Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительная деятельность. Диагностические методики. Здоровье и двигательная активность. Методика 1. Материал. Оценка




Изобразительная деятельность

57. Разнообразные изобразительные средства (цвет, форму, ритм, симметрию и т. п. ) ребенок:

а) использует самостоятельно;

б) использует с помощью взрослого;

в) затрудняется использовать.

58. Отражая действительность в художественно‑ образной форме, ребенок:

а) создает выразительные композиции, раскрывает тему;

б) создает детализированное изображение;

в) создает схематизированное изображение.

59. Рисунок ребенка соответствует предварительному замыслу:

а) почти всегда;

б) иногда;

в) редко.

 

 

Диагностические методики

 

Здоровье и двигательная активность

 

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Материал

Листы бумаги в линейку (для каждого ребенка) (рис. 1). Карандаши. Инструкция к проведению

Педагог. Возьмите в руки карандаши и посмотрите на лежащие перед вами листы бумаги. На них нарисованы полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведите прямые линии. Когда я скажу «Начали! », возьмите в руки карандаши и начните рисовать прямые линии, а когда я скажу «Стоп! » – закончите выполнять задание и отложите карандаши в сторону. Работайте быстро и внимательно.

На выполнение задания отводится 1 минута.

Оценка

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без обрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6–9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Интерпретация

Оценка 3 балла свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, требование быстроты (ограничение времени)) и точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка данного возраста, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Рис. 1

 

Оценка 2 балла свидетельствует о достаточной сформированости и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Оценка 1 балл свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

 

Общие способности ребенка

 

Умственные способности

 

 

Сенсорные способности

 

Методика 1

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании).

Материал

Лист бумаги (для каждого ребенка) с изображением 3 геометрических фигур (треугольника, прямоугольника, овала) и различных предметов (шар, слива, книга, окно, елка, лодка) (рис. 2). Карандаши.

 

Инструкция к проведению

Педагог. Рассмотрите предметы, изображенные на картинке. А теперь рассмотрите фигуры. Соедините линиями каждый предмет с той фигурой, на которую он больше всего похож.

Оценка

3 балла – ребенок правильно соединил все шесть предметов с геометрическими фигурами.

2 балла – ребенок допустил 1–2 ошибки (не соединил какой‑ то предмет с геометрической фигурой или соединил неверно).

1 балл – ребенок сделал 3 и более ошибки.

 

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, имеющие представление об эталонах формы и владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они могут различать форму окружающих предметов, как правило, знают названия геометрических форм.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие нечеткие представления об эталонах формы (не о всех эталонах) и недостаточно владеющие действием соотнесения эталонов с реальными предметами. Они иногда не различают предметы схожие по форме (например, круглые и овальные, квадратные и прямоугольные), могут не знать некоторые названия.

Оценку 1 балл получают дети, слабо владеющие действием соотнесения эталонов формы с реальными предметами. Такие дети не знают многих названий геометрических форм, не различают их в окружающем мире.

Рис. 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...