Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста
Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста
Здоровье и двигательная активность
Традиционно в практике дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью ребенка. Анализ комплексных образовательных программ для дошкольных учреждений и программ по физической культуре для начальной школы позволил определить показатели, по которым целесообразно проводить исследование детского развития в этой области. Среди целей физического воспитания в дошкольном возрасте, предполагающих сохранение и укрепление соматического и психического здоровья ребенка, выделяется линия развития у него двигательной активности. Отмечается важность активности ребенка для организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Наиболее значимыми параметрами, характеризующими здоровье и двигательную активность ребенка, являются показатели общей активности, работоспособности, крупной и мелкой моторики. При этом общая активность и работоспособность служат интегративным показателем самочувствия ребенка и рассматриваются в контексте развития коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. При оценке крупной и мелкой моторики основное внимание уделяется параметрам, имеющим значение для становления операциональной стороны основных видов деятельности ребенка (игровой, учебной деятельности, продуктивных видов деятельности). Причем эти параметры имеют универсальное значение и могут оцениваться в нескольких видах деятельности. Крупная моторика оценивается на основе наблюдений воспитателя за особенностями двигательной активности ребенка в различных ситуациях, а оценка уровня развития мелкой моторики осуществляется с помощью специальной методики.
Мелкая моторика в двигательной активности ребенка представлена дифференцированными и сложно скоординированными движениями кистей и пальцев рук при выполнении предметных и предметно‑ орудийных действий. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для овладения основными навыками, необходимыми для осуществления учебной, художественно‑ графической, музыкальной, конструктивной и других видов деятельности, а также для полноценного развития тех отделов мозга ребенка, которые функционально связаны с деятельностью рук. Кроме того, само развитие мелкой моторики происходит в процессе овладения указанными видами деятельности (их операционально‑ технической стороной) и предметными средствами, необходимыми для их осуществления. Важными условиями выполнения специальных навыков учебной деятельности (прежде всего письма) является способность ребенка к произвольной регуляции мышечной активности и сформированность правильного способа захвата различных объектов. Способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребенку высокую пластичность в сфере мелкой моторики.
Общие способности ребенка
Все вариативные программы, существующие в настоящее время, объединяет общая идея развития ребенка. Однако конкретные пути реализации этого важнейшего положения во многих программах не очерчены достаточно четко. Сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами. Психическими образованиями, необходимыми для успешного овладения какой‑ либо деятельностью, являются способности. Различают общие и специальные способности. В дошкольном детстве формируются как общие способности, необходимые для осуществления нескольких видов деятельности (например, способность ребенка ориентироваться в пространстве), так и специальные, помогающие овладевать какой‑ либо одной деятельностью (например, музыкальный слух). Как отмечалось, наиболее важными для развития дошкольников являются общие способности.
Способности, в отличие от знаний, умений и навыков, имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. Следовательно, необходимо определить, каким образом развиваются способности, и какое значение они имеют в структуре готовности ребенка к школе. С нашей точки зрения, наиболее важными являются три вида общих способностей: умственные, коммуникативные и регуляторные.
Умственные способности
К умственным способностям относятся сенсорные, интеллектуальные и творческие. Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Они формируются рано (в 3–4 года) и составляют фундамент умственного развития ребенка. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми сенсорных эталонов, то есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов (цвета, формы и величины). К сенсорным эталонам, которыми овладевают дошкольники, относятся цвета (семь цветов спектра), формы (пять геометрических фигур), величины (градации и параметры величины). К старшему дошкольному возрасту дети не только ориентируются в этих эталонах (знают их названия), но и могут использовать их для описания окружающего мира. С помощью эталонов дети воспринимают реальные объекты, не всегда идентичные образцу. Кроме того уже к 4 годам они могут анализировать свойства предметов, то есть раскладывать сложные объекты на составные части и синтезировать их – собирать из элементов целостный объект. Сенсорные способности являются базой для успешного овладения различными школьными предметами (арифметикой, чтением, природоведением и др. ). Методический аппарат, позволяющий оценить сенсорные способности ребенка, включает анкету и диагностические методики[1].
