Виды деятельности. Игровая деятельность. Продуктивные виды деятельности
Виды деятельности
Под руководством взрослого ребенок проходит длительный путь развития. Вместе с тем он не является пассивным объектом обучающего воздействия взрослого. Движущей силой психического развития является собственная активность ребенка в различных видах деятельности. В деятельности развиваются мотивационная и операциональная стороны детской психики. Однако не все виды деятельности ребенка занимают одинаковое место в его жизни. Одни из них играют большую роль в развитии, другие – меньшую. В психологии принято выделять ведущую деятельность, которая оказывает наибольшее влияние на психическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность.
Игровая деятельность
Игровая деятельность влияет на развитие общих способностей. В процессе игры происходит ориентация детей в смыслах человеческой деятельности. В психолого‑ педагогической литературе выделяются сюжетно‑ ролевая игра и игра с правилами. Сюжетно‑ ролевая игра предполагает развернутую воображаемую ситуацию. Ее характерная особенность состоит в принятии ребенком на себя какой‑ либо роли, отражающей человеческие отношения. Сюжетно‑ ролевая игра развивается от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстником, а затем к развернутой коллективной игре с несколькими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Игры с правилами появляются к концу дошкольного возраста. Для этих игр характерна определенная внутренняя позиция и образ действий, оговоренный правилами. Дети учатся подчиняться правилам. Умение выражать принятую игровую позицию, устойчиво ее удерживать и действовать, сообразуясь с ней, начинает формироваться в сюжетно‑ ролевой игре. В этом проявляется генетическая преемственность сюжетно‑ ролевой игры и игры с правилами.
Освоение игр с правилами важно для формирования предпосылок учебной деятельности. В них ребенок начинает сознательно подчиняться правилам. Эта особенность игры с правилами ведет к развитию произвольности и создает предпосылки для подчинения активности ребенка учебным целям. Именно в играх с правилами ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на сам результат. Обследование развития игровой деятельности детей проводится с помощью анкеты, направленной на выявление умения играть в сюжетно‑ ролевые игры (проявлять инициативу, принимать и сменять роль, комбинировать сюжеты, владеть игровыми действиями) и игры с правилами (проявлять инициативу, использовать правила, владеть игровыми средствами и др. ).
Продуктивные виды деятельности
Внутри игры зарождается интерес детей к продуктивной деятельности. На ранних этапах дошкольного детства продуктивная деятельность тесно связана с игрой. Первоначально мотивация к продуктивной деятельности возникает в контексте игрового замысла, а затем переходит на ее результат. К продуктивным видам детской деятельности относятся изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и конструктивная деятельности. Основное назначение детской продуктивной деятельности – образное отражение действительности. Общим для этих видов детской деятельности является их направленность на получение конкретного продукта: рисунка, аппликации, модели, конструкции. Изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста предшествует довольно значительный подготовительный период. Он начинается в раннем детстве с развития предметной деятельности, когда ребенок учится наносить карандашом штрихи на бумагу, создавать так называемые каракули и усваивает изобразительную функцию карандаша. Постепенно ребенок приходит к пониманию того, что одного обозначения предмета без сходства с ним недостаточно, это не удовлетворяет окружающих людей и его самого. Ребенок начинает использовать доступные ему графические образы для изображения тех предметов, которые имеют некоторое сходство с ними. В этот период круг изображаемых предметов ограничивается одним или несколькими объектами. В рисовании ребенка сочетается намеренное изображение предмета, для которого уже имеется конкретный образ, и узнавание в случайно нанесенных штрихах знакомых объектов, графические образы которых еще отсутствуют.
Дети дошкольного возраста переходят от диффузных графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов, к собственно изображению конкретного реального предмета. Для достижения сходства предмета или объекта действительности с изображаемым предметом или объектом ребенок должен передать его форму, величину, строение, цвет, положение в пространстве. Дети осваивают разнообразные средства выразительности, благодаря которым в их работах формируется художественно‑ образное начало. Формирование образа происходит поэтапно в процессе обучения на занятиях. Степень выразительности детского рисунка зависит от уровня изобразительных способностей, развития у ребенка образного видения мира, запаса впечатлений. Выразительность образа достигается не только благодаря сходству в форме, пропорциях, но и благодаря передаче характерных поз, динамики или статики, жестов, мимики, существенных деталей. С возрастом совершенствуется умение детей использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому объекту или выделения в работе главного. При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности. В сюжетном рисовании дети выделяют главное, передают взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности (и особенно композицию); изображают предметы разных планов, линию горизонта.
Старшие дошкольники способны к некоторым элементам предварительного продумывания содержания работы и средств ее выполнения. Ребенок уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый объект. В процессе работы он реализует план, дополняя его в соответствии с содержанием. Конструирование – целенаправленный процесс создания определенной конструкции, модели, поделки из строительного материала, деталей конструкторов, бумаги, картона и бросового материала. Существует два типа конструирования: техническое и художественное. В конструировании, также как и в изобразительной деятельности, выделяются два компонента: создание замысла и его исполнение. Исполнение позволяет во внешней развернутой форме отработать механизм образного мышления – моделирующее познавательное действие. Оно состоит из нескольких операций: замещение частей конструируемого предмета строительными деталями, пространственное объединение заместителей в целостное образование (модель объекта) и отнесение модели к реальности. Практическая деятельность детей по реализации замысла не является чисто исполнительской. В процессе конструирования происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий дошкольников. В ходе практических действий дети широко экспериментируют с материалом. В результате поисковых практических действий часто уточняется и изменяется замысел, что положительно влияет на развертывание дальнейшего творческого процесса. Источником замысла детей является окружающий мир. Развитие детской конструктивной деятельности осуществляется на специальных занятиях, где используются разные формы организации обучения (по образцу, условиям, чертежам, теме, замыслу). Для развертывания собственного творчества и проявления самостоятельности детей подводят к конструированию по собственному замыслу. При такой форме организации обучения ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Вместе с тем, создание замысла будущей конструкции и его осуществление является достаточно трудной задачей для дошкольников, так как замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе практической деятельности. Для того чтобы эта деятельность протекала как поисковый, творческий процесс, дети должны иметь общие представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые пути создания конструкции. Эти знания и умения формируются в процессе конструирования по образцу и заданным условиям.
Каждая из названных форм обучения конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Они сосуществуют и сменяют друг друга в зависимости от обучающих задач и конкретной ситуации. Продуктивные виды детской деятельности имеют большое значение для психического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе. В процессе продуктивных видов деятельности ребенок осваивает умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, решать задачи и действовать в соответствии с правилами, добиваться получения адекватного цели результата. Терпение и настойчивость способствуют развитию у ребенка произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, укрепляет в стремлении к новым достижениям и помогает нацеливаться на достижение положительных результатов при исполнении новой социальной роли ученика. По мере овладения рисованием и конструированием у ребенка формируется внутренний план действия, который нуждается в материальных опорах (рисунок, конструкция). Коллективные формы общения в процессе продуктивной деятельности способствуют развитию деловых, познавательных и личностных форм общения, что очень важно для обучения в школе. Определить уровень развития продуктивных видов деятельности детей можно с помощью анкеты. Вопросы анкеты, нацеленные на определение особенностей развития изобразительной деятельности, выявляют уровень: • освоения детьми изобразительных средств; • владения средствами создания художественного образа; • соответствия изображения предварительному замыслу. Вопросы анкеты, направленные на определение уровня развития конструктивной деятельности, выявляют: • особенности создаваемых конструкций; • особенности воспроизведения готового образца; • особенности построения конструкций по заданным условиям; • наличие замысла при создании конструкции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|