10 замечаний об Успенском посте (Радио «Эра», 18 августа 2012 года)
10 замечаний об Успенском посте (Радио «Эра», 18 августа 2012 года)
Наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря ответил на вопросы о празднике Преображения и Успенском посте для радио «Эра‑ РМ». «Православие в Украине» предлагает текстовую версию.
1. Правильно расставляйте приоритеты. Если Христос – во главе угла, то и пост – в радость. Лето – время отдыха и некой духовной расслабленности, когда человек настраивает себя на праздность, отдыхает от своих трудов. Часто ему бывает трудно сосредоточиться на том, чтобы воздерживаться, поститься. Возникают в этом отношении нарекания и в адрес Успенского поста. Мера восприятия и исполнения постов зависит от системы приоритетов. Если во главу угла человек ставит Христа, Православную Церковь, а потом уже всё остальное – семью, Родину, работу и так далее, то посты для него не являются чем‑ то экстраординарным, временем скорби и печального воздержания от тех или иных продуктов. В первую очередь, они становятся периодом, когда можно попытаться приблизиться ещё ближе ко Христу, претерпеть ради Него лишения, пусть достаточно условные. Ведь в наше время существует огромное изобилие постных продуктов, и поститься совершенно незатруднительно даже таким строгим постом, каким является Успенский. Но если человек живёт иными приоритетами, если ценности смещены, если более важное место занимает отдых, развлечения, комфорт, тогда, конечно, пост становится весьма сложным и превращается уже в какую‑ то трудновыполнимую диету.
2. Понимайте правильно церковнославянские выражения. «Постимся постом приятным» – не нам приятным, а тем, который Господь принимает.
Церковь призывает: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви». В данном случае слово «приятным» означает не что‑ то приятное нам, а то, что Господь принимает. Господь принимает тот пост, который совершается с радостью, в чистоте сердца, с желанием поститься, а не с напряжением, ропотом и измышлениями, как это часто бывает среди некоторых православных.
3. Не ищите оправданий нарушению поста и не облекайте их в цитаты из святых отцов. Багодаря доступности информации в Интернете сейчас можно найти любую цитату из историков Церкви или святых отцов, которой можно оправдать тот или иной грех. Вырванная из контекста всей православной жизни цитата может оправдать практически любую человеческую немощь. Но мы знаем слова Псалтири, которые звучат по‑ славянски так: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». «Непщевание» – это изыскиваение оправданий. И мы молимся вместе со святым пророком Давидом, чтобы Господь не уклонил наше сердце в лукавые словеса изыскивать оправдания наших грехов, в том числе и нарушения Успенского или иных постов.
4. Если отступили от поста, принесите покаяние и снова попробуйте держать его так, как положено православным христианам. Если случилось какое‑ то отступление, нужно не оправдывать себя, не успокаивать, а с сокрушением сердца сказать: «Господи, прости нас, мы были несдержанны. Господи, помилуй! Господи, дай нам остаток поста провести так, как положено православным христианам». Чтобы действительно встретить с радостью Богородичную Пасху – преставление ко Господу Его Пречистой Матери – Девы Марии.
5. Не путайте: древо грехопадения к яблоку не имеет никакого отношения. У многих людей яблоко ассоциируется с грехопадением Адама и Евы в раю, а также – с освящением на праздник Преображения.
Начнём с того, что в православной традиции плодом грехопадения является вовсе не яблоко, а смоква. В Библии нет упоминания о том, каким именно было дерево. Но православные отцы, в частности те, что составили синаксарь (поучения к тем или иным наиболее значимым службам Великого поста), считают, что именно смоковница (инжир) и была тем деревом, из‑ за которого всё произошло. Они разъясняют, почему именно смоковница и её плоды являются символом греха. Каждый ел инжир и знает, что пока ешь, весьма приятно и вкусно. Но после, особенно, если съесть много, возникает жжение в ротовой полости. Святые отцы толкуют, что грех подобен инжиру, то есть смокве. Пока человек вкушает его, он кажется сладким и приятным, но после совершения греха вся горечь выступает наружу. Человек чувствует угрызения совести и скорбит о содеянном. Поэтому святые отцы и считают, что древом грехопадения была именно смоковница. Они дальше развивают свою мысль и считают, что смоковница, которую проклял Христос и которая засохла по слову Господа, напрямую связана с древом грехопадения. Собственно, грехопадение к тем плодам, которые человек вкушает, отношения не имеет. Потому что грехопадение – это изъявление свободной воли человека. Адам с Евой сознательно выбрали преступление Божией заповеди. Плоды же, которые мы вкушаем, даны Господом человеку для радости, для пропитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|