] в прямом слоге при стечении согласных,

- звук [с] в обратном ударном слоге,

- звук [с] в обратном безударном слоге,

- звук [с] в различных позициях.

3) дифференциация формируемого и смешиваемого звука

- [с - с'] - [с - з]

III. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звука [с] во всех ситуациях общения.

Карточка № 1

Автоматизация звука [с] в прямом ударном слоге в начале слова.

1. Артикуляционная гимнастика:

«Окошечко», «Улыбка-поцелуй», «Лошадка», «Веник», «Сердитая кошечка», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч? », «Холодная струя».

2. Выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши:

С О С С У С С С А С И С А С Ы С С Э С.

3. Упражнение «Насос»: в течение 1 минуты правильно произносить длительные и короткие звуки:

С – С – С -, с-с-с-.

4. Слоговая разминка (каждый слог повторить до 10 раз)

СА-, СО-, СУ-, СЭ-, СЫ.

а) с изменением ритмического рисунка

са - са – са - са - са                    са - са - са – са - са

сы - сы – сы - сы - сы                сы - сы - сы – сы - сы

б) с изменением ударения

са – са – са 

са – са – са 

са – са – са 

в) повторить слоги: со-су-су; са-са-сы; сы-сы-са…

                             са-со-су-сы; су-сы-са-со…

5. Проговорить слоги и слова (по 2-3 раза)

са-са-са – сад                                              со-со-со – Соня,

со-со-со – сон                                             со-со-со – сом,

са-са-са – сани                                            су-су-су – суп,

сы-сы-сы – сын                                           су-су-су – сумка,

сы-сы-сы – сыпать                                      су-су-су - сундук

со-со-со – сок

6. Повторить слова (звук [с] произносить протяжно:

Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сок, сом, сон, сода, сокол, сук, суд, сухо, суп, судно, сумка, сын, сыч, сыпать.

Спросить значение слов, если ребенок затрудняется ответить, объяснить.

7. Повторить пару родственных слов, изменить прилагательные:

Сон – сонный (взгляд, муха, лицо, глаза);

Сок – сочный (плод, ягода, яблоко, груши).

8. Правильно ли говорит Незнайка?

Я сыпать, ты сыпет, он сыплю, она сыпешь, мы сыпем, вы сыпят, они сыпете.

9. Игры с картинками: (соболь, сабля, сук, сом, сад, сыр, сын, сода, сумка, санки, сокол, суп, соль, сахар).

Картинки можно подобрать другие, но обязательно с ударением в начале слова).

Задания по картинкам:

- по возможности самостоятельно назвать картинки;

- назвать животное, оружие, рыбу, птицу, первое блюдо, молочный продукт, ребенка;

- отгадать загадки:

· Бел как снег, в чести у всех,

В чай попал – там и пропал.

                                                (Сахар)

· Я катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

                                                (Санки)

· В воде он живет, нет клюва, а клюет.

(Сом)

- узнать название картинки по произнесенным отдельно звукам: с - ы - н.

- построение фразы с наращиванием предметного ряда.

У Сони санки.

У Сони санки и сумка.

У Сони санки, сумка и сом.

и т. д.

10. Заучивание текста по предложенным фразам (повторение, ответы на вопросы)

Это Соня. Это Саня. Соня маленькая. У Сони сумка. В сумке сайка, соль, сахар, сок. Саня ведет Соню домой.

- Кто маленькая? - Что у Сони? - Что в сумке? -Кто ведет Соню домой?

11. Повторить:

- У Сани сани едут сами.

- У Сони санки едут сами.

- У Сани санки едут сами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...