В анкете предлагается три варианта оценки способностей ребенка, из которых педагог должен выбрать один, наиболее подходящий по его мнению. Методики 1 и 2 направлены на выявление представлений о сенсорных эталонах и их использовании. Интеллектуальные способности обеспечивают решение задач на более сложном уровне, чем восприятие, на уровне процесса мышления. Основным средством решения задач, а, следовательно, развития познавательных способностей у дошкольников является наглядная модель. Она передает строение или структуру предмета, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, устанавливает между ними отношения. К старшему дошкольному возрасту дети могут использовать наглядную схему, чертеж или другой вид модели для решения различных задач. В дальнейшем они научаются и сами создавать модели, помогающие им в решении задач. Опора на внешнюю схему (структуру) помогает детям решать не только образные, но и логические задачи: классифицировать объекты, устанавливать математические отношения, выстраивать причинно‑ следственные связи. Они могут справиться с теми заданиями, которые было бы чрезвычайно сложно выполнить в умственном (внутреннем) плане. Овладение действиями наглядного моделирования позволяет решать широкий круг задач, что дает ребенку возможность в дальнейшем успешно учиться в школе. Для определения уровня развития интеллектуальных способностей разработан методический аппарат, включающий вопросы анкеты и диагностические методики. Методики 1–2 выявляют уровень овладения действием моделирования (использование схем); методика 3 выявляет способность использовать схемы для ориентировки в пространстве; методика 4 – уровень овладения моделированием для установления классификационных отношений. Творческие способности позволяют человеку выйти за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. К творческим способностям относятся способности к преобразованию (способности оперирования отношениями противоположности) и способности к символическому опосредствованию (способности к символизации).
Способности к преобразованию являются составной частью творчества. Они возникают у детей дошкольного возраста и продолжают функционировать на протяжении всей жизни в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах действительности. Основу способностей к преобразованию составляют способы оперирования отношениями противоположности. Развитые способности к преобразованию позволяют дошкольникам создавать новые образы путем преобразования имеющихся у них представлений о знакомых, обычных предметах и объектах действительности, например, в процессе рисования необычных, сказочных животных, людей, растений. При этом в одном рисунке дети могут объединять противоположные состояния и свойства. Так, рисуя сказочного человека, они изображают обычного человека, который ходит вверх ногами; рисуя человека‑ робота, они изображают существо, у которого – одна половина, как у человека, а другая, как у машины. Способности к преобразованию дают ребенку возможность не только наметить пути изменения различных ситуаций, но и позволяют понять принципы построения учебных предметов. Осваиваемое ребенком многообразное содержание интегрируется в целостную картину мира. Развитие способностей к преобразованию осуществляется в процессе разрешения противоречивых ситуаций и в игровой деятельности. Механизм преобразования лежит в основе активной творческой позиции ребенка в дошкольном возрасте. Его необходимо учитывать при решении вопроса о преемственности дошкольного и школьного образования. Диагностика способностей к преобразованию предполагает выявление у детей уровня оперирования отношениями противоположности. Методический аппарат включает анкету и специальные диагностические методики, предъявляемые детям в форме практических заданий с картинками. Анкета помогает педагогу ответить на следующие вопросы: понимают ли дети отношения противоположности; представляют ли какие циклические изменения могут происходить с объектами. Три диагностические методики дают возможность выявить способность детей выделять начало истории (события, методика 1); промежуточные состояния изменяющихся объектов (методика 2); предвидеть возможные изменения в циклических ситуациях (методика 3). Символические способности помогают выражать отношение к действительности с помощью символических средств. Эти средства позволяют ребенку обобщать свой эмоционально‑ познавательный опыт, используя который он может в процессе различных видов продуктивной деятельности (при создании творческого продукта), игры (при разыгрывания сюжета) выражать свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказок, человеческим чувствам и т. д.
Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются, приобретают более обобщенный характер. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (например, плохое настроение символизирует дождь, дружбу – рукопожатие). Способности к символизации (умение культурно выразить свои эмоции, найти для них подходящий образ) помогают ребенку не только в решении творческих задач, но и в сложных эмоционально‑ насыщенных ситуациях (например, в конфликтной ситуации), при смене ведущего вида деятельности (например, при переходе от игры к обучению). Для определения уровня развития способностей к символизации был разработан методический инструментарий, включающий в себя анкету и диагностическую методику. В анкете представлены три вопроса, направленных на выявление уровня развития способности детей использовать символические средства в игре, реальной жизни, на занятиях. Педагогу необходимо выбрать из трех вариантов ответов тот, который в наибольшей степени соответствует особенностям ребенка. Диагностическая методика 4 позволяет объективно определить уровень развития способностей к символизации. Методика представляет собой семь заданий, каждое из которых состоит из высказывания и трех картинок. Детям предлагается выбрать картинку для обозначения различных состояний, эмоций, событий, описанных в высказывании. Варианты ответов представляют собой общепринятые символические обозначения, индивидуальные символы, которые можно использовать для обозначения ситуаций, картинки, не связанные с высказыванием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|