«Как Сеня догадался?». III. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звука [с] во всех ситуациях общения.
«Как Сеня догадался? » - Соня, ты спряталась? - Да, иди искать! - А мне и искать не надо. Я и так знаю, где ты. - Где? - За кустами сирени. Как Сеня догадался, где Соню искать?
* * * Продавец ребятам рад. В магазине для ребят Есть матрёшки расписные, Есть машинки заводные, Золотые рыбки И всем нам – по улыбке. /В. Степанов/.
План индивидуальных занятий по формированию правильного звукопроизношения: звук [с] I. Подготовительный этап: - развитие слухового внимания и фонематического восприятия 1) выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши, если услышишь звук [с] С О С С У С С С А С С И С С А С Ы С С А С 2) различение на слух звуков [с-з] в слогах, начале слова, в игре «Свистит – звенит» (поднять карточку с нарисованным колокольчиком ( на звук [з]) или насосом (на звук [с]). С, З, З, С, С, С, СА, ЗА, ЗА, СА, СА, ЗО, ЗО, СО… САМ, СОНЯ, ЗОЯ, ЗУБЫ, САПОГ, ЗАМОК, САНИ… - формирование артикуляционных умений и навыков (артикуляционная гимнастика) 1) «Окошечко» - широко открыть (закрыть) рот до 10 раз. 2) «Улыбка-поцелуй» - чередовать имитацию этих действий (10 раз). 3) «Лошадка» - рот открыт, удерживать расслабленный язык на нижней губе (если не удается расслабить и распластать язык, пошлепать по нему губами: пя-пя-пя) 4-5 раз.
4) «Веник» - рот открыт, выталкивающие движения языком из-за нижних зубов (до 15 раз). 5) «Сердитая кошечка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть спину языка, опустить – 10 раз. 6) «Загнать мяч в ворота» - дуть на вату, вытянув губы трубочкой, загоняя ее между двумя кубиками (до 10 раз). 7) «Кто дальше загонит мяч» - сдуть вату на противоположный край стола, положив широкий передний край языка на нижнюю губу, произнося при этом длительно звук: ф – ф – ф (до 10 раз). 8) «Холодная струя» - губы сомкнуты с небольшой щелью и сильно растянуты. Дуть холодным воздухом. II. Формирование первичных произносительных умений и навыков: 1) постановка звука - характеристика: звук [с] – согласный, свистящий, глухой, твердый. - при произнесении звука [с] губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью (1 мм), язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, напряженная, направленная вниз по середине языка. - длительно произнести звук с-с-с, на одном выдохе, контролируя при этом в зеркале положение губ («улыбка»), зубов («заборчик» со щелью); ладонью – воздушную струю (холодная, идущая вниз). «Насос» свистит, выпуская воздух: с - с - с - с. 2) автоматизация звука [с]: - в слогах – звук [с] в прямом ударном слоге в начале слова, - звук [с] в прямом ударном слоге в середине слова, - звук [с] в прямом безударном слоге в середине слова, - звук [с] в прямом слоге при стечении согласных, - звук [с] в обратном ударном слоге, - звук [с] в обратном безударном слоге, - звук [с] в различных позициях. 3) дифференциация формируемого и смешиваемого звука - [с - с'] - [с - з] III. Формирование коммуникативных умений и навыков (безошибочное употребление звука [с] во всех ситуациях общения. Карточка № 1 Автоматизация звука [с] в прямом ударном слоге в начале слова.
1. Артикуляционная гимнастика: «Окошечко», «Улыбка-поцелуй», «Лошадка», «Веник», «Сердитая кошечка», «Загнать мяч в ворота», «Кто дальше загонит мяч? », «Холодная струя». 2. Выделение звука [с] – хлопнуть в ладоши: С О С С У С С С А С И С А С Ы С С Э С. 3. Упражнение «Насос»: в течение 1 минуты правильно произносить длительные и короткие звуки: С – С – С -, с-с-с-. 4. Слоговая разминка (каждый слог повторить до 10 раз) СА-, СО-, СУ-, СЭ-, СЫ. а) с изменением ритмического рисунка са - са – са - са - са са - са - са – са - са сы - сы – сы - сы - сы сы - сы - сы – сы - сы б) с изменением ударения са – са – са са – са – са са – са – са в) повторить слоги: со-су-су; са-са-сы; сы-сы-са… са-со-су-сы; су-сы-са-со… 5. Проговорить слоги и слова (по 2-3 раза) са-са-са – сад со-со-со – Соня, со-со-со – сон со-со-со – сом, са-са-са – сани су-су-су – суп, сы-сы-сы – сын су-су-су – сумка, сы-сы-сы – сыпать су-су-су - сундук со-со-со – сок 6. Повторить слова (звук [с] произносить протяжно: Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, сок, сом, сон, сода, сокол, сук, суд, сухо, суп, судно, сумка, сын, сыч, сыпать. Спросить значение слов, если ребенок затрудняется ответить, объяснить. 7. Повторить пару родственных слов, изменить прилагательные: Сон – сонный (взгляд, муха, лицо, глаза); Сок – сочный (плод, ягода, яблоко, груши). 8. Правильно ли говорит Незнайка? Я сыпать, ты сыпет, он сыплю, она сыпешь, мы сыпем, вы сыпят, они сыпете. 9. Игры с картинками: (соболь, сабля, сук, сом, сад, сыр, сын, сода, сумка, санки, сокол, суп, соль, сахар). Картинки можно подобрать другие, но обязательно с ударением в начале слова). Задания по картинкам: - по возможности самостоятельно назвать картинки; - назвать животное, оружие, рыбу, птицу, первое блюдо, молочный продукт, ребенка; - отгадать загадки: · Бел как снег, в чести у всех, В чай попал – там и пропал. (Сахар)
· Я катаюсь на нем до вечерней поры, Но ленивый мой конь возит только с горы. (Санки) · В воде он живет, нет клюва, а клюет. (Сом) - узнать название картинки по произнесенным отдельно звукам: с - ы - н. - построение фразы с наращиванием предметного ряда. У Сони санки. У Сони санки и сумка. У Сони санки, сумка и сом. и т. д. 10. Заучивание текста по предложенным фразам (повторение, ответы на вопросы) Это Соня. Это Саня. Соня маленькая. У Сони сумка. В сумке сайка, соль, сахар, сок. Саня ведет Соню домой. - Кто маленькая? - Что у Сони? - Что в сумке? -Кто ведет Соню домой? 11. Повторить: - У Сани сани едут сами. - У Сони санки едут сами. - У Сани санки едут сами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|