План индивидуального занятия. Карточка № 1. Се-се-се – ленточки в косе. План индивидуального занятия. Си-си-си – сено коси
План индивидуального занятия (подробный) I. Развитие фонематического восприятия, различение на слух звуков (с - с’) в слогах, в начале слова в игре покажи пальчиком (на картинку) «Кто говорит Сима или Соня? » ([С], [С’], [С’], [С], са, ся, со, сё, су, сю, сом, сеть, сила, сын, санки, семья)
II. Отработка артикуляционных упражнений, подготавливающих к постановке звука [С’] 1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. 2. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.. удерживать в таком положении 15 с. 3. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10-15 раз. 4. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык (выкатывать вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз в отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
III. Постановка [С’] от [С] по подражанию после закрепления звука [С]. [С] + [И].
IV. Автоматизация поставленного звука [С’]. 1. Изолированно в игре «Песенка водички» -С’- С’- С’ Можно громче, тише, длинная струйка, короткая (с показом соответствующих картинок) 2. В слогах: ся-ся-ся сё-сё-сё сю-сю-сю се-се-се си-си-си 3. В начале слова, фразах (в ответах на вопросы логопеда предложениями) по картинкам, карточкам. Например: · Сено – Что несёт Сеня? – Сеня несёт сено. · Семь – Сколько лет Сёме? – Сёме семь лет. · Сито – Где висит сито? – Сито висит на стене.
· Сельдь – Что ест Сима? – Сима ест сельдь.
4. Отработка слоговой структуры слова и определение позиции звука [С’] в слове. Например: се-но – 2 части (слога), звук С’ в начале слова си-то – 2 части (слога), звук [С’] в начале слова 5. Автоматизация звука С’ на последующих занятиях в середине и в конце слова в словах и фразах по картинкам и карточкам. Например: · Вася – Как зовут мальчика? – Мальчика зовут Вася. · Лосёнок – Кто у лося? – У лося лосёнок. · Гусёнок – Кто у гуся? – У гуся гусёнок. · Лисёнок – Кто у лисы? – У лисы лисёнок. · Гусь – Кто пасётся на лугу? Ва-ся – 2 части (слога), звук С’ в середине слова Ли-сё-нок – 3 части (слога), звук С’ в середине слова И так разобрать каждое слово. 6. Следующий этап – звук С’ отрабатывается в слогах со стечением согласных и словах в начале слова затем в середине и в конце. Например: сме-сми-смя сле-сли-сля Смех – Что слышно в цирке? – В цирке слышен смех. Слива – Что ест Сева? – Сева ест сливу. 7. Далее звук С’ автоматизируется в чистоговорках, потешках, стихах, загадках, пересказе рассказов и т. д. си-си-си – сито неси ся-ся-ся – не сядь на гуся си-си-си – апельсин откуси се-се-се – ленточки в косе мы сидим на лесенке. И поем мы песенки Все поют, и я пою Песню новую мою. 8. Следующий этап – дифференциация в речи звуков: ( с-с’, с’-з’, с’-ц) изолированно в слогах, в начале, середине и конце слова, фразах, чистоговорках, текстах, дидактических играх. Например: Поговорка. Коси коса пока роса.
V. Работа над материалом, который ребенок слабо усвоил на занятии. КАРТОЧКА № 1
Звук [С’]: согласный, глухой, мягкий Артикуляция. Сходен со звуком [С] твёрдым: губы растянуты в улыбку, зубы заборчиком с небольшой щелью, язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами, воздушная струя холодная, длительная, направленная вниз посередине языка. В отличие от звука [С] спинка языка приподнята и выгнута по направлению к нёбу, язык напряжен, кончик сильно упирается в нижние резцы.
СЕ-СЕ-СЕ – ЛЕНТОЧКИ В КОСЕ 1. Сено – Что сушит Сёма? - Сёма сушит сено. 2. Сети – Что нужно Сене? 3. Седло – Где сидит Сева? 4. Сев – Как называются весенние работы на полях? 5. Серый – Какой волк? 6. Серьги – Что купила мама Асе? 7. Семь – Сколько лет Симе? 8. Семена – Что сеет Муся? 9. Сентябрь – Какой 1-ый осенний месяц? 10. Серп – Что нужно крестьянину? 11. Сетка – Что натянуто на окна? 12. Сердце – Что болит у Светы? 13. Сержант – Кто служит в армии? 14. Семечки – Что любит Сева? 15. Кисель –Что ест Сеня? 16. Висели – Что делали сосульки на ёлки? 17. Песец – Кто сидит в сенях у Симы? 18. Весенний – Какой день любит Сёма? 19. Новоселье – Что у Стёпы? 20. Соседка – Кто Люся Тосе? 21. Восемь – Сколько сестер у Васи? 22. Наседка – Кто высиживает цыплят? 23. Сети - Что висит в сенях? 24. Семафор – Что у моста? КАРТОЧКА № 2
Звук [С’]: согласный, глухой, мягкий
СИ-СИ-СИ – СЕНО КОСИ СИ-СИ-СИ – АПЕЛЬСИН ОТКУСИ СИ-СИ-СИ – ПОДЪЕХАЛО ТАКСИ 1. Сито – Что висит на стене? – На стене висит сито. 2. Ситец – Что купила Муся? 3. Синева – Что в небе? 4. Сирень - Что растет в саду? 5. Синий – Какой Василе? 6. Сибиряк – Кто живет в Сибири? 7. Симпатичный – Какой у Васи пёсик? 8. Синяк – Что у Максима? 9. Синоптик – Кто следит за погодой? 10. Синица – Кто сидит на суку? 11. Сиделка – Кто сидит с Симой? 12. Персик – Что ест Василий? 13. Месит – Что делает мама с тестом? – Мама месит тесто. 14. Сироп – Что наливает Люся? 15. Усики – Что у осы? 16. Сильный Какой ветер дует? 17. Северное сияние – Что бывает зимой на севере? 18. Синеглазый – Какой Сима? 19. Гуси - Кто пасется на лугу? 20. Босиком – Как Ася ходит по луже? 21. Василек – Что у Васи? 22. Апельсин - Что ест Сема? 23. Усидчивый – Какой Сима? 24. Укусил – Что сделал комар Севе? 25. Сибирь – Куда уехал Василий? 26. Осина – Где вырос подосиновик? 27. Такси – на чем едут Сима и Сережа? 28. Сосиски – Что покупает Василий?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